Выбор шин: брендовые предпочтения в консенсусе с казахстанским кошельком
Хочу внести свои "пять копеек" в его понимание. Причём не буду касаться технологий, инженерных решений и дизайнерских трендов и уж тем более конкретных моделей, а рассмотрю его под углом брендового предпочтения. Ведь, согласитесь, основная масса автомобилистов очень мало знает о технологических особенностях той или иной линейки шин (нередко опираемся на информацию, полученную из таких "проверенных" источников как сосед по гаражу дядя Вася, "крутой чел" с интернет-форума под ником autoguru, ну или знакомый спец из ближайшего шиномонтажа).
А чего стоят проскакивающие на различных интернет-форумах высказывания "знатоков" типа: вся резина по сути одинаковая, смесь у всех марок одна и та же, рисунки протектора специально делают мудрёными, чтобы смотрелось круче, так что брендовость шин – это чистый развод на бабки.
О "разводе на бабки"
Что-то в этом есть. Как и в любой другой потребительской области, приобретая продукт от именитого вендора, мы переплачиваем существенный процент за марку – за то, что "стиралка" именно Bosch, что майка именно Gucci, а авто именно Mercedes. Сорри, таковы уж маркетинговые правила игры.
Но… при этом мы чётко осознаём, что реальные бренды топового ряда – это почти всегда гарантия безупречности технологий и качества. На этом играют маркетологи, на это мы и ведёмся.
Что касается шинных брендов, то здесь ситуация аналогичная. Высокая цена на продукцию премиум-класса обусловлена не только тем, что производитель ну очень хочет получить хорошую прибыль, а ещё и тем, что она, эта продукция – результат действительно сложных и дорогих разработок. Иначе кто бы её покупал?
Есть ли глубокие отличия между дорогими и дешёвыми шинами? Безусловно. Можно даже не вдаваться в технические подробности, а просто посмотреть на производственные затраты: Michelin, Continental, Bridgestone – каждая компания ежегодно вкладывает свыше полумиллиарда евро на научно-исследовательскую деятельность, Nokian из года в год инвестирует 2,5% денежных средств от общего оборота концерна (это сотни миллионов евро) в развитие производства. А теперь давайте прикинем, сколько ежегодно вкладывается в разработку и производство "до боли родных" "Кама Евро" или "Белшина"? Вот во столько же раз они и хуже, как бы не расписывали их прелести высокооплачиваемые специалисты по рекламе и маркетингу.
Давайте сразу определимся, что называется, "на берегу": премиум-класс – это действительно класс, но за немалые деньги.
Стоит ли тратиться на продукцию такой марки, эксплуатируя бюджетный автомобиль (а если ещё и подержанный)? Думаю, что нет.
Разумнее рассматривать продукты от производителей другого "эшелона", где соотношение "цена-качество" уже не так дырявит карман.
Тех же, кто считает обязательным покупать только "крутые тапки", понять можно – они обеспечат не только более высокий уровень управляемости и безопасности, но и больший срок эксплуатации (премиум-изделия, как правило, обладают завидной износостойкостью), что с успехом нивелирует их высокую стоимость.
Премиум
Тех, кто в табели о рангах стоит в первом ряду, не так уж и много, а точнее, их всего пять: Bridgestone, Continental, Michelin, Nokian и Pirelli.
Но надо помнить о некоторых нюансах. Так, у Nokian Tyres к премиум-классу относятся только линейки зимних шин (как шипованных, так и фрикционных) – собственно, нравится это кому-то из конкурентов или нет, но данная компания является законодателем "моды" и генератором основных трендов в сегменте зимней "обувки". А вот летняя резина Nokian – продукт, предназначенный исключительно для скандинавского лета (о чеём заявляет сам производитель), где температура выше +25°С заставляет тамошних жителей целыми днями торчать в холодных северных речках поплавками кверху.
К тому же стоит учесть, что у любого из вышеуказанных производителей шин помимо действительно топовых решений, есть и бюджетные линейки, в которых применяются более упрощённые технологии, не столь дорогостоящие. Тем не менее эти модели являются детищами передовой инженерной мысли, и они однозначно лучше любой шины российского, белорусского, а тем более китайского производства. К примеру, у финского концерна есть линейка Nokian Nordman, а у Continental вообще отдельный бренд – Semperit. На шины под такими марками стоит обратить внимание, поскольку сто́ят они заметно демократичнее.
Также у любого из этих производителей есть линейка низкобюджетных стоковых шин, которые они производят и поставляют на автозаводы для первичной комплектации выпускаемых автомобилей. Это недорогие шины, устанавливаемые на недорогие машины. О каких-то технологических высотах в этих продуктах говорить не приходится. Они гарантируют удовлетворительный уровень управляемости на хорошем покрытии, и не больше. Да большего автопроизводителям и не нужно. Иначе возрастёт цена на авто, а в бюджетном классе машин конкуренция самая жёсткая, ведь у небогатого потребителя играет роль каждая сэкономленная копейка. Считается, что автозавод обеспечил клиента необходимым минимумом, а что-то более крутое пусть каждый покупает сам, в зависимости от предпочтений и задач.
Но при этом, конечно, ни один из мировых автомобильных вендоров не станет комплектовать свои авто бог весть чем. Это будут только именитые шинные бренды. Во-первых, они реально гарантируют среднедостаточные параметры и, как правило, завидную износостойкость. А во-вторых, это маркетинговая фишка – типа, зацените, у нас не абы какие "тапки", а "Мишлен" ("Пирелли", "Конти", "Бриджи").
Кстати, большинство автовладельцев в Европе уже в первую пару лет избавляется от заводского комплекта, докупая более серьёзные модели шин. А эта чуть бэушная резина затем с успехом продаётся на просторах СНГ, радуя нашего человека практически непотёртым протектором, и владелец авто зачастую полагает, что за совсем смешные деньги приобрёл почти не пользованную резину премиум-класса.
…Но только не надо говорить, поднимая к небу указательный палец, что нынче на многих иномарках российской сборки в первичной комплектации устанавливаются шины российского производства. И при этом особо давить на то, что сам всемирно известный автопроизводитель утвердил допуск этих шин на сборочный конвейер. Будем реалистами. То, что VW ставит на свои легковушки, собираемые в РФ, "Каму Евро", имеет две основные причины.
Первая заключается в том, что самая крутая модель "Камы" всё-таки дотягивает до стандарта дешёвых стоковых фирменных шин (хотя и с целым букетом натяжек и оговорок). Зато эта продукция местного рынка, а значит, можно заметно сэкономить на доставке. Да и стоит она по-любому меньше самых бюджетных шин премиум-брендов. В итоге их машины на локальном рынке окажутся ещё дешевле, что будет способствовать повышению объёма продаж.
Вторая – это явное стремление заграничного автопроизводителя, пришедшего на чужой рынок, сделать небольшой реверанс местным властям, чтобы они были к нему более благосклонны. А благосклонность властей, как известно, если уж не даёт преференций, то, по крайней мере, не мешает развивать бизнес.
В общем, пока "Кама" ставится исключительно на российские "фольксвагены" (по принципу, что этим папуасам, то бишь нам, и так сойдёт), это не будет считаться показателем надлежащего качества изделия. Вот когда "Каму" начнут рекомендовать пусть на самые-пресамые бюджетные авто, но выпускаемые в Вольфсбурге или Эмдене, то значит, подвижки действительно появились, и в правильную сторону.
Фото автора
(Продолжение следует)