Возвращение трамваев, святой Макдональдс и живописные муралы - репортаж с 7-го Artbat Fest
Масштабный алматинский фестиваль, который каждый год ждут и художники, и зрители, на этот раз поселился там, куда современное искусство доселе не заглядывало – в Ботаническом саду и заброшенном трамвайном депо Алматы. В этом году акимат города решил не поддерживать Artbat Fest, и организовать что-то на том же Арбате или железнодорожном вокзале, как в прошлый раз, было невозможно.
Впрочем, немного потеряли: за счёт неожиданных локаций выставки этого года получились ещё интереснее. Ведь то же депо – это часть городской легенды, это не просто необычное место с оригинальной и аутентичной архитектурой, которое не даёт всем нам забыть, что ещё недавно у нас в городе бегали трамваи.
Из-за целиком обтянутого целлофаном трамвая – он будто в коконе и ждёт нового рождения (проект Александры Калачёвой) – кажется, что у города ещё не всё потеряно с экологическим транспортом. Вот-вот и родится новое жёлтое чудо.
Интересно, как на выставке переплелись времена: городские трамваи – как символ прошлого, и молодые художники – как символ будущего Алматы. "Когда мы говорим о культуре в большом городе, это ведь не обязательно речь идёт о каком-то памятнике, – говорит один из кураторов фестиваля Владислав Слудский. – Иногда культура – это просто какие-то ощущения и впечатления, которые вызывает в тебе этот город, в нём просто хорошо. Мы хотим, чтобы через наши объекты современного искусства жители полюбили этот город ещё больше".
Выставка в депо – это результат работы так называемой "Школы художественного жеста", трёхмесячного курса по современному искусству для молодых художников, где отучилось около 60 человек, не только из Казахстана, но и близлежащих стран. В центре внимания не столько художественное произведение, сколько художественный жест – это свобода и возможность высказываться о том, что волнует художника, при этом не тратя на это годы жизни и не корпя над живописью и скульптурой. К примеру, если для верующих акции скандальной группировки Pussy Riot – богохульство, для искусствоведов – художественный жест и социальная скульптура.
По словам руководителя проекта, арт-критика, независимого куратора (она курировала в своё время Центральноазиатский павильон на 52-й Венецианской биеннале 2007 года) Юлии Сорокиной, заброшенное трамвайное депо с полуразвалившимися кирпичными стенами и лишь силуэтно сохранившейся крышей (она сгорела во время пожара) само по себе объект искусства. "Депо, как видите, похоже на разрушенный храм, если хотите, на Базилику труда, и работать с таким сложным, активным помещением было непросто, – рассказывает она. – Но, на мой взгляд, нам всем вместе удалось построить единое художественное пространство".
Действительно пространство едино, иногда даже не понимаешь, где начинается один проект и заканчивается другой. То ли это один отдельный мурал (то есть настенная фреска), то ли целая серия.
Всё пространство внутри депо похоже на станцию метро или вокзала. Когда стемнело, и фигуры посетителей стали отбрасывать длинные тени, получилось ещё атмосфернее – по стенам блуждали лучи, как будто свет фар мчащихся поездов.
"Всегда любопытно, как думают молодые и чем живёт их поколение", – говорит известный искусствовед Баян Барманкулова. А живёт разным. Одних волнует коррупция, других навязанные обществом установки и их влияние на человека (Мира Евгеньева с надписью "Прислушайся"), третьих – виртуальная реальность (как в проекте Windows Ыкыласа Шайхиева), четвёртых – стыд и тема женского здоровья – табуированная для многих тема. Чтобы привлечь внимание к этому вопросу, юная Заринэ Киракосян даже обнажилась и простояла там всю выставку, прикрываясь лишь красной материей.
Все представленные на этой выставке объекты или стритарт-картины были красочны и по-своему интересны. Но работы молодой художницы Бахыт Бубикановой заметно выделяются. Они хоть и лаконичны, но довольно ёмки и многослойны. В депо она представила серию старых ковров закрашенных чёрной краской. Одним гостям эта работа казалась попыткой дискутировать с Малевичем и его чёрным квадратом, другим – очередным поиском своей культурной идентичности, когда мрак под названием "глобализация" поглощает всё вокруг, со всеми традициями и национальной культурой.
"Нет, мой проект не об этом, – не соглашается художница с интерпретацией. – Хватит уже решать вопросы идентификации, надоело! Первые казахстанские художники, работающие в современном искусстве, уже давно всё сказали на эту тему. Я о другом, – говорит Бахыт Бубиканова. – Понимаете, в последнее время я прихожу к мысли, что я плохой художник, – неожиданно заявляет автор. – И поскольку я не такой хороший художник, как все, я хочу делать ненужное, неважное, не имеющее особенного значения искусство, которое не несёт никакого нравственного и морального подтекста, чистое искусство".
Ковровый проект, по словам Бахыт Бубикановой, - попытка порассуждать об искусстве и культуре в целом. "Культура как таковая и по сей день определяется в ковровом эквиваленте, – поясняет автор в описании проекта. – В то время как картина никогда не займёт почётное место в доме".
Второй проект Бахыт – на выставке "Симбиоз" в Ботаническом саду, он называется "Скошенная газонная трава аккуратно сложенная по пакетам". Под деревом на аллее лежат тюки с травой, собранной в саду неподалёку, но упакованы они так, будто речь идёт об изъятом грузе наркотических средств. "Это живой пример того, что наш мозг стереотипен и реальность, созданная им, порой не больше чем иллюзия, – говорит художница. – Не всё, что нам показывают, является тем, во что мы должны верить".
