Дома, посёлки, сады, автомобильные и железные дороги, каналы – всё это могло бы оказаться под песком в пустынных и полупустынных природных зонах, если бы не саксаул. Там где он есть, дюны остаются закреплёнными, а там, где его нет, песок становится подвижным и полуподвижным. При сильном ветре бархан за день может сдвинуться на несколько метров. Единственная естественная преграда – это саксаул, но его вырубают. К спасению этого уникального для Центральной Азии растения подключились международные организации.

Informburo.kz разобрался, почему саксаул оказался в бедственном положении и как его спасают.

Саксаул – отличное топливо, причём для любых нужд. В старину он был незаменим для обогрева юрт и приготовления пищи, а в наши дни его больше всего любят шашлычники. Поленья долго прогорают, почти не дымят и дают много жара. Саксаул, кстати, как-то сравнили с казахами, отметив их главную схожесть. Но в чём она состоит? На этот счёт интересно высказался Герасим Колпаковский. На территории современного Казахстана он руководил Семипалатинской, а затем Семиреченской областями (центр – форт Верный).

"Генерал-губернатор Герасим Колпаковский писал письмо императору о том, что в Казахстане живёт народ – казахи, и есть у них дерево саксаул. У казахов характер норовистый, они не подчиняются, стоят на своём, крепкие. Саксаул такой же. Но если дерево друг об друга бить, оно ломается. Так же и с казахами: если друг на друга натравить, они будут долго ругаться, делятся по родам. В этом характеры саксаула и кочевого народа очень похожи", – рассказывает преподаватель и кандидат сельскохозяйственных наук Беккали Жумагелдинов.

Саксаульные леса есть в пустынях Казахстана, Узбекистана, Туркменистана, а также на территории Китая, Ирана и Афганистана.

В нашей стране встречаются три вида саксаула:

  • чёрный (илийский);
  • белый;
  • зайсанский.
Встретить их можно в Алматинской, Восточно-Казахстанской, Туркестанской, Кызылординской, Жамбылской и Мангыстауской областях. Растёт как в виде дерева, так и кустарника (чёрный). Диаметр ствола может достигать 25 сантиметров и более, а длина – 5-8 метров. Средняя продолжительность жизни саксаула составляет 50-60 лет.

Казахстан занимает первое место в мире по площади, на которой растёт саксаул: из 12,6 млн га земли, покрытой лесом, половину – более 6 млн – занимают саксаульники. В Туркменистане, к примеру, это 1,5-2 млн, а в Узбекистане – всего 600 тысяч га.

Значение саксаула для природы и польза для человека

Зимой саксаул задерживает снег и это помогает питать подземные воды, особенно в случае малоснежных зим. Это дерево даёт жизнь другим травам и кустарникам, обеспечивая тень и влажность грунта.

Молодыми и очень питательными побегами кормятся верблюды, овцы, козы. Саксаул ещё называют разведчиком воды, так как он всегда появляется там, где к поверхности близки грунтовые воды. Но на фоне всего этого гораздо важнее другая функция саксаула – задерживание песков в пустынных и полупустынных районах.


Саксаул в полупустынных зонах Казахстана / Фото пресс-службы ПРООН в Казахстане

В Министерстве экологии, геологии и водных ресурсов посчитали, что одно дерево саксаула удерживает четыре тонны песка, помогая тем самым ведению сельского хозяйства.

"В Кызылординской области выращивают рис и бахчевые (арбузы и дыни). Представьте, песок летит и накрывает землю: сначала 5, 10 потом 20 сантиметров. В южных регионах сильная жара. Арбузы и дыни не успеют пробиться, они сгорят. С рисом точно так же. Передвижение песков уничтожает всё на своём пути. В Жамбылской области растут арбузы, дыни, виноград, яблони, помидоры и огурцы. Если меры не предпринять, песок двинется", – объясняет Беккали Жумагелдинов, добавив, что в последнее время порывистые ветры и песчаные бури участились.

Наступление песков на населённые пункты – это реальность, в которой живут сотни семей, говорит менеджер проектов ПРООН в области биоразнообразия Талгат Кертешев. В селе Батпакты Алматинской области, что в 160 км от Алматы, целая улица осталась под песками.

"Такая ситуация ещё в нескольких сёлах. Например, Аралкум и Боген Кызылординской и Алматинской областей: заборов не видно, они оказались под песками. Жители сёл жалуются – людям затруднительно работать во дворах, дети не могут играть на улице. Песок проникает в глаза, уши, нос. Это невыносимые условия, и с каждым днём песок приближается к домам", – рассказывает Кертешев.


