В Казахстане по-прежнему остро стоит проблема коррупции, на что указывают последние данные. За первые семь месяцев текущего года было зарегистрировано 1,2 тысячи уголовных коррупционных преступлений, что на 8,1% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (январь – июль 2023 года).

Наибольшее количество коррупционных преступлений связано с дачей взятки –  таких случаев зарегистрировано 364. Также зафиксировано 249 случаев получения взятки, 210 случаев присвоения или растраты чужого имущества, 143 случая коррупционного мошенничества и 137 случаев злоупотребления должностными полномочиями. 

Особое внимание вызывает рост числа подозреваемых в коррупции: за первые семь месяцев 2024 года их количество увеличилось на 13,4%, достигнув 933 человек. Из них перед судом предстали 548 обвиняемых. Большинство дел связано с чиновниками акиматов и их подразделений, а также с сотрудниками МВД, министерств сельского хозяйства, по чрезвычайным ситуациям, здравоохранения и финансов.

Где проходит грань между благодарностью и взяткой 

По словам исполнительного директора общественного фонда по борьбе с коррупцией Transparency International Kazakhstan и автора YouTube-канала "Жұрттың баласы" Мурата Данияра, наиболее распространённые формы коррупции в стране включают взяточничество, кумовство и злоупотребление должностными полномочиями. В Казахстане люди чаще всего думают, что коррупция – это только воровство. Однако коррупцией также считается и превышение должностных полномочий, объясняет он.

По словам активиста, в школах и вузах это может проявляться через подарки за оценки или за поступление, в государственных учреждениях – через "ускорение" бюрократических процессов за взятку.

"Благодарность в виде цветов или шоколада учителю или врачу традиционно не считается коррупцией, однако если это делается в обмен на конкретные услуги (лучшие оценки, особое отношение), то это уже может переходить грань и расцениваться как взятка. Я не вижу ничего плохого в небольшом подарке для учителя, например, на День учителя. Но когда учитель собирает деньги на ремонт, продаёт товары и журналы, это уже коррупция", – отметил Мурат Данияр. 

Сейчас же, как он говорит, таких случаев в Казахстане практически нет. Он вспоминает свои годы в школе, когда учитель по алгебре без стеснения занималась "предпринимательской деятельностью" за хорошие оценки.

Как предупредили в Антикоррупционной службе, коллективам и третьим лицам разрешено дарить учителям подарки, включая букеты цветов на 1 сентября, при условии, что учитель не совершает никаких действий в пользу дарителя из-за этого подарка. Однако если будет доказана связь между подарком стоимостью свыше 5 МРП (18 460 тенге) и действиями учителя в интересах дарителя, это может привести к уголовной ответственности учителя по статье 247 УК "Получение незаконного вознаграждения". Преступник может быть наказан штрафом до 80 МРП, исправительными работами в том же размере, общественными работами до 80 часов или арестом на срок до 20 суток.

Коррупция в медицине – отдельная проблема, с которой сталкиваются казахстанцы. От благодарности за успешные роды до дополнительных "рахметов" за качественно проведённую операцию – в медицинской сфере взятки стали негласной нормой. 

"Совсем недавно моему хорошему другу сделали операцию на плечо. Врач вежливо попросил 200 тысяч тенге в качестве "рахмета". Друг отказался. В итоге после операции медсестры к нему не приходили и долго тянули с обезболивающим. Другу пришлось заплатить 100 тысяч тенге. И что вы думаете? Уход за больным моментально изменился. Таких примеров множество", – рассказывает собеседник.

По мнению Мурата Данияра, проблема коррупции в медицине воспринимается двояко. С одной стороны, некоторые считают, что пациенты, вручая врачам "рахметы", компенсируют их низкие зарплаты. Однако это проявление низовой коррупции, которая, хотя и регулирует отношения между людьми, остаётся незаконной. Мурат Данияр подчёркивает, что бороться с такими явлениями нужно, но корень проблемы лежит глубже – начинать искоренение коррупции необходимо с головы.

Куда обращаться, если стал свидетелем коррупции

На сайте egov.kz указано, что если гражданин стал свидетелем или жертвой коррупции, он может сообщить об этом одним из следующих способов:

  1. Позвонить по бесплатному номеру 1424 в call-центр Антикоррупционной службы. Консультанты расскажут о дальнейших действиях или обеспечат оперативное реагирование на факты коррупции.
  2. Направить письменное обращение по почте на адрес: 010000, город Астана, проспект Кабанбай батыра, 19, блок "Б", Агентство Республики Казахстан по противодействию коррупции, либо в территориальные департаменты агентства по месту жительства.
  3. Отправить сообщение через онлайн-сервис портала электронного правительства egov.kz. Для этого потребуется электронная цифровая подпись (ЭЦП).
  4. Написать в блог председателя агентства на сайте "Открытый диалог" или на сайте самого агентства.

