Восемь решений Китая, которые можно взять и перенять
Семь дней группа казахстанских журналистов изучала Китай. Поездка состоялась по приглашению Генерального консульства КНР в Алматы. Повод – 25-летие установления дипломатических отношений между Казахстаном и Китайской Народной Республикой.
Мы побывали в четырёх городах Китая – Пекине, Ханчжоу, Нанкине и Сияне. Для журналистов из Казахстана приглашающая сторона организовала встречи в издательствах Китая, известных компаниях и показала достопримечательности.
КНР китаеведы изучают годами, но даже семи дней нам хватило, чтобы узнать, как Китай завоёвывает мир – производством, технологическими решениями и особым, трепетным отношением к культуре и истории.
Любовь к истории
Великая Китайская стена. Её начали строить в 221 году до н.э. и в ХVII веке закончили. По легенде около миллиона человек строили это укрепление в самом начале. Общая длина около 9 тысяч километров. Входит в новый список семи чудес света.
Мы были на участке Бадалин, что в непосредственной близости от Пекина. Его отреставрировали в 80-х годах прошлого века, и сегодня он пользуется большой популярностью.
90% всех туристов на Стене – это сами китайцы из других регионов страны. Китайцы настолько чтят свою историю, что приводят сюда даже маленьких детей и с воодушевлением им рассказывают, к какой великой нации они принадлежат, цитируя при этом Мао Цзэдуна: "Если ты не побывал на Великой Китайской стене, ты ненастоящий китаец".
Подняться на стену хотя бы до восьмого поста, стоит немалых усилий – ступеньки неровные и чаще круто вертикальные. Мы видели людей, буквально ползущих по ступеням, поскольку на некоторых участках реально тяжело удержаться.
Разумеется, у Стены всё максимально хорошо организовано: идеальная дорога, ведущая на участок, стоянки для автобусов, полиция, регулирующая поток, кафе, туалеты, магазины. В общем, только приезжай и поднимись.
Любовь китайцев к своей истории особенно видна в Музее терракотовых войск в Сияне. Это точные копии воинов первого императора Цинь – Цинь Шихуанди, правившего в 210-209 гг. до н.э. Войско обнаружили случайно в ХХ веке во время рытья колодца. Выкапывать войско начали в 70-х годах прошлого века, сегодня можно увидеть 9000 воинов и четырёх лошадей и колесницу.
Лицо каждого воина уникально – каждая статуя слеплена с реального воина. И что удивительно: статуи были цветными, но теряли цвет в первые шесть часов под воздействием кислорода. Китайцы приостановили раскопки. Они ищут новые технологии, позволяющие сохранить цвет при раскопках.
В Китае нет пробок
Двух- и трёхуровневые развязки в Китае – обычное дело. Строительство развязок разгрузило дороги, но кардинально не решило проблему с пробками. Плюс экология, учитывая что каждый год около миллиона китайцев хотят покупать машины. Рост ВВП в стране 6,5% в год, неудивительно, что китайцы богатеют как никто другой в мире.
Поэтому в Пекине в 2010 году придумали новое решение проблемы. В столице КНР действуют ограничения на выезд в город по номеру автомобиля. В понедельник нельзя ездить по городу автомобилям с номерами, которые заканчиваются на 3 и 8, во вторник – на 4 и 9 и так далее. Очень много платных дорог даже в городе.
И самое важное: в Пекине можно купить автомобиль, но нельзя купить госномер. Люди до пяти лет стоят в очереди, чтобы получить госномер для авто. Иногда автомобильные номера разыгрывают в лотереях.
На улицах Пекина, вообще Китая в целом, нет полицейских, зато камеры на каждом шагу. За нарушение ПДД штрафуют и самое страшное – конфискуют не машину, а госномер. В итоге даже в 23-миллионном Пекине нет пробок. Машин много, но ты не стоишь, а едешь чуть медленнее.
Общественный велосипед
Кроме авто в китайских городах по своим специально выделенным линиям ездят мотоциклы, мопеды и велосипеды. Последних – больше всего. По данным журнала "Китай", в конце 2016 года насчитали около 19 млн пользователей общественных велосипедов. Прогнозы рынка таковы, что до конца 2017 года число пользователей экологического транспорта составит 50 млн.
Общественные велосипеды в Китае называют интернет-велосипедами. Услуги по пользованию велосипедами через цифровые приложения предоставляют 20 компаний. На велосипедах чип GPS, пользователь сканирует QR-код на раме, и система начинает отсчёт. Закончив поездку, пользователь запирает транспорт на замок, в это время с его карты снимаются деньги. Полчаса поездки стоит 1 юань (1 юань = 45,6 тенге).
Рост рынка, как водится, принёс и проблемы. Люди стали чаще жаловаться, что велосипедисты оставляют свой транспорт где попало, иногда даже на дорожках для слепых. И сейчас народное правительство Китая намерено принять специальный закон, регулирующий велосипедное движение.
Как город превратить в сказку
Ханчжоу, по китайским меркам, небольшой город, где живёт около 8 млн человек. Первое, что бросается в глаза – это озеленение города. Здесь на одного человека приходится 18 (!) деревьев. Мы приехали в Ханчжоу из Пекина и сразу поняли, что дышать здесь намного приятнее. Гиды нам рассказали, что в Ханчжоу есть целое управление с сотнями работников, которое занимается исключительно озеленением. Цветы в горшочках украшают дороги, магазины, дома, подъезды. Никому не приходит в голову утащить их по принципу "всё в дом" или разбить. Людям просто нравится, что этот город у них есть, и они им гордятся.