Песок засыпает дома, когда нет преграды / Фото пресс-службы ПРООН в Казахстане

В Баксанском районе Алматинской области есть посёлки, где дома наполовину замело песком, и на окраинах этих населённых пунктов нет пояса из саксаульников. Сельчане сами его вырубают, чтобы обогреть дома зимой. Некоторые пасут скот в зарослях.

Международный эксперт Глобального центра ПРООН (Программа развития ООН) по политике и продвижению Филлиппа Франсис Хейлинг приводит статистику: согласно данным Организации объединённых наций, засушливые земли занимают 30% земной поверхности в более чем 100 странах мира, где проживает около 2 млрд человек. С учётом нынешних темпов опустынивания, к 2025 году каждый пятый житель Земли будет проживать на территории, подверженной засухе.

"По всему миру на сегодня деградировали более 2 миллиардов гектаров продуктивных земель и продолжают деградировать до 12 миллионов ежегодно. При том, что к 2050 году для обеспечения глобальной продовольственной безопасности необходимо увеличить производство продуктов питания на 70%, это может привести к голоду. Кроме того, потеря продуктивных земель является движущей силой вынужденной миграции", – сообщила Филлиппа Франсис Хейлинг.

В каждой стране Центральной Азии от 40 до 90% земель подвержены деградированию. В Казахстане – около 66% такой площади.

За неполный год выявлены 224 факта браконьерской вырубки саксаула

Впервые мораторий на вырубку саксаула Правительство Казахстана подписало в 2004 году. Действовал он 14 лет. За это время фактов браконьерства стало меньше, говорят в Минсельхозе, и саксаул разросся на большой территории. В 1996 году, по информации учёного-лесоведа, кандидата сельскохозяйственных наук Жайлау Токтасынова, площадь саксаульных лесов составляла чуть более 4 млн га. К 2006 году, благодаря введённому двумя годами ранее запрету, она выросла до 6,1 млн га.

В начале 2019 года власти решили продлить запрет ещё на 5 лет – до 31 декабря 2023 года.

В 2017 году в Лесной кодекс внесли поправку, запрещающую торговлю саксаулом, но это не решило проблему. Если раньше объявления о продаже саксауловых дров, написанное на куске картона или фанерки, можно было встретить на АЗС или возле частных домов, то сейчас такого рода бизнес перешёл в интернет.


Объявление о продаже саксаула / Фото informburo.kz

На различных сайтах продают дрова, мешок которых, как сообщали продавцы корреспонденту Informburo.kz по телефону, стоит от 1000 тенге – это около 7 килограммов сухой древесины. По некоторым объявлениям её продают по килограммам – 200 тенге за один. Продавцы нахваливают товар, говорят, что сушили дрова в течение 3-4 лет, и они хорошо подходят для приготовления шашлыка и вообще для жарки мяса на вертеле.

Читайте также: Как авиация помогает охранять самые крупные в Казахстане саксауловые леса. Фоторепортаж

За один только 2018 год, по информации координатора конвенции ООН по борьбе с опустыниванием в Казахстане Кайрата Устемирова, зафиксировано 300 случаев незаконной вырубки саксаула в Казахстане. Площадь – 3000 га. В 2019 году произошло пока что 224 факта, территория охвата – 2800 га. В этих цифрах не учитывается разрешённый лимит.

"Для обеспечения местного населения топливной древесиной Комитет лесного хозяйства и животного мира Минсельхоза РК ежегодно устанавливает лимиты для сборов. Мы с акиматами районов в Муйынкумском и Байзаковском районах в Жамбылской области определили объёмы – четыре куба на дом. Этого достаточно. Лишь бы люди этим ограничились", – говорит вице-министр экологии, геологии и природных ресурсов РК Ерлан Нысанбаев.

За незаконную рубку нарушителю грозит штраф в размере до 120 МРП (303 тысячи тенге. – Авт.), либо исправительные работы в том же размере или общественные работы (до 120 часов). Суд может назначить и арест – на срок до 30 суток.


Браконьеры везут саксаул / Фото Григория Беденко

В Министерстве сельского хозяйства полагают, что меры необходимо ужесточить. В частности, суд может назначить штраф по действующей редакции Уголовного кодекса и меньше 300 тысяч, а МСХ предлагает исключить варианты.

"Законопроект на рассмотрении в Сенате Парламента. В уголовный кодекс вносятся поправки в части выдворения иностранных граждан за пределы РК. Предусматривается ужесточение санкций: сейчас штраф до 120 МРП, мы предлагаем "до" убрать и оставить 120 МРП", – рассказывает руководитель управления комитета лесного хозяйства и животного мира МСХ РК Максат Елемесов.

