В тесноте да не в обиде? В каких условиях учатся дети в школах Астаны
С каждым годом дефицит мест в столичных школах только увеличивается. Если в 2022 году нехватка ученических мест в Астане составила 26 тысяч, то к новому учебном году цифра выросла до 26 454.
Внедрённый трёхсменный режим обучения, предполагавший решение проблемы переполненности школ, напротив затрудняет положение учащихся и их родителей. Классы переполнены, дышать нечем, дети возвращаются домой в позднее время. Некоторым жителям Астаны из-за отсутствия школ в определённых районах приходится переезжать в те места, где есть учебные заведения.
Почему не хватает школ
Основная причина образования такого дефицита связана с демографическим ростом. По мере увеличения численности населения необходимо строить больше школ. Причём необходимо строить не постфактум, а заранее.
"Дефицит обусловлен увеличением количества людей: молодёжь создаёт многодетные семьи – соответственно, и количество детей возрастает. Однако количество школ не просто должно поспевать за количеством детей, а должно превентивно увеличиваться. Политика государства в строительстве тысячи школ – хорошая инициатива, потому что 7 тысяч с лишним школ, построенных в советское время, пришли в непригодность. Поэтому их нужно капитально ремонтировать, а некоторые – сносить. И тысячи школ, конечно, улучшают ситуацию, но не решают проблему целиком", – отметила депутат мажилиса Ирина Смирнова.
Как трёхсменки влияют на учебный процесс
Казалось бы, трёхсменный режим в учебных заведениях должен решать вопрос переполненности школ. Однако такой проект, по словам Ирины Смирновы, нерабочий и провальный.
"Для комфортного обучения нужно строить небольшие школы в одну смену", – считает депутат, которая много лет проработала учителем и директором школы.
Дети жительницы Астаны Аяулым (имя по просьбе героини было изменено) обучаются с 14.30 до 20.00 в общеобразовательной школе в районе седьмой поликлиники. По её словам, в зимнее время темнеет рано, и детям возвращаться самостоятельно одним становится небезопасно. Родителям, которые нередко задерживаются на работе, приходится просить о помощи бабушек и дедушек, чтобы они встретили и проводили школьников.
"Мои дети ходят в русскую школу. Классы там переполнены – насчитывается от 30 до 35 детей. Это неудобно. Дети плохо себя чувствуют из-за духоты в помещении. В казахских школах учится намного меньше детей. Было бы гораздо удобней, если бы на каждом участке были школы со смешанным языком обучения. Тогда вопрос о переполненности не стоял бы так остро", – считает Аяулым.
Между тем в приказе министра здравоохранения говорится, что количество учащихся в классе и группе продлённого для начальной общеобразовательной школы не должно превышать 25 человек.
Трёхсменный режим также не позволяет детям полноценно посещать кружки и секции, график очень неудобный.
"Мой ребёнок приходит домой в 8 вечера. На приём пищи и отдых уходит пара часов. Когда он успеет подготовить домашнюю работу, если утром ему нужно посещать дополнительные занятия?" – переживает жительница столицы Дарья (имя изменено).
Сын Орынгуль (имя изменено) переходит в шестой класс. Уже известен учебный график: уроки будут начинаться в 14.10 и заканчиваться в 20.05. Так было и в прошлом году. Домой в пятом классе он возвращался только в 21.00. По словам мамы, ребёнок ложился спать только в час ночи, что говорит об отсутствии здорового сна и возможности поддерживать физическое здоровье.
"Представляете, насколько сложно разбудить ребёнка в 8-9 утра, чтобы он пошёл на карате или плавание? В ответ на вопрос, как успевать отправлять детей на кружки и секции с таким графиком, администрация школы нам ответила: "либо ваши дети учатся, либо ходят на кружки". Дети должны учиться только в первую смену: никакой второй, третьей, четвертой быть не должно. Вместо бизнес-центров нужно строить школы!" – уверена Орынгуль.
Из-за переполненности классов страдает и качество образования. Преподаватели не успевают опросить всех учеников.
"Бывало так, что у моего сына не было оценок в четверти, потому что до него попросту не доходила очередь опроса", – рассказала Орынгуль.
Как сообщил руководитель управления образования города Астаны Касымхан Сенгазыев, в городе функционирует восемь трёхсменных школ, а также 18 переуплотнённых школ. Трёхсменные школы преобладают в Есильском, Алматинском и Нуринском районах.
"После ввода в эксплуатацию "комфортных школ" полностью ликвидируется вопрос трёхсменных школ", – пообещал он.
Строительство новых школ
Сейчас в Астане ведётся строительство 14 школ, 11 из которых в течение нового учебного года будут введены в эксплуатацию. К первому сентября этого года в эксплуатацию введут три школы на 4800 мест, они будут работать в две смены:
- Школа №96 на пересечении проспекта Улы дала и улицы Сауран на 1200 мест.
- Пристройка к школе №44 по улице Нурлыжол на 600 мест.
- Пристройка к школе №59 по улице Сауран, 5/1, на 600 мест.
Строительство оставшихся восьми школ завершится к концу текущего года:
- Школа на пересечении проспекта Туран и улицы №24 на 1200 мест.
- Школа №12 по улице Коксенгир на 600 мест.
- Школа на пересечении Карасай батыра и Буланты на 1200 мест.
- Пристройка к СШ №5 по улице Тархана, 16 на 600 мест.
- Пристройка к СШ №17 проспекту Кабанбай батыра, 9/1, на 350 мест.
- Пристройка к СШ №27 по улице Хусейна, 5/1, на 600 мест.
- Пристройка к СШ №53 улице Каркабат, 17, на 600 мест.
- Школа SPC Harmony Schools по проспекту Туран на 750 мест.
Кроме того, в рамках нацпроекта "Комфортная школа" по поручению главы государства в столице будет построено 24 школы на 90 000 мест.
Чем опасна нехватка школ
Дефицит образовательных учреждений может привести к снижению образованности населения. Это в свою очередь может пагубно отразиться на уровне научных исследований и иметь негативные последствия для экономики страны в целом.
"Каждая страна, которая желает развиваться, в первую очередь даёт своим гражданам качественное образование. Отсутствие школ приведёт к неравному доступу к получению образования. К примеру, в Финляндии небольшие школы построены по всей её территории и доступ к ним есть везде. Этим государство занимается превентивно. У нас тоже должно быть так. Например, в Туркестанской области рождается каждый четвёртый ребенок Казахстана, а строительство школ небольшое. В этом месте каждый год должно строиться не менее 100 школ. Такая программа необходима нашей стране", – уверена Ирина Смирнова.
Как решить проблему дефицита
Проблема дефицита мест в школах требует оперативных и серьёзных решений. По словам депутата, во-первых, необходимо качественно выполнить последний проект по строительству тысячи школ. Не отпустить его в свободное плавание, чтобы потом не оказалось, что школы непригодны для того, чтобы в них учиться.
"Во-вторых, нужно обратить внимание на частное образование. Дать возможность частному бизнесу строить школы. Они построят очень быстро, качественно, вовремя и без коррупции. Если государственное образование строит школы и выделяет на них 5-7 млрд, то частнику выделяют от 600 млн до миллиарда тенге. Ему этих средств не хватит", – добавила Ирина Смирнова.
По данным акимата столицы, в прошлом году общее количество учеников составляло 230 тысяч детей, тогда как в новом учебном году количество количество учащихся составит 255 000 детей, что означает увеличение количества учащихся на 25 тысяч.