"Хотела выбросить своего ребёнка из окна". Как казахстанки проживают послеродовую депрессию
При поликлиниках есть "Школы мам", там помогают недавно родившим женщинам справиться с подавленным состоянием.По данным ВОЗ, 13% женщин в мире после родов впадают в депрессию. В развивающихся странах этот показатель ещё выше: 19,8% женщин, родивших впервые и в молодом возрасте, наиболее подвержены кризисному состоянию в послеродовой период.
Послеродовая депрессия возникает в связи с гормональными изменениями в организме женщины. Маме, особенно первороженице, после появления на свет малыша может стать неожиданно грустно, одиноко и страшно. Она чувствует необъяснимую тоску и усталость. Может беспричинно много плакать или сердиться на близких.
Подобное состояние может усугубиться под влиянием таких факторов как процесс адаптации молодой матери к новым условиям и осознанию, что она теперь ответственна за жизнь ребёнка, нехватка времени для себя, отсутствие понимания и помощи со стороны родных, нехватка сна. Если не учитывать все эти факторы, игнорировать или запустить депрессивное состояние, то это может привести к смерти матери и ребёнка. Поэтому при первых же признаках депрессии и душевного кризиса, нужно обратиться за помощью к специалистам.
Специалисты различают три вида угнетённого состояния молодой матери:
- baby blues, или материнская меланхолия;
- послеродовая депрессия;
- послеродовой психоз.
Baby blues ("блюз" означает меланхолию), или материнская меланхолия, – это преходящее, транзиторное, парафизиологическое состояние, которое в 70-80% случаев возникает у женщин в течение недели после родов и продолжается до двух недель. Женщина в это время может грустить и беспричинно плакать. Если у человека это состояние продолжается больше двух недель, то это можно считать первыми признаками послеродовой депрессии.
Послеродовая депрессия – состояние более стойкое и длительное. Она развивается в первые четыре месяца после родов, но может возникнуть в любое время в течение первого года жизни ребёнка и длиться до 1,5-2 года.
С послеродовой депрессией сталкивается 10-15% молодых мам. Во время этого состояния женщина обычно подвержена переменчивому настроению, бывает обидчивой, наблюдается усталость и возникает чувство вины. Мать может стать замкнутой и у неё даже может возникнуть злой умысел насчёт себя и ребёнка. В такой период очень важна поддержка родных и близких. Не помешает и помощь специалистов.
Если вовремя не следить за своим ментальным здоровьем послеродовая депрессия может затянуться и привести к психозу. Послеродовой психоз – это острое психическое расстройство, развивающееся в первые недели после родов. Проявляется депрессией, бессонницей, спутанностью сознания, бредовыми идеями о неизлечимой болезни ребёнка, манией преследования или галлюцинациями. Поведение пациенток становится неадекватным: они отказываются ухаживать за новорождённым, наносят ему вред, совершают попытки самоубийства.
"Матери не часто обращаются за помощью к специалистам"
По словам акушера-гинеколога Сержана Абдешова, послеродовая депрессия встречается часто.
"На послеродовую депрессию влияют стрессовые ситуации, пережитые женщиной в предродовой период. Это могут быть ссоры в семье и на работе, материальные трудности или, к примеру, аборт, преждевременное прерывание беременности, ранняя беременность, наличие врождённых или приобретённых заболеваний у предыдущих детей. Также подобный эмоциональный кризис часто встречается у молодых мам, не достигших совершеннолетия", – рассказал врач.
Сейчас, по его словам, во многих поликлиниках страны функционируют "Школы мам". При этом врач отметил, что не многие женщин обращаются за помощью к психологам.
В "Школах мам" вас могут проконсультировать акушеры, гинекологи, неонатологи и психологи. Они подготавливают беременных к родам, объясняют, как правильно ухаживать за новорождённым и как его кормить. Оказывают психо-эмоциональную поддержку. Однако нельзя сказать, что за помощью к специалистам "Школ мам" обращаются много беременных или планирующих в будущем рожать женщин.
Кроме того, в каждом роддоме, по словам врача, несколько раз в год проводятся дни открытых дверей. В роддомах имеются психологи, которые оценивают психологическое состояние матерей по так называемой Шкале депрессии Бека. В случае необходимости рядом с роженицей в роддоме могут находиться супруг или родственница.