Саксаулу вредят не только "чёрные" лесорубы, но и пожары. Огонь за один раз может охватить тысячи гектаров площади. Пожары случаются из-за сильной жары или ударов молний во время так называемых сухих гроз, причина других – человек.

Читайте также: В Казахстане завершился сезон природных пожаров. Саксаульник Мойынкума удалось уберечь от огня

Сельчане с помощью огня расчищают пастбища для скота, выжигают камыши, вместе с которыми горят и саксаульники, и отпугивают хищников. При отсутствии кустарников и других зарослей, считают люди, волкам и шакалам негде прятаться, чтобы потом нападать на домашних животных.

Не рубят там, где есть газ

В Туркменистане саксаул вырубали в режиме "нон-стоп". Так о ситуации после развала СССР рассказывает Султан Вейсов, научный консультант Нацинститута пустынь, растительного и животного мира министерства сельского хозяйства и охраны окружающей среды этой страны. Запретительные меры неэффективны, отметил он. Туркменские власти пошли другим путём.

"Туркменистан решил эту проблему 100% газификацией всех населённых пунктов. В городах есть природный, в аулах – сжиженный, баллонный газ. Если мне нужно приготовить в тандыре лепёшку, то нужен саксаул, но мы провели газ. Он бесплатный, может целый день гореть. Соответственно, и рубить саксаул не нужно.

У нас тоже существует запрет, но вырубать его и так не будут, потому что есть газ. Это намного дешевле, чем ехать вырубать дерево, платить большие штрафы. Если несколько раз поймают, то уже уголовное наказание будет", – приводит опыт соседней республики Султан Вейсов.


Султан Вейсов / Фото пресс-службы ПРООН в Казахстане

Эффективность такого подхода подтверждают и в Казахстане.

"Да, в Кызылординской и Мангыстауской областях, где есть газ, фактов незаконной вырубки саксаула нет. В Жамбылской и Алматинской областях газа нет, поэтому там топят саксаулом. С начала этого года в Алматинской области выявлено 5 фактов незаконной вырубки леса, объёмом пять кубометров. В Жамбылской области 11 фактов – объём 15 кубов", – говорит координатор конвенции ООН по борьбе с опустыниванием в Казахстане Кайрат Устемиров.

В Туркменистане несколько десятилетий назад был один пустынный заповедник – Репетекский. Сейчас в этой республике 9 таких зон: в них произрастают белый и чёрный саксаулы.

Что нужно для восстановления саксаула?

Кандидат сельскохозяйственных наук Беккали Жумагелдинов предлагает применить комплексные меры.


Беккали Жумагелдинов / Фото informburo.kz

"Когда сажаем, нужно, чтобы корневая шейка глубоко в земле была. Необходимо применить новые препараты регулятора роста листовой поверхности и корневой системы, которые дадут шанс выжить саженцам, когда они ещё совсем молодые", – объясняет Жумагелдинов.

В зоне высадки надо полностью запретить выпас скота, продолжил он, хотя бы на какое-то время.

"Когда саксаул маленький, первый год он очень питательный. Его любят бараны, козы, овцы, коровы. Они его съедают или вытаптывают. Плюс степные вредители – это мыши-полёвки, саранча. С ними надо бороться при помощи химических и биологических препаратов", – резюмировал наш собеседник.

При соблюдении всех этих мер можно рассчитывать на выживаемость саженцев и расширение ареала вида, заключил эксперт. Надо учитывать, что растёт саксаул медленно, из-за чего в первые годы его необходимо защищать.

ПРООН тратит в Казахстане миллионы долларов на сохранение саксаула

ПРООН каждые четыре года выделяет около 20 млн долларов на сохранение биоразнообразия в Казахстане. К примеру, три года назад в пилотном режиме была запущена программа "Закрепление подвижных песков вокруг сёл". Скот отправили за 20-30 км от населённых пунктов, восстановили колодцы и установили солнечные ветровые станции.

Таким образом в 2016-2017 годы для выпаса домашних животных создали условия, чтобы от них не страдали деревья.

"Мы собрали сотрудников акиматов, экологов, работников лесхозов Каракиянского района Мангыстауской области, Аральского района Кызылординской области и Балхашского района Алматинской области. Их всех отправили в Туркменистан, где есть единственный в Центральной Азии институт пустынь. Там продемонстрировали два метода приостановления подвижных песков. Механическая защита: созданы квадраты из камыша размером два на два", – рассказывает менеджер проектов ПРООН в области биоразнообразия Талгат Кертешев.

