Казахстанский спорт периодически сотрясают громкие допинговые скандалы с участием звёзд не только республиканского уровня, но и мирового.

Лидеры сборной Казахстана по биатлону отстранены от участия во всех международных соревнованиях. Сборная Казахстана по тяжёлой атлетике может быть отстранена от участия на Олимпиаде в Токио в полном составе. В скандалах замешаны не только спортсмены, но и тренеры, и врачи.

Корреспондент Informburo.kz попытался разобраться, зачем казахстанские спортсмены употребляют допинг.

Допинг в Казахстане: четверть попавшихся – несовершеннолетние

Чаще всего на допинге попадаются атлеты в циклических видах спорта. Если брать все страны, то это плавание, лёгкая атлетика, лыжные гонки, конькобежный спорт, велоспорт, все виды гребли. Поэтому борьба с допингом и выстраивание хорошо работающей системы антидопингового образования – постоянная головная боль руководителей и специалистов федераций по этим видам спорта.

С 2013 года по нынешнее время самым популярным в Казахстане допингом остаются анаболики. В стране зафиксировано 135 случаев употребления анаболических стероидов. Следом идут мочегонные средства – 34 случая. Также более 110 атлетов попались на других различных запрещённых средствах, от наркотиков до мельдония.

Всего с 2013 по 2018 годы включительно в Казахстане, по сообщению Национального антидопингового центра, поймали на допинге 263 профессиональных спортсмена. Из них 70 были несовершеннолетними, а одному не исполнилось даже 14 лет. Пик по количеству пойманных юных нарушителей пришёлся на 2016 год – в разгар скандала со сборной по тяжёлой атлетике.

В 2018 году 53 казахстанских спортсмена уличили в использовании допинга. За первый квартал этого года антидопинговые организации поймали ещё 9 казахстанских атлетов. Получается, в Казахстане в среднем каждые 10 дней на допинге ловят одного профессионального спортсмена. На сегодня 102 казахстанских атлета отстранены от любой спортивной деятельности, включая организованные тренировки и сборы.

Можно ли нарушить антидопинговые правила, не принимая допинг?

В Антидопинговом кодексе чётко прописаны 10 пунктов правил, которые нельзя нарушать, и приём допинга – только одно из них.

Наличие запрещённых веществ в организме спортсмена – первое в списке нарушений. При этом не имеет значения, как они туда попали – по невнимательности самого атлета, по злому умыслу его соперников или по ещё какой-то причине.

Попытка использования запрещённой субстанции – второе нарушение антидопинговых правил. Если спортсмен ещё не успел применить допинг, но пытался это сделать, это уже нарушение. Показательной в этом отношении будет ситуация с казахстанским лыжником Полтораниным, который сообщил, что только намеревался применить допинг, но не сделал этого.

Читайте также: Допинг-скандал с лыжником Алексеем Полтораниным. Главное

Уклонение от тестирования или неправильное информирование допинг-офицеров о своём местонахождении – это тоже нарушения. Кроме этого, WADA (Всемирное антидопинговое агентство) запрещает вмешиваться в тестирование.

Запрещено не только употреблять допинг, но и просто хранить запрещённые субстанции, а также пытаться распространять их. Этим пунктом правил объясняется пристальное внимание австрийской полиции к коробкам из-под препаратов, которые выкинули врачи казахстанской сборной по биатлону.

Врачам запрещено назначать запрещённые препараты или пытаться назначать их.

Спортсменам, тренерам, функционерам и врачам также нельзя быть соучастниками в нарушении антидопинговых правил. Наказывается также сотрудничество с дисквалифицированным спортсменом.

"Легальный допинг": казахстанские спортсмены и ТИ

В последние годы не утихает спор о так называемом легальном допинге – терапевтическом исключении (ТИ) для спортсменов, которым разрешено принимать запрещённые вещества, например, из-за хронических болезней. Среди болельщиков на постсоветском пространстве бытует мнение, что "наши" "честно" принимают допинг, потому что на Западе спортсменам активно выдают ТИ.

Мы попросили Майру Бакашеву рассказать, сколько казахстанских спортсменов получают ТИ. Она сообщила, что с 2013 года в Казахстане запрещённые медикаменты в терапевтических целях разрешали применять 31 спортсмену. Один из них подал заявку в 2019 году – это атлет из паралимпийской сборной РК.

"Это очень мало, в основном это спортсмены с острым состоянием здоровья – травма, анафилактический шок, был укус насекомого и хронические заболевания – астма бронхиальная, ревматоидные заболевания. Хронические заболевания, в основном у спортсменов паралимпийской сборной. Подавшая заявку в 2019 году – спортсмен-паралимпиец", – сказала директор антидопингового центра KazNADC Майра Бакашева.

Она отметила, что антидопинговая комиссия обязательно анализирует, разрешить ли спортсмену использовать запрещённые вещества или есть возможность лечить его альтернативными способами, а также анализирует, улучшатся ли его спортивные результаты с ТИ или нет.

"Не стоит думать, что любой спортсмен, который чуть пошевелился, собрал все документы и заполнил заявку, гарантировал себе разрешение. Есть критерии, по которым эксперты решают, действительно ли спортсмену необходимо использовать этот вид лечения и существует ли альтернативный вид лечения – и не будет ли это идти в противовес духу спорта", – заявила Майра Бакашева.

По её словам, когда спортсмен делает запрос на ТИ, заявка подаётся на конкретную субстанцию, указывается диагноз. Есть курс лечения, прописанный доктором, который необходим спортсмену.