Послеродовая депрессия – тема, которая до последнего времени не поднималась в казахстанском обществе. Лишь в последние годы её начали широко обсуждать в отечественных медиа. Молодые мамы начали описывать свои эмоциональные переживания в соцсетях, морально поддерживать друг друга и делиться советами. Вот несколько таких историй.
"Говорила мужу, чтобы он не подпускал меня к окнам"
"Я родила своего ребёнка в зрелом возрасте. По казахским меркам, и замуж вышла поздно. Через год после замужества родила. Сразу после родов начались различные проблемы. Молоко пришло не сразу, ребенок родился с желтухой (физиологическая желтуха возникает у половины доношенных и 80% недоношенных новорождённых. – Авт.)", – рассказала Индира Байболова.
По её словам, ребёнок был очень беспокойным. Три дня она не сомкнула глаз в роддоме. По прибытии домой стала ощущать некое опустошение, и настроения вообще не было. Вдобавок свекровь повторяла ей, что так как у неё мало молока, ребёнок постоянно голодный.
"А один раз свекровь заявила, что молоко моё непитательное и некалорийное. Я злилась, но ничего не могла ей возразить. Я родила впервые и не знала, как правильно кормить. Всё это разом навалилось на меня, и я впала в глубочайшую депрессию. Самое страшное было то, что в какой-то момент ко мне пришла мысль выбросить ребёнка в окно. Я страшно испугалась. Мы тогда жили на высоком этаже. Я постоянно говорила мужу, чтобы он закрывал окна и не подпускал меня к ним", – вспомнила женщина.
Уровень гормонов в организме скакал, поэтому и настроение Индиры постоянно менялось.
К счастью, она начала изучать своё состояние, прочитала в интернете истории матерей и немного пришла в себя. Женщины делились в соцсетях опытом и рассказывали, что чтобы привыкнуть к малышу и своему новому статусу, нужно примерно три месяца.
"Главное, вытерпеть эти три месяца, дальше всё будет хорошо, – внутренне настраивала себя я. И, несмотря на это, я могла расплакаться по любому пустяку. Большинство женщин считают, что самым сложным является сам процесс родов. Думают, главное пережить схватки и родить, а дальше как-нибудь справятся. Но лично для меня по сравнению с самими родами было тяжелее пережить послеродовую депрессию, привыкнуть к ребёнку, восстановить здоровье. Конечно, буду только рада, если другие матери не столкнуться с подобным трудностями. Но в любом случае советую идти рожать, обладая хотя бы теоретическими знаниями обо всех потенциальных трудностях", – посоветовала она.
"После родов лечила "травму" у психотерапевта"
"Послеродовая депрессия меня не обошла стороной. Было ощущение полного одиночества. Я думала, меня никто не понимает. Я тосковала по прежней жизни и постоянно плакала, когда не могла выкроить время, чтобы прогуляться на улице или не успевала помыть посуду. В голову приходили лишь негативные мысли. Как только пыталась думать о чём-то позитивном, сразу же лились слезы", – рассказала Алия Мырзагул.
Специалисты связывают послеродовую депрессию женщин с медицинскими показателями. Например, нехватка в организме витаминов, в частности магния, делают женщину плаксивой и обидчивой. Потому как мать отдаёт все витамины ребёнку и ослабевает. Отсюда и душевное опустошение.
"Но самое тяжёлым для меня было то, что сами роды были сложными. Можно сказать, что я чудом выжила. Несколько дней я чувствовала невыносимую боль, не могла сама родить. Врачи приняли решение сделать кесарево сечение. Полученную тогда психологическую травму я не могла долго забыть. Как только вспоминала, начинала плакать. И чтобы избавиться от этой родовой травмы, когда ребёнку исполнился год, я пошла к психотерапевту", – призналась она.
Психотерапевт попросила Алию закрыть глаза, вспомнить и рассказать о дне, когда она пыталась родить. Причём в мельчайших подробностях.