В Ханчжоу в 2016 году проходил саммит G20, в котором, как известно, участвовал и Президент Казахстана. К приезду высоких гостей здесь готовились тщательно. Город стал красивее и... дороже. Цена квадратного метра жилья составляет сейчас в среднем 7-8 тысяч долларов, аренда жилья в 70 метров обойдётся в 1000 долларов.
Ханчжоу славится компанией Alibaba, которая владеет интернет-магазином Aliexpress. Но "Алибаба" – это не только интернет-магазин, это огромная индустрия интернет-технологий, начиная от электронных платежей и заканчивая разработкой умных городов и искусственного интеллекта.
В Ханчжоу "Алибаба" занимает большую площадь, это целый городок из 8 кампусов с уникальным дизайном, на территории которого есть озеро, парк, спортивные площадки, кафе и многое другое, созданное для комфортного труда. Китайцы мечтают работать в "Алибаба", здесь высокие зарплаты и возможность роста.
Джек Ма поддерживает тех, кто хочет уйти из компании, чтобы создать свой бизнес. Мы встречались с новыми бизнесменами Китая, которые рассказали, что раньше работали в "Алибаба", а сейчас открыли онлайн-такси, что-то вроде Uber.
Лучшие работники компании получают в качестве поощрения акции. Доходность компании растёт на 40-50% в год. Невероятный рост, учитывая мировой кризис.
Высокоскоростные поезда
Эти поезда едут со скоростью не менее 300 километров в час. Из Пекина в Ханчжоу мы ехали пять часов со всеми остановками на станциях по пути. Расстояние – 1300 километров. Вагоны есть эконом-класса, первого класса и бизнес-класса. Нам предоставили билеты в первый класс, проезд в котором стоит почти 900 юаней. Покупка онлайн, посадка на поезд также без человеческого участия. Никаких проводников и "зайцев". Вагоны чистые, удобные, обслуживание, как в самолёте.
На заводах Китая производят поезда, которые могут развивать скорость до 500 км/час, но говорят, что их эксплуатация пока обходится очень дорого.
Искусство там, где люди
В Нанкине нас пригласили в оперный ресторан. Для нас это что-то очень странное – показывать высокое искусство перед жующей толпой. Но китайцы исходят из того, что искусство должно быть ближе в людям. Оно там, где люди. И это даёт эффект – люди смотрят, ценят и ходят. В этот день в ресторане ставили "Чародея и белую змею".
Отношение к еде
Еда в Китае продаётся на каждом углу. Она очень своеобразная, для казахстанцев особенно непривычна. Но в Китае есть всё, в том числе и заведения с кухнями мира. Отношение китайцев к еде таково, что стоит у них поучиться: людей много, еды мало. Здесь едят разнообразную пищу, но часто; много зелени, фруктов и овощей.
Как и во всём мире, в Китае модно здоровое питание. И вообще здоровый образ жизни превращён в некий культ. Но в Китае проблема с органическими фруктами и овощами. В одном из сельскохозяйственных предприятий мы были в теплице, где овощи выращивают без почвы. Выглядит это так:
Здесь же нам продемонстрировали 15 видов технологий выращивания культур – свёкла, помидоры, салатные листья, помидоры растут этажами. Это решение, придуманное из-за дефицита мест и почвы, но впечатляющее размахом и подходом к бизнесу.
Старики в Китае
Пенсионеры Китая – самая активная часть населения. Кто ещё встанет в шесть утра, чтобы прийти в парк для занятий у-шу?! Этот снимок фотограф Максим Золотухин сделал в Ханчжоу на берегу Большого канала.
Наши в Китае
В китайском Урумчи живёт 1,2 млн казахов. С одной из семей из Урумчи мы познакомились в Ханчжоу – в бизнес-инкубаторе, где придумали, как дать счастье слышать тем, кто глух с рождения.
Родители семилетней Айгерим Кадыл через месяц после рождения дочери узнали, что она ничего не слышит. Слуховые аппараты не помогли. В четыре года с ними связались из службы здравоохранения и сообщили, что есть новый метод, который поможет вернуть ребёнку слух. Разработка компании Nurotron помогла Айгерим услышать родителей, у ребёнка появилась речь. Такие операции в Китае проводят бесплатно, и слух обрели уже пять тысяч человек.
Родителей Айгерим Кадыла и Сагымгуль специально пригласили в Ханчжоу, чтобы они встретились с казахстанскими журналистами. Они были счастливы видеть нас, мы – их. Сагымгуль и Кадылу особенно понравилось, что их казахский язык мало чем отличается от нашего – казахстанского. Многие родственники Кадыла уже переехали в Казахстан, но сам он пока не решается.
Кулан Сагади из Астаны – одна из лучших студентов в Нанкинском университете информационных технологий. Кулан получила грант от правительства КНР для обучения в магистратуре. Для этого она год изучала китайский язык в Нанкине. Говорит, что овладеть китайским языком на 100% невозможно, но на последнем тестировании Кулан получила наивысший балл. Будущий IT-специалист намерена вернуться на родину после обучения.
Всего в Нанкине учатся около 3 тысяч казахстанских студентов. Многие из них учатся либо по гранту КНР, либо по гранту китайских компаний в Казахстане. Учиться здесь трудно, преподаватели строгие, говорят наши студенты, но, видя их горящие глаза и целеустремлённость, я решила, что с ними всё будет в порядке.
Автор благодарит за помощь в подготовке материала Генконсульство КНР в Алматы, пресс-службу акима г. Алматы, фотографа Максима Золотухина. Большое спасибо гидам Шу Джи, Гао Мо, Жэй Пэнфею и переводчику Кличу Мусабаеву.