В каждом таком квадрате сажали сеянцы саксаула, из которых на следующий год вырастал небольшой кустик.

"Рядом со временем пробиваются травянистые растения. Опыт Туркменистана применили в селе Батпакты на территории в 2 гектара, в Аралкуме – 3 гектара. Приживаемость – 50-60%", – добавил Кертешев.


Применение туркменского опыта в Казахстане / Фото пресс-службы ПРООН в Казахстане

ПРООН инициировала также высадку саксаулов и других деревьев там, где раньше было дно Аральского моря. Площадь водоёма сокращается и на территорию высохшей его части уже приходится 6 млн га, это приводит к образованию солончаков. Ветер поднимает в воздух соль (до 150 млн тонн ежегодно), которая доходит даже до горных ледников. Специалисты говорят, что даже до Памира. Жители аулов близ Арала, сообщают в ПРООН, страдают из-за этого от аллергии и респираторных заболеваний.

Для посадки на солончаковом грунте лучше всего подходит чёрный саксаул. Он в принципе может комфортно себя чувствовать там, где другие растения жить не могут.

В 2016 году ПРООН совместно с компанией Coca-Cola открыли питомник в Аральском лесхозе (Кызылординская область). Начинали с одного гектара, затем охват вырос до четырёх. В прошлые годы использовалась довольно простая схема: с самолётов разбрасывались семена, по участкам засеивания потом прогоняли скотину, которая втаптывала семена в почву. Сейчас используются другие методики.

"На двух гектарах мы сделали посевное отделение. В него высаживали семена, поливали, выращивали два года, пока не появится саженец. Потом высадили на дно Аральского моря. Ежегодно питомник обеспечивает посадку на территории 2,5 тысячи гектаров. На этот проект потратили год времени и 100 тысяч долларов", – вспоминает Талгат Кертешев.

К 2018 году на 10 тысячах га бывшего Аральского моря уже росли саксаулы. Приживаемость молодняка составила 40-45%.


Посадка саксаула на высохшем дне Аральского моря / Фото 123ru.net

Попутно в питомнике выращивали клён, вяз и тополь. Таким образом организаторы проекта решили два вопроса:

  • озеленили осушенное дно Аральского моря;
  • создали зелёный пояс вокруг аулов.

Сейчас, сообщает Талгат Кертешев, специалисты Казахстана и Узбекистана выращивают саксаул в Казалинском питомнике Кызылординской области.

"Выращиваем 3 миллиона единиц посадочного материала в год для посадки на осушенном дне Арала. В рамках проекта Всемирного банка с 2008 по 2014 годы высадили на 56 тысячах гектаров. С лесной службой Кореи в 2019 году посадили на 10 тысячах гектаров, в 2020 году посадим на 3 тысячах. На голой соли мы научились высаживать саксаул", – сказал эксперт.

По новой программе "Сохранение ключевых лесных экосистем" (2018-2023 гг.) ПРООН выделяет Казахстану 8 миллионов 160 тысяч долларов на сохранение горных лесов, снежного барса, пойменных лесов и саксаула. Сейчас по ней проводится конкурс "Зелёный ресторан", который должен показать, какие заведения и их владельцы не используют саксаул в приготовлении блюд. Программа также предусматривает факультативные занятия по теме саксаула в школах в Восточно-Казахстанской, Алматинской, Жамбылской и Туркестанской областях. Работу учителей, которые ведут эти факультативы, оплатит ПРООН.

Читайте также: В Казахстане стартовала акция по сохранению саксаула

В планах создать питомник, улучшить работу по предотвращению и ликвидации природных пожаров.


Талгат Кертешев / Фото пресс-службы ПРООН в Казахстане

"Мы создадим банк семян. Есть такое понятие – плюсовые насаждения саксаула. По росту, по диаметру в банке соберём самые качественные образцы. Лабораторию создадим на базе Института ботаники при Комитете науки в Алматы и Казахском лесном семеноводческом селекционном центре в Алматы и в Щучинске", – делится планами представитель ПРООН Талгат Кертешев.

Уже в декабре ПРООН везёт специалистов в Южную Корею, чтобы те увидели лаборатории банка семян и потом внедрили систему в Казахстане.

От редакции. В текст статьи были внесены изменения: первоначально в ней сообщалось, что "ущерб, ежегодно наносимый природе вырубкой саксаула... оценивается в 700 млн долларов", в то время как речь идёт о совокупном ущербе, который наносит сельскому хозяйству нерациональное использование земельных ресурсов. Приносим читателям извинения.