"Я вспомнила всё: какая была погода в тот день, во что были одеты врачи, какие вещи меня окружали, какие часы висели на стене. С закрытыми глазами я поведала ей, как начались роды, из-за чего я мучилась и почему врачи решились на операцию. Вспомнив о своих переживаниях в подробностях, впервые после родов я в слезах рассказала всё специалисту. Выплеснула все негативные эмоции, которые, оказывается, никуда не делись, а спрятались где-то глубоко внутри. А когда закончила свой рассказ психотерапевт попросила рассказать всё заново, акцентируя внимание на деталях", – описала свой первый визит женщина.
Во время повторного рассказа, по словам Алии, когда она описывала тёмную и холодную операционную, то реально почувствовала холод и попросила психотерапевта накрыть себя чем-нибудь. По мере углубления в повествование она начала испытывать ощущение будто по настоящему начались схватки и она снова рожает.
"Я начала глубоко дышать и две-три минуты мучилась. От волнения я сказала ей, что собираюсь рожать – мол, начались схватки. А она мне говорит, ничего страшного, это психосоматика. В какой-то момент муки мои прекратились. Когда пришла в себя, она дала мне воды и попросила ещё раз рассказать про день родов. Но в этот раз я уже не плакала, а почувствовала какое-то облегчение и спокойствие. Я поняла, что избавилась от тяжести, которая давила на меня целый год. Придя домой, я от усталости быстро уснула, будто реально родила в тот день. С тех пор историю своих родов я рассказывала знакомым с лёгкостью и без переживаний. А раньше, когда видела в кино, как кто-то рожает, то ассоциировала себя с роженицей и рыдала. Теперь всё это позади", – сообщила наша собеседница.
"Каждой женщине после родов нужна помощь психолога"
Мать двоих детей Гульдана Газизова рассказала, что во время своей первой беременности морально готовилась к родам, много читала, какие изменения происходят в женском организме, как развивается плод, как ухаживать за новорождённым.
"Но всё равно в итоге я оказалась не готова рожать. Так как я рожала в 24 года, поняла, что в психологическом плане как мать ещё не успела в полной мере сформироваться. После родов я мучилась, потому что долго не могла привыкнуть к своему новому образу жизни и принять изменения в своём теле. Ребёнок был плаксивым и беспокойным. Днём и ночью я не спускала его с рук. Забыла, что такое сон. Короче, поняла, что такое депрессия", – поведала Гульдана.
Особенно было трудно ей, привыкшей к свободному образу жизни, 24 часа в сутки находиться в четырёх стенах. Это, по её словам, было просто невыносимо.
"Возникает ощущение, будто ты выпала из жизни. Мне сильно хотелось пойти в кино или театр. Но у нас во многие общественные места не допускают с маленькими детьми. Вот бы оказаться в театре в звукоизолирующей комнате и хоть бы одним глазком понаблюдать, фантазировала я. Позже я поняла, что каждой впервые родившей женщине необходима помощь психолога. Тогда ей будет легче быстрее адаптироваться к новым реалиям. В целом ребенок не должен быть единственным занятием женщины", – считает Гульдана.
Для каждой женщины, по словам Гульданы, очень важны в такие периоды духовная свобода и финансовая независимость, чтобы молодую маму не поглотила ежедневная рутина. Мать должна хорошо отдыхать и прийти в себя после родов, должна доверить кому-то работу по дому.
"Стирку надо доверить стиральной машине, посуду – посудомоечной. А если близкие будут помогать по дому, это вообще прекрасно. Моя послеродовая депрессия растянулась на три года. А после неё желание иметь второго ребёнка возникло лишь через пять лет. Спустя пять лет с полной моральной готовностью я родила во второй раз. В этот раз было намного легче", – с радостью вспомнила она.
Второй ребёнок уже был спокойным, Гульдана ела то, что хотела. Радовало и то, что она родила в тёплое время года. Когда второму ребёнку исполнилось восемь месяцев, женщина нашла удобную для себя работу рядом с домом . Финансовых проблем не было.
"Почти сразу после вторых родов я пошла в салон и сделала себе красивую стрижку. Подняла себе настроение. Тогда-то я и поняла, что единственный путь побороть депрессию – баловать себя маленькими радостями жизни", – резюмировала Гульдана.
Имена героинь в материале изменены.