22 января в Давосе в рамках Всемирного экономического форума была презентована альтернативная система оценки экономического развития стран мира. Эксперты намерены заменить главный макроэкономический показатель планеты – внутренний валовый продукт (ВВП) – на индекс инклюзивного развития (ИИР). Informburo.kz разобрался, почему новый показатель называют революционным, какое место в новых рейтингах занимает Казахстан, и почему с экономической точки зрения человечество находится на новом этапе своего развития.

Что такое IDI?

Всемирный экономический форум (ВЭФ) – это неофициальное мероприятие, формально лишь встреча экспертов и лидеров мнений. Организацией и проведением занимается неправительственная структура. Правда, это не мешает лидерам разных стран, главам национальных банков ездить в Швейцарию и участвовать в самом статусной экономическом собрании современности.

Презентация индекса инклюзивного развития (Inclusive Development Index, сокращённо – IDI) прошла в Давосе. По мнению аналитиков ВЭФ, мультипараметровый показатель, с помощью которого измерили 103 государства, должен сменить внутренний валовый продукт. Последний давно, как говорят экономисты, не отражает реальное положение дел в мировой экономике и конкретных странах.

В оригинале презентацию с подробным описанием нового индекса развития можно прочитать на официальном ресурсе форума в Давосе. У IDI всего 12 параметров или три группы, разделённые по 4 показателя в каждой.

В первой группе характеристик, названной "Рост и развитие", указаны:

  1. ВВП на душу населения (в долларах США на 2010 год);
  2. Производительность труда – ВВП на одного занятого (в долларах США);
  3. Ожидаемая средняя продолжительность жизни;
  4. Занятость населения трудоспособного возраста (указывается в процентах).

Во второй группе характеристик "Инклюзивность" отмечены:

  1. Коэффициент расслоения (рапределённости) доходов в обществе (0 – полное равенство, 100 – полное неравенство);
  2. Уровень бедности;
  3. Коэффициент расслоения общества по распределению богатства (0 – полное равенство, 100 – полное неравенство);
  4. Медианный ежедневный расход домохозяйств (показатель, основанный на покупательной способности, он делит население страны на две половины: тех, кто тратит выше и ниже этой планки).

В третьей, заключительной, группе характеристик под общим названием "Преемственность поколений и устойчивость развития" представлены:

  1. Скорректированные чистые сбережения (рассчитываются по схеме: запасы природных богатств плюс расходы на образование и минус потребление ресурсов, истощение запасов энергии, ущерб от выбросов, указываются в процентах от валового национального продукта);
  2. Парниковый эффект ВВП (показатель выброса СO2 за каждый доллар валового внутреннего продукта, который производит экономика страны);
  3. Размер государственного долга (в процентах от ВВП);
  4. Демографическая нагрузка (соотношение граждан-иждивенцев в возрасте от 0 до 15 и старше 64 лет на общее количество трудоспособного населения).

Из всех 12 показателей складываются сначала групповые индексы, а уже после их сложения получается итоговый показатель как среднее арифметическое.

Странности в методологии и подсчётах

Неофициально индекс инклюзивного развития презентовали гораздо более скромно ещё в 2017 году. Данные год назад не были опубликованы столь подробно, не было чёткого объяснения методологии расчётов. В этот раз презентационный отчёт более или менее можно назвать информативным. Хотя вопросов к авторам накопилось немало.

Во-первых, предложенная система подсчётов радикально меняет расстановку сил на экономической карте мира. К примеру, США, согласно своему IDI, в списке 30 развитых стран планеты занимают только 23-е место, уступая, казалось бы, не столь успешным Чехии, Словении и Эстонии. Аналитики объясняют это невысокой, по сравнению с остальными благополучными странами, продолжительностью жизни граждан, огромным размером госдолга, отсутствием справедливого распределения доходов и богатств в американском обществе.


Количество бедных и бездомных граждан в США растёт последние 10 лет / Фото сайта renegadetribune.com

Во-вторых, авторы и сами подчёркивают, что пользовались в расчётах очень большим массивом открытых данных: результатами отчётов Всемирного банка, ООН, Всемирной организации здравоохранения, Организации экономического сотрудничества и развития, профильных и статистических агентств различных государств и выкладками неправительственных организаций различного уровня.

Непонятным осталось то, что сопоставимым влиянием на индекс инклюзивного развития могут похвастаться как невероятно высокий уровень ВВП (позитивное влияние), так и достаточно большое количество иждивенцев в лице переживающих комфортную старость миллионов пенсионеров (негативное влияние).

К примеру, Непал, правительство которого максимально сохраняет природу и минимизирует выбросы, занимает в новом рейтинге 22-е место среди развивающихся стран, а второй в мире по размеру экономики Китай ниже непальских соседей в этом рейтинге сразу на четыре позиции. Повторимся, КНР уступает Непалу, у которого ВВП на душу населения составляет всего 682 доллара. Экономику Поднебесной, по мнению авторов рейтинга, подводит невероятное количество выбросов промышленности, неравномерное распределение доходов между городскими и сельскими жителями.

Новая утопия или социальная справедливость?

Последнее место в списке претензий занимает скептицизм огромного числа экономистов. Индекс инклюзивного развития в целом сам смахивает на утопию. Новый показатель слишком идеализирован с точки зрения социальных аспектов. Скептики утверждают, что, к примеру, показатель распределения доходов и богатств в обществе не так важен для глобального позиционирования страны, как те же показатели