В поисках тени: почему алматинцы недовольны остановками по евростандарту
Остановочные павильоны относятся к одним из объектов благоустроенной городской среды. В советское время их чаще всего сооружали из бетона и инкрустировали осколками битой посуды. В постперестроечные годы начали устанавливать металлические, а рядом устанавливали киоски, где продавали газеты, напитки, сигареты, жвачку, шоколадки.
Несколько лет назад в Алматы начали сносить остановочные павильоны и устанавливать новые – из металла или стекла. Обычно они меньше своих предшественников по размеру и якобы соответствуют европейским стандартам. Так ли это?
"С помощью водных распылителей можно победить жару"
Некоторые горожане недовольны новшеством. По их словам, эти остановки неудобны и нефункциональны – не защищают от солнца, дождя и ветра. На двух скамейках такого павильона помещаются только четыре человека. Об этом алматинцы часто пишут в соцсетях.
По словам профессора Казахской головной архитектурно-строительной академии (КазГАСА) Павла Савранчука, практика обустройства остановочных комплексов переживала разные периоды – от одинокого навеса со скамейкой до павильона микромаркета.
"Сейчас мы имеем очередной этап, характерный предельным аскетизмом и тиражом однотипных решений, несмотря на разные условия конкретных участков города. Не учитываются особенности климата, количество транзитного трафика и пересадок, характер окружающей застройки и озеленения", – перечисляет лишь некоторые минусы Павел Савранчук.
Это приводит к дискомфорту во время ожидания и не способствует популяризации пользования общественным транспортом. Особо остра проблема защиты от палящего солнца.
Наш собеседник предлагает провести исследование и на основании его результатов разработать правила обустройства. Тогда власти и инвесторы будут меньше импровизировать.
К примеру, в Праге такой свод правил содержит около 300 страниц, тогда как в Алматы этому вопросу уделено всего несколько строк. Причём речь идёт об архитектурно-дизайнерском решении (в отличие от планировочных параметров).
Павел Савранчук предлагает использовать приёмы ландшафтного дизайна – там, где это возможно, посадить растения, которые будут обвивать павильон и формировать тень, но не препятствовать визуальному обзору. Нужно выбирать устойчивые к городской среде кустарники, а также обеспечить регулярный полив и подрезку.
Ещё одно предложение – по контуру навеса установить распылители воды. Они создадут эффект охлаждения. Сейчас этот приём распространён на крытых летних площадках кафе. Технически это вполне реализуемо, а материальные затраты в сравнении с достигаемым уровнем комфортности незначительны. В этом случае цель оправдывает средства. Тем более что создание микроклимата потребуется лишь в часы экстремальных летних условий.
"Если в Нур-Султане с помощью "тёплых остановок" побеждают холод, то в Алматы с помощью водяного напыления можно победить жару", – заключает Павел Савранчук.
"Нужно построить антикарманы"
Урбанист Диас Маратулы отмечает другой недостаток – месторасположение городских остановок. Зачастую это дорожный карман. Общественному транспорту приходится туда заезжать, а потом пытаться встроиться в общий поток. Из-за этого неудобства иногда водители не подъезжают близко к остановке. В результате пассажирам приходится бежать к автобусу. То по лужам, то с сумками наперевес и колясками.
"Сейчас, несмотря на недовольство жителей и критику экспертов, на новых улицах снова устанавливают точно такие же конструкции. Нужно регламентировать требования к остановочным комплексам. Построить антикарманы, чтобы автобусам и троллейбусам не нужно было съезжать в сторону. А также установить электронное табло, показывающее, через сколько минут подойдут следующие маршруты", – говорит Диас Маратулы.
Также он предлагает вариант обратных/реверсивных остановок, которые расположены спиной к дороге. В этом случае пассажиры, сидящие внутри, смотрят в сторону, противоположную дороге. Такая модель защищает людей от грязи, летящей с дороги.
"Траты на транспорт окупаются временем и комфортом горожан"
Архитектор Владислав Филатов тоже считает, что существующие остановочные павильоны надо менять. Идеальная остановка в его представлении должна иметь:
- удобные лавочки;
- мусорные урны;
- карту с проходящими мимо маршрутами;
- платёжные терминалы;
- автоматы с напитками и сэндвичами;
- тревожную кнопку;
- туалет.
Желательно, чтобы был указан телефон человека, ответственного за этот комплекс, чтобы можно было позвонить и пожаловаться.
"Многие подумают, что это слишком дорого. Но я скажу, что общественный транспорт – это субсидируемый вид трат для стран мира. Он почти никогда не окупается финансово напрямую, но почти всегда окупается в более глобальном плане – временем и комфортом горожан. Чем больше город вкладывается в эту отрасль, тем быстрее люди добираются по своим делам, тем лучше они себя чувствуют и больше зарабатывают. Город, тратя 10 условных единиц на транспорт, зарабатывает 100 условных единиц на тех доходах, которые иначе мог бы упустить ввиду пробок", – подчёркивает Владислав Филатов.
Сейчас в Алматы 2 117 остановочных пунктов общественного транспорта, 1 919 – с павильонами, большая часть находится на балансе государства, другая – принадлежит частникам:
- 1 105 – в коммунальной собственности, как металлические павильоны, так и комбинированные с закалённым стеклом;
- 804 – установлены за счёт инвесторов, в основном все остановки стеклянные.
"Размеры павильонов обусловлены шириной существующих параметров улично-дорожной сети, пешеходных тротуаров, наличием многолетних деревьев, растущих по обочинам дорог", – сообщили в Управлении городской мобильности Алматы.
Стоимость остановочного павильона, установленного за бюджетные средства, составляет 1 млн тенге. Средняя цена частных – от 2 до 3 млн тенге.