В прошлом году Антикоррупционная служба запустила Telegram-бот @antikorkz_bot, через который также можно оперативно сообщать о случаях коррупции. Кроме того, в приложении Smart Astana появилась новая функция "Stop коррупция", внедрённая департаментом Агентства по противодействию коррупции. Теперь жители Астаны могут быстро и анонимно сообщать о фактах коррупции и через него. 

За предоставленную информацию может быть выплачено вознаграждение в соответствии с законом о противодействии коррупции. Сумма вознаграждения за сообщение о коррупции варьируется от 30 до 4000 МРП (от 110 760  до 15 млн тенге).

Вознаграждение выплачивается за:

  • сообщение о факте коррупционного правонарушения;
  • информацию о местонахождении разыскиваемого лица, совершившего коррупционное правонарушение (список таких лиц доступен на сайте Антикоррупционной службы);
  • иное содействие, способствующее выявлению и расследованию коррупционных правонарушений.

"Ключевые документы, которые помогут доказать факт коррупции, включают официальные контракты, банковские переводы, чеки или квитанции о платеже, а также любые внутренние документы, показывающие незаконные решения или действия. Цифровые следы, такие как электронные письма, сообщения в мессенджерах, скриншоты и записи телефонных разговоров, также важные доказательства. Если вы стали свидетелем коррупционного преступления, полезно записать показания свидетелей или людей, которые могут подтвердить факт нарушения", – подчеркнул Мурат Данияр.

Кроме того, по словам Данияра, важно сохранять оригиналы всех документов, а копии предоставлять в органы для расследования. В случае, если дело дойдёт до суда, такие доказательства окажутся решающими для привлечения коррупционера к ответственности. Также рекомендуется обращаться за юридической помощью, чтобы грамотно составить заявление и правильно оформить доказательства для подачи в соответствующие органы.

"Времена "терпил" и "стукачей" давно прошли. Надо выбивать из головы такие "районовские" понятия и информировать ответственные органы", – заявил он. 

В ближайшее время у Transparency International Kazakhstan также появится собственный чат-бот для сообщений о коррупции. Этот инструмент будет полезен для тех, кто испытывает недостаток доверия к официальным государственным органам. 

Защищены ли свидетели

Люди, сообщающие о фактах коррупции, их по-другому называют whistleblowers ("разоблачитель"), нередко сталкиваются с негативными последствиями, такими как увольнение, преследование или давление со стороны коллег и начальства.  

"К сожалению, человеческий фактор исключить невозможно. Но здесь гражданин должен понимать, что он делает большое и важное дело не только для себя, но и для искоренения коррупции в стране в целом", – уверен Мурат Данияр.

Данияр считает, что в Казахстане необходимо создать сильные механизмы защиты whistleblowers. Несмотря на то что сейчас существует законодательная защита свидетелей в коррупционных делах, её следует усилить и сделать более эффективной, уверен он.

Одним из таких инструментов может стать создание безопасных каналов для анонимных жалоб, которые позволят людям сообщать о нарушениях без страха за свою безопасность и карьеру. Также, по словам Мурата Данияра, важно развивать культуру поддержки whistleblowers, чтобы люди понимали, что их действия приносят пользу обществу и государству.

"Нужно больше внимания уделять защите заявителей и обеспечивать уверенность в том, что сообщивший о коррупции будет защищён", – уверен исполнительный директор фонда.

Какая ответственность предусмотрена за коррупционные деяния 

Согласно пункту 3 статьи 187 Уголовно-процессуального кодекса РК, дела о преступлениях, связанных с коррупцией, расследуются следователями Антикоррупционной службы. В перечень таких дел входят преступления, описанные в статьях 189, 190, 216, 217, 218, 218-1, 234, 249, 307, 361, 362, 364, 365, 366, 367, 368, 369 и 370 Уголовного кодекса. Эти преступления связаны с хищением, злоупотреблением служебными полномочиями, отмыванием денег и другими правонарушениями в сфере государственной службы и бизнеса. Кроме Антикоррупционной службы с коррупцией борются органы национальной безопасности и службы внутренней безопасности в госучреждениях и правоохранительных органах. Однако их работа часто критикуется за неэффективность и формальный подход.

Каждая статья УК, связанная с коррупционными деяниями, предусматривает наказания в зависимости от тяжести преступления – от штрафов до лишения свободы с конфискацией имущества и пожизненным запретом занимать определённые должности или заниматься конкретной деятельностью. 

К примеру, статья 361 УК РК касается злоупотребления должностными полномочиями. Она применяется, когда лицо, уполномоченное на выполнение государственных функций или занимающее ответственную должность, использует свои полномочия не в интересах службы, а для получения выгоды для себя или других лиц либо для причинения вреда. Если такие действия приводят к существенному вреду правам и законным интересам граждан или организаций, а также охраняемым законом интересам общества или государства, виновное лицо может быть наказано следующими мерами:

  • штрафом в размере до 2000 МРП;
  • исправительными работами в том же размере;
  • привлечением к общественным работам на срок до 600 часов;
  • ограничением свободы на срок до 2 лет;
  • лишением свободы на тот же срок с конфискацией имущества и пожизненным лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью.

Статьи 366 и 367 УК РК касаются получения и дачи взятки. За получение взятки должностным лицом предусмотрен штраф от 20- до 50-кратной суммы взятки или лишение свободы до 5 лет с конфискацией имущества и пожизненным запретом на работу в определённых должностях. Дача взятки наказывается штрафом от 20- до 30-кратной суммы взятки или лишением свободы до 5 лет с аналогичными санкциями.

Причины, по которым коррупция продолжает оставаться серьёзной проблемой в республике

Мурат Данияр считает, что коррупция по-прежнему остаётся значительной проблемой в Казахстане и один из главных факторов – низкая прозрачность работы государственных органов. Он привёл пример с возвратом незаконно приобретённых активов.

"В новостях мы слышим, что у олигархов возвращают сотни миллиардов тенге в казну государства. Все эти деньги и активы попадают в специальный фонд. Но куда дальше распределяются эти активы? Общество об этом не знает. В этом важном вопросе, который мог бы увеличить доверие населения к государству, отсутствует главное – прозрачность", – считает Данияр.

30 января 2024 года глобальное антикоррупционное движение Transparency International опубликовало Индекс восприятия коррупции. Казахстан набрал 39 баллов из 100 возможных (97-е место среди 180 стран). Всё, что ниже 50 баллов, считается высоким уровнем коррупции.

"В нашем регионе (Восточная Европа и Центральная Азия) лишь одна страна смогла преодолеть этот порог, это Грузия, у которой 53 балла. После "революции роз" Грузия провела масштабные реформы, направленные на искоренение коррупции. Одними из ключевых мер стали упрощение государственных процедур, полная прозрачность работы госструктур, ликвидация коррупции в полиции и внедрение электронных государственных услуг. В результате уровень коррупции в стране значительно снизился, а доверие к государственным органам возросло", – приводит пример Мурат Данияр. 

Тем не менее, по словам Мурата Данияра, изменения на практике оказываются гораздо более сложными и глубокими. Он подчёркивает, что в Казахстане инициировать подобные изменения должен парламент.

"О какой прозрачности может идти речь, если все крупные нефтяные контракты в стране засекречены? Мы не видим детальных активов Национального фонда и пенсионного фонда. Я всегда привожу в пример Норвежский нефтяной фонд, где можно отследить каждый актив, будь то акции компаний, облигации или недвижимость, включая адреса", – высказался он.

Независимый юрист и председатель палаты юридических консультантов Confidence&Law Айнура Кайдарова подчёркивает, что основная проблема неэффективности антикоррупционных мер заключается в том, что в поле зрения Антикоррупционной службы оказываются в основном мелкие правонарушения, в то время как более серьёзные случаи остаются без внимания. 

"Если бы законы действительно работали на предотвращение коррупции, статистика говорила бы об обратном. Для реальных изменений необходимо пересмотреть подходы к реализации антикоррупционных мер и усилить контроль за крупными правонарушениями", – считает она.

Коррупция в Казахстане продолжает существовать по ряду причин, несмотря на наличие антикоррупционных законов, говорит Айнура Кайдарова.

"Во-первых, она прочно укоренилась в высших эшелонах власти, правоохранительных органах и судебной системе. Во-вторых, некомпетентность ответственных лиц способствует её распространению, так как они не способны обнаруживать коррупцию и её предпосылки – так называемые коррупционные риски", – отметила она.

Более того, Айнура Кайдарова считает, что низкая культура поведения некоторых чиновников и недостатки в их воспитании с детства тоже играют роль в этом процессе. А также отсутствие идеологии, формирующей в обществе нетерпимость к коррупции, лишь усугубляет ситуацию.

"Считаю, что ужесточение мер против коррупции крайне необходимо. Следует исключить штрафы и ввести только серьёзные наказания, вплоть до пожизненного лишения свободы. Я даже предлагаю отменить мораторий на смертную казнь и применять её к коррупционерам. Кроме того, гражданское общество должно проявлять нетерпимость к коррупции и требовать соблюдения закона всеми доступными способами. Только объединив усилия и подняв уровень осведомлённости, можно добиться снижения уровня коррупции", – заключила Айнура Кайдарова.