В Национальном музее РК проходит выставка "Ювелирное искусство", где представлено более 300 экспонатов. Они охватывают период с XVIII по XX век. Экспонаты из частной коллекции бывшего премьер-министра Казахстана, а ныне главного секретаря Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) Имангали Тасмагамбетова.

Интерес к ювелирному искусству Тасмагамбетов унаследовал от своей бабушки. Именно она положила начало коллекции старинных украшений, которыми можно полюбоваться в музее. Во время обучения в вузе Имангали Тасмагамбетов (в 1979 году окончил естественно-географический факультет Западно-Казахстанского государственного университета имени Утемисова по специальности "учитель географии и биологии") погрузился в изучение археологии, что только усилило его интерес к артефактам.

Экспонаты "Ювелирного искусства" / Фото Informburo.kz

На выставке представлены украшения не только из Казахстана, но и из других стран – Туркменистана, Узбекистана, Ирана, регионов Закавказья.

Если внимательно рассматривать изделия, то можно заметить, что каждое украшение обладает уникальным и неповторимым стилем. При этом все экспонаты объединены общей техникой обработки камней и металла.

Женский пояс, изготовленный в XIX веке / Фото Informburo.kz

Руководитель отдела учёта фондов музея Тогжан Адильбекова объяснила нюансы техники обработки украшений.

"Характерный блеск серебро приобретает после ковки, становится более сверкающим после шлифования. После прочеканивания мелкими окружностями изделие становится мерцающим. Наконец, украшение оживает благодаря штриховке зигзагами", – объясняет Тогжан Адильбекова.

Применялась мастерами и скань (вид ювелирной техники в виде ажурного узора из тонкой проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. – Ред.). По словам специалиста, древние мастера в своих работах использовали также и другие приёмы декора – зернь, чернь, золочение. 

За стеклом музейной витрины разместили тонкие и изящные украшения для волос – шашбау, изготовленные в Туркменистане и Казахстане. Туркменские ювелиры свои изящные работы из серебра украшали цветным стеклом и подвесками в форме стилизованных коготков филина – священной птицы, которая, по легенде, оберегает юрты от ночных духов. 

Туркменские украшения / Фото Informburo.kz

Объёмные накосные шолпы (витиеватые подвески с многочисленными бляшками или монетами) весили от полутора до трёх килограммов. И это неслучайно. Они помогали оттягивать голову девушек назад, формируя красивую осанку. У каждой девушки звучание шолпы было уникальным. По звуку можно было даже определить, кто идёт – дочь или невеста.

Уверяют, что звук шолпы также отражает характер девушки: у хороших девушек они звенят, а у неряшливых бренчат. Сегодня эти украшения вплетают в причёску для выполнения защитной функции. Наши предки считали, что злые духи обитают в волосах и звон шолпы должен их отпугивать.

Шолпы, изготовленные в Северном (2) и Западном (3) Казахстане / Фото Informburo.kz

По ювелирным украшениям можно было определить возраст и социальный статус женщины. Женщины из народа их собирали из того, что было. Они могли быть скромными подарками. Между тем представительницы богатых семей заказывали комплекты у известных ювелиров. Они не должны были повторять украшения других знатных девушек.

Излюбленным украшением женщин были браслеты. Они имели магическое действие и украшали запястья рук. Среди них выделялись особые разновидности. Например, кос-блезик – несколько браслетов на одной руке, часто украшенных сердоликом. Популярностью также пользовались трубчатые формы браслетов, которые носили женщины ещё в эпоху раннего железа. 

Кос-блезик / Фото Informburo.kz

Пояса считались обязательным атрибутом мужской одежды, поскольку они служили не только для крепления, но и для демонстрации социального статуса владельца. По ширине пояса можно было определить положение мужчины: чем шире пояс, тем выше его статус в обществе. Особую роль играли накладные пластины из серебра, украшенные различными элементами.

Пояса носили и женщины, по ним также можно было определить возраст и положение его владелицы. К примеру, "пояса девичества" были гораздо тоньше мужских. Такой аксессуар символизировал чистоту и невинность девушки.

