Никаких выводов, только констатация фактов. В ночь с воскресенья на понедельник в Алматы сгорел торговый центр "Адем". Людей жалко. Товаров уничтожено на миллиарды тенге. Шубы, электроника, далеко не дешёвая обувь, - всё предано безжалостному огню.

Вопросов много

Предварительная версия - замыкание в электропроводке кондиционера, с последующим возгоранием. Кто в это верит?.. Кому приспичило в дождливую погоду и при температуре воздуха в +10 градусов да ещё ночью включать этот злополучный кондиционер? Почему вдруг "Адем" полыхнул не с пятницы на субботу или не с субботы на воскресенье, а позже, когда на базаре уже наступил выходной? До этого, между прочим, выше +30 столбик термометра зашкаливал, и всё нормально было. Потому люди и думают, что, скорее всего, был поджог.

Золотые гектары непростых людей

Допустим, всё было не случайно. Первое, что приходит в голову: кому-то из сильных мира сего приглянулся участок, который занимает "Адем". Это несколько гектаров, между прочим. Другой вариант: владельцев торгового центра решили таким нестандартным образом наказать за некое непослушание. Нюанс только есть. Принадлежит "Адем" инвестиционной корпорации "БАТТ", основателями которой являются Талгат, Тимур и Альфия Куанышевы. Люди непростые. Долларовые миллионеры. Влиятельные. И чтобы напасть на них (а поджог и есть нападение) влияния иметь надо ничуть не меньше. Да и повод необходим, чтобы наверху в последующем по шапке ненароком не получить.

Кажегельдин "зажигает"

Теоретически повод имеется. И возник он неделю назад, когда сразу в нескольких оппозиционных изданиях появилось интервью уже несколько подзабытого экс-премьера Казахстана Акежана Кажегельдина. В нём в прошлом лидер РНПК, с 1999 года находящийся за пределами страны, рассуждая, где властям страны найти деньги для модернизации экономики, сообщил, что только в женевском филиале британского банка HSBC хранятся вклады 82 казахстанцев на общую сумму более чем в 452 миллиона долларов. Называть имя наиболее серьёзного вкладчика, на счету которого значится 145 миллионов долларов, Кажегельдин не стал, заметив лишь: "Среди вкладчиков женевского филиала есть известные в нашей стране имена. Например, Тимур и Альфия К. Я не называю их фамилию только потому, что это было бы несправедливо по отношению к другим. Будем надеяться, что супруги К., а также другие наши земляки обдумают ситуацию и переведут свои миллиарды в Казахстан".

Информагентство подкинуло дров

"Шифровальщиком" Кажегельдин оказался знатным. Все, кто прочитал эти строки, сразу же поняли, о ком речь идёт. Не так уж много в Казахстане семей миллионеров, где супругов зовут Тимур и Альфия. Видимо, случайно на следующий день одно очень уважаемое информационное агентство со ссылкой на свой источник в партии "Нур Отан" распространило сообщение, согласно которому в связи со смертью Рахата Алиева официальная Астана ищет повод для возвращения Акежана Кажегельдина на родину. "Сейчас ситуация изменилась, и по-моему, пора возвращать в страну тех, кто могут послужить своей стране", - процитировало информационное агентство своего собеседника, заметившего, что сам экс-премьер, похоже, готов к диалогу.

Если бы не "Адем"

Теоретически оба этих момента с упоминанием имени бывшего премьер-министра можно было и позабыть. Во-первых, потому, что представители властного Олимпа не очень любят, когда кто-то рассказывает о секретных счетах в зарубежных банках. Во-вторых, сторонники Кажегельдина, также находящиеся за рубежом, сразу же в категорической форме опровергли сообщение о ведущихся переговорах их шефа с Астаной.

Если бы не полностью сгоревший торговый центр «Адем».

Тут уж невольно подумаешь о связи всех этих событий. Может, действительно случайности не случайны?