"Если острая травма, то может быть несколько месяцев (для ТИ. – Авт.), а может несколько инъекций или одна инъекция. Если это хроническое заболевание, спортсмен имеет группу инвалидности, то ТИ выдаётся на год, это максимальный срок. Потом можно продлить при наличии свежих документов от врача о необходимости продолжения лечения", – отметила Майра Бакашева.

Сколько разрешений на ТИ выдаётся в других странах и кому, в Казахстане сказать не могут: такой информации у нас просто нет, она находится у WADA и не разглашается.

Казахстанский антидопинговый центр: чаще всего наши спортсмены горят на БАДах

БАДы и спортивное питание – это не лекарство, но это то, чем спортсмены стараются укрепить себя. Чтобы торговать этими биодобавками, достаточно лицензии на реализацию, но мало кто требует сертификат о составе этого питания. Крупные производители перед продажей проходят антидопинговый контроль, по итогам которого даётся такой сертификат. Но даже он – не панацея от того, что в спортивное питание не попал допинг.

Читайте также: Юлия Рахманова: Спортсмены никому не нужны. За нас рвут глотки только личные тренеры

Есть два варианта, как биодобавки, предназначенные для спортсменов, оказываются с примесями запрещённых веществ:

  • техническая загрязнённость – когда на заводе, где изготавливают спортивное питание, используют плохо очищенные миксеры. В этих миксерах могут остаться частички БАДов с анаболиками, которых в спортивном питании быть не должно
  • намеренное загрязнение – это когда спортсмен купил контрафакт у перекупщиков, намеренно разбавивших БАДы запрещёнными добавками, чтобы они быстрее давали эффект и чтобы его активнее покупали. При этом на упаковке не указывается, что состав изменился.

Завод-изготовитель производит линейку из 100 видов продукции, они физически не могут иметь 100 отдельных миксеров. Если выпускать меньше, то не будет и рентабельности. Это огромная индустрия и большие деньги.

"Иногда захожу в эти магазины, где продают БАДы, и спрашиваю у них о наличии лицензии и сертификатов на товар. Их это очень раздражает, они показывают какие-то бумажки, и спортсмен им верит", – рассказала Майра Бакашева.

Она сообщила, что в 2018 году на допинге попался джиу-джитсер, который работает в системе МВД, на руководящей должности, при высоком воинском звании. Он заказал через интернет спортивное питание, и у него выявили анаболик.

"Он сам не понял, откуда у него в организме это. Мы провели расследование, и оно привело нас на его спортивное питание. Из попавшихся на допинге 80% попались с допингом, который не должен был быть в составе БАДов, которые они употребляли", – отметила Майра Бакашева.

По её мнению, продавцы спортивного питания пошли бы навстречу спортсменам, если бы понимали, насколько может быть опасным их товар, но они видят, что спортсменов всё устраивает. Их ответ: "Если спортсменов это не волнует, то почему у нас должна голова болеть". Кроме этого, для поставщиков сертифицировать товар – дорого.

KazNADC предупреждает казахстанских спортсменов о том, как опасно приобретать БАДы у непроверенных поставщиков или реализаторов, и спортсмены должны иметь стопроцентную гарантию на руках, что партия этого товара проверена и сертифицирована.

"Арман Оспанов – казахстанская звезда смешанных единоборств до того, как стать бойцом ММА, занимался боевым самбо. Он был трёхкратным чемпионом мира, но одного звания его лишили за употребление анаболиков. Выяснилось, что он, будучи в США, купил спортивное питание. Посчитал, что, раз он в Америке, то там не может быть контрафакта. Купил и наелся всякого, лишился одного звания чемпиона мира", – отметила Майра Бакашева.

Борьба с допингом в Казахстане

Самое главное – Министерство культуры и спорта РК существенно снижает привлекательность приёма допинга. В казахстанское законодательство подготовлены поправки, по которым у пойманных на допинге спортсменов забирают выданные премии и подаренные квартиры – вдобавок к дисквалификации, отчислению из сборной и штрафу.

"Поправки предусматривают возврат денежного поощрения за аннулированный результат соревнований, лишение спортивного звания, лишение жилища для чемпионов и призёров Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских игр, а также ряд других мер", – сообщил вице-министр спорта Елдос Рамазанов на правительственном часе в Сенате в конце мая 2019 года.

Когда эти поправки вступят в силу, у спортсменов не будет мотивации получить медаль здесь и сейчас, чтобы лишиться её через какое-то время.

Читайте также: Новый закон о спорте: как будут наказывать за допинг и что изменится в уроках физкультуры

"Уже сейчас у спортсменов, которые подписывают договоры, прописано в части допинга, что, в случае употребления, он будет должен возместить все затраты (сборы, поездки, содержание) и все призовые, которые заработал за последние три года", – сказала специалист по образовательным программам KazNADC Галия Жумабаева.

Кроме этого, в Казахстане в 2018 году запустили онлайн-программу обучения антидопинговым правилам, ознакомиться с которой может любой желающий: не только тренеры, врачи и сами атлеты, но и их родители, и вообще любой человек – например, корреспондент Informburo.kz уже сдал тест и получил сертификат, что успешно прослушал курсы по борьбе с допингом.

Это важно, потому что, как сообщил вице-министр спорта, в нашей стране большое количество попавшихся на допинге спортсменов – несовершеннолетние. А это значит, что с ними недостаточно работают и тренеры, и даже родители.

В Казахстанском антидопинговом центре спортсменов призывают пользоваться мобильным приложением по проверке лекарств и БАДов на безопасность применения и, если есть хоть какие-то сомнения, связываться с центром и перепроверять информацию.