Пояса – показатель социального статуса его владельца / Фото Informburo.kz

Маленькие серебряные ножи, по словам Тогжан Адильбековой, считаются прародителями современных хирургических скальпелей и использовались для проведения обрядов обрезания. Эти ножи часто присутствовали на поясах.

Серебряный нож для обрезания – предшественник хирургических скальпелей / Фото Informburo.kz

Эта маленькая амфора предназначена для ароматизированных масел и напоминает яйцо Фаберже. Возможно, Карл Фаберже позаимствовал эту форму, чтобы создать свои знаменитые работы.

Амфора – прообраз яиц Фаберже / Фото Informburo.kz

Амулетницы – полые украшения, в которые помещали талисманы. Девушки предпочитали носить амулетницы треугольной или прямоугольной формы, а замужние женщины – трубчатой и треугольной. Такое сочетание символизировало семейное благополучие. Внутрь амулетниц, как правило, помещали выписки аятов из Корана.

Женские амулетницы прямоугольной и трубчатой форм / Фото Informburo.kz
Женские амулетницы прямоугольной формы / Фото Informburo.kz

В коллекции Тасмагамбетова особо представлен ещё один интересный экспонат – женское седло, украшенное бирюзой, красным бархатом и серебром. Интересно, что оно выполнено из костей крупного рогатого скота. Передняя часть напоминает голову утки. По словам спикера, предки казахов в совершенстве владели техникой обработки костей. Так, чтобы изготовить седло, кости вываривали, после этого вырезали матрицу, и уже на заключительном этапе седлу придавали форму.

Женское седло XIX века / Фото Informburo.kz

Гигиенические наборы как часть ювелирных украшений включали в себя зубочистки, ухочистки и ногтечистки. Женщины прикрепляли их к груди. Например, подвески с округлым концом использовали для чистки ушей, с острым – для зубов, с плоским – для ногтей. Эти инструменты можно было носить с собой, прикрепляя к одежде цепочкой.

Два в одном: украшение и гигиенические наборы / Фото Informburo.kz

Иногда серьги были настолько тяжёлыми, что их прикрепляли к волосам, чтобы не травмировать мочки ушей девушек. Например, серьги в форме полумесяца, а также другие украшения с подвесками, символизировали единство мира. Серьги в форме шанырака символизировали семью и домашний очаг.

Слишком тяжёлые серьги крепили к волосам, а не к ушам / Фото Informburo.kz

По мнению Тогжан Адильбековой, каждое из украшений – это часть культурного наследия и традиций народов Азии. У каждого своё предназначение, будь то функция оберега, сохранения традиций или сакрального значения.

Куратор выставки считает, что каждый предмет имеет неповторимую ценность. Она подчеркнула, что изготовление даже самых простых предметов требовало больших временных и трудовых затрат. Все работы на выставке, по её словам, это высший пилотаж ювелирного искусства. Куратор объяснила также, что нельзя считать один предмет лучше или хуже другого. У каждого – особое место.

"Эти украшения действительно уникальны. Мы не только восхищаемся их красотой, формами и яркими цветами, но и понимаем, что они – продукт мастерства высокого уровня. Зергеры, создавшие эти произведения искусства, проявили величайшее мастерство и талант. Ведь изготовление ювелирных украшений – вид искусства, доступный не каждому. Оно требует эстетического вкуса, таланта и стремления к творчеству", – обратила внимание Тогжан Адильбекова.

Оценочная стоимость этой коллекции, по словам куратора выставки, не указана. Тем не менее она добавила, что предметы очень тяжёлые и массивные. Некоторые весят от 100 до 500 граммов и даже больше. Если учесть нынешнюю стоимость серебра и умножить её на вес каждого предмета, то получится значительная сумма даже без учёта исторической и ювелирной стоимости экспонатов.

В 90-е годы ХХ века с обретением независимости, по словам Тогжан Адильбековой, в Казахстане начался настоящий бум по сбору, заказу и покупке украшений в национальном стиле.