"Долой автомобили!" не кричат

Кто думает, что противники вакцинации появились вчера или позавчера, тот глубоко ошибается. Бернард Шоу ещё в 1929 году писал: "Неужели вы дадите ваше нежное, беззащитное дитя доктору, чтобы он взял дрянь с вымени коровы и внёс в ранку на его коже?" Сам писатель, кстати, прививался и жил до 95 лет, пока не отказали почки.
Проблемы с вакцинацией есть, и их никто не скрывает. Компания Catter в 1955 году зафуфырила (в вакцину) 10-кратную дозу (вируса) полиомиелита и вызвала эпидемию. Итог преступной халатности - 164 парализованных, 10 умерших. Другой случай связан с вакциной от ротавируса RotaShild. На третьей фазе испытаний исследователи обнаружили, что девять детей получили заворот кишок и кишечную непроходимость. Вакцинацию пришлось свернуть.

Свиной грипп 1976 года на военной базе США свалил двоих солдат, один умер. Быстро сделали вакцину, от которой 500 американцев заболели синдромом Джулиана-Барра. Это когда человек слабеет, слабеет и ослабевает настолько, что не может дышать и умирает. Двадцать пять смертей, а вспышки свиного гриппа не случилось… К чему эти примеры? К тому, что автомобили на наших улицах вызывают куда больше «осложнений», но никто не кричит: «Долой автомобили!».

История не учит

В России была история с антивакцинальным лобби в 80-е годы, когда кривая заболеваемости дифтерией пошла вверх. Специалисты предупреждали: "Не надо давать отводы от прививок!». Но это было просто какое-то поветрие. И в 90-х мы за него заплатили. Более 10 тысяч россиян (цифра среднепотолочная, лично я считаю, что она должна быть гораздо больше) погибло от дифтерии. И только 30% из них были дети, а 70-75% - молодёжь, солдаты. Попадая в новые коллективы, где были носители, они получали заболевание, которое приводило их к смерти. Я прошу об этом помнить. Потому что мы не избавимся от дифтерии, пока есть носители. Бактерии не вызывают у них болезни, но они всегда ждут перерыва в вакцинации, чтобы начать действовать. Как там говорят? Дифтерия лижет суставы и грызёт сердце. Умирают больные от миокардита.

Откуда что

SARS появился в Китае благодаря "священным" бульваринам, чью лапку съешь, и виагры не надо. Чтобы лучше организовать бизнес, китайцы поехали на север, посмотреть, как разводят норку. А как? Дают гормоны для роста и антибиотики, чтобы не болела. Получают хороший мех, а мясом кормят следующих норок. Китайцы решили делать так же, не зная, что у них есть особый вирус. И как только антибиотики и гормоны задавили иммунитет зверей, вирус попёр во все дырки. Первые два заболевших умерли, ещё одного положили в госпиталь с пневмонией и подключили к дыхательному аппарату. Этот аппарат стал "дышать" и разнёс вирус по всему госпиталю. Потрясающая деталь: китайцы взяли полиэтилен, весь госпиталь замотали и липкой лентой заклеили, чтобы вирус не вырвался. Вот так. Мы изменяем окружающую среду и получаем то, чего не ждали.

Прививки внуков продлевают жизнь бабушкам

У кого в детстве был отит, тот помнит, как это больно - прямо криком кричи. Так вот, на 30% снижает воспаление уха вакцинация от гриппа. Вакцина от кори уменьшает частоту поносов, отёков, воспаления лёгких. Привитые от кори вообще умирают реже. Или ещё находка: в США в 1998 году стали прививать детишек до года от пневмококка. И ничуть не меньше младенцев выиграли старики в возрасте между 80 и 90 годами. Они перестали умирать! Было 60 смертей на 100 тысяч, а стало меньше 10. Почему? Устройство носоглотки у маленьких детей способствует носительству пневмококка, и если их не прививать, они могут, даже не болея, чихать на своих бабушек-прабабушек. А у тех нет уже никаких защитных механизмов, и они сразу отправляются к праотцам. Прививки в корне меняют дело.

Набить карман или потерять всё

Моя любимая тема – стоимость вакцин. Это как в старом анекдоте: любовь коммунисты придумали, чтоб бабам денег не платить. Так и здесь. Говорят, производители вакцин набивают карманы. А мировой рынок вакцин составляет 5,6 миллиарда долларов, или 2% от всего фармакологического рынка. Причём производство вакцин рассматривается как высоко рискованный бизнес. В США число компаний, выпускающих вакцины, сократилось с 26 компаний до пяти именно по этой причине.

Зараза бывает коммерческой

Шанс вернуться живым из Центральной Африки будет выше, если, отправляясь туда, сделать прививки. Но гарантий дать не могу. Например, от филяриатоза нет вакцины. Если червяк заведётся в глазу, придётся его палочкой выковыривать (местные отлично с этим справляются). Очень многие инфекции не имеют коммерческой ценности. А раз так - вы не заставите капиталиста вложить деньги. К сожалению, мы живём в таком мире. Международный институт вакцин (IVI), который несопоставим с другими фармкомпаниями (в нём всего 200 сотрудников), занимается холерой, потому что никто другой не хочет ею заниматься. Билл Гейтс даёт деньги - и институт работает.

Почему туберкулёз непобедим

Самое главное, что нам нужно сделать, это остановить туберкулёз. Он идёт вверх, и нет возможности его контролировать, потому что вакцина изобретена 150 лет назад и за 100 лет использования в ней ничего не меняли. "Толстые" не болеют туберкулёзом. Им болеют "худые" - в основном заключённые, наркоманы, люди с подорванным иммунитетом. Они, конечно, могут заразить и богатых, но случается это редко. И у человечества нет "раздражителя", чтобы всерьёз бороться с этой болезнью.
Сложно сравнивать вакцины. Например, БЦЖ. У нас свой штамм, у датчан свой, у французов свой, у японцев свой – как сравнишь? В России наш штамм хорош - лучше всех, он для нашего туберкулёза и выведен! Но если мы его возьмём, допустим, в Японию, он там вообще может не работать.

Болеть - стыдно

В Америке болеть и заражать других стыдно. Поэтому у населения приверженность к вакцинации очень большая. Наших детей не брали в школу до тех пор, пока мы не привили их от всех контролируемых в США инфекций. В то же время там нет единого государственного вакцинирования. Смысл такой: вы можете не вакцинировать своего ребёнка, если хотите. Но мы можем не взять его в школу, потому что он не вакцинированный. В каждой школе, каждом детском саде есть список вакцин, которые нужно получить. И вы идёте и платите за вакцины, платите медсестре, которая делает прививку, и получаете сертификат, который носите с собой всю жизнь. Если едете в другую страну - вы должны его предъявить.

О расплате

Мир уже делает шестивалентные вакцины, и это не приводит к ухудшению иммунного ответа. Будет ли расплата, о которой твердят противники вакцинации, никто не знает. Возможно, не будет. Ведь за свою жизнь мы столькими болезнями болеем, и ничего с нами не случается. Может, и с вакцинами так же.
(Фрагменты лекции М.Фаворова на Полит.ру.)