Молодой художник Анвар Мусрепов на выставке в депо представил актуальную работу - он исследует исламский радикализм и возможность его развития в Казахстане. Там мужчина (по всей видимости, один из радикалов) медленно и методично забивает досками шанырак. Когда света становится всё меньше, у зрителей возникает клаустрофобия. Символично.
Из кыргызстанских художников выделяются работы арт-группы DOXA – Дмитрия Петровского и Сергея Келлера. Возле их живописных ироничных работ, созданных на грани классики советского соцреализма и нынешних реалий, было самое большое количество фотографий и селфи. Неудивительно, ведь художники сами шутят на эту тему. Вот, к примеру, ремейк картины "Утро" от советского художника Семёна Чуйкова (он автор знаменитой картины "Дочь советской Киргизии"). Картина старается повторить сюжет "Утра", только теперь кроме ведра в руках у прекрасной колхозницы примета времени – телефон.
Художник Arman Sein представляет любопытную серию анимационных картин под названием Гогенбай-батыр. Он ищет общее в жизни великих Поля Гогена и Богенбай-батыра и находит. Для него параллели и в их ярких судьбах, и даже в созвучии имен: Гоген – Богенбай. "А что если бы Гоген выбрал вместо своего второго путешествия на Таити поездку в Среднюю Азию?" – спрашивает художник. В ржавом подрамнике меняются картины: автопортрет Гогена – на портрет нашего батыра.
В Ботаническом саду художники (как молодые, так и уже именитые) устроили научную лабораторию. Под руководством московского куратора Яны Малиновской и чутким наблюдением дендрологов они вписали в пространство сада 30 объектов современного искусства. Поскольку темой выставки стала теория симбиоза, то есть мирного сосуществования видов, а не их конкуренции и вечной борьбы, как в теории эволюции Дарвина, авторы исследовали различные виды симбиоза – к примеру, человека и природы.
Чтобы подчеркнуть единство природы и человека, художники населили Ботанический сад вымышленными животными: француз Кристоф Дусэ построил под дубом хижину из хлопка в виде белки. "Он как шаман вызвал духа этого леса, который сохраняет и оберегает его и доносит до нас мысль, что человек защищён только тогда, когда он внутри природы в гармонии с ней, – поясняет куратор. Другой его земляк, Оливье Лулум, загнал в стойло картонных оленей и грустит о тех временах, когда они, возможно, здесь водились. А Светлана Плотникова предложила поискать тех, кого мы в обычной жизни не видим. Покемоны, инопланетяне, – кто ещё? Посмотрите в установленную ею подзорную трубу.
Начинается выставка легко: вот Сауле Дюсенбина обвязала деревья красной лентой, рассуждая на тему виртуальных сетей и связей между людьми, которые так же крепки, как корни деревьев, а известная художница Сауле Сулейменова предложила "Степную пастораль" – живописные картины, выполненные из цветного целлофана, приглашают в мир современного искусства. Но чем дальше в сад, тем всё смелее. Самая яркая работа уже упомянутого нами Анвара Мусрепова – он превратил логотип Макдональдса в место поклонения, об этом свидетельствуют тысячи кусочков ткани, которые обычно завязывают паломники в святых местах. Действительно, как и описано в проекте, фирменная буква М выглядит как "случайно обнаруженный в лесу древний языческий памятник, ритуальное место поклонения консьюмеризму и глобализации, которая доходит до степей стройными очередями за гамбургерами".
Удивительно, как работа Анвара Мусрепова оказалась созвучной работам известного казахстанского художника, ныне покойного Молдакула Нарымбетова: его резиновые балбалы – как символ того, во что превратились эти монументальные некогда скульптуры сейчас. Балбалы Молдакула разместили рядом с настоящим артефактом, найденным на территории сада, – реальным курганом (известно, что в Ботаническом саду было тюркское городище).
Интересна и актуальна работа Алтынай Сатановой: это инсталляция в виде фрагмента стены из саманного кирпича, декорированной полиуретановой лепниной. Здесь художница исследует симбиоз традиционного казахского и европейского. Почему все наши здания вдруг стали обрастать этими фальшивыми колоннами? Что это наивное желание приобщиться к европейской культуре, потеря своей идентичности? Или же банальная безвкусица? Примеров такого негармоничного существования десятки. "А здание КазГУ видела? – спрашивала одна гостья у подруги. – Такой красивый вид на горы загородили вот такими вот колонами!" – возмущалась она.
Изящным, хоть и лаконичным получился проект Алексея Шиндина "Серебряный век". В красивой дубовой аллее развешаны железные люстры как напоминание о прекрасном веке, когда человек уже перестал бояться природных сил, но ещё не научился массово уничтожать природу.
Две вышеописанные выставки, которые будут доступны почти весь сентябрь (в депо до 19 сентября, а в Ботаническом – до 30-го) – это лишь начало фестиваля. Кроме того, в выходные открылись персональные выставки известного казахстанского художника Куаныша Базаргалиева, следом стартовала экспозиция от россиянина Владимира Потапова, а совсем скоро откроется выставка его соотечественницы, молодой художницы Ольги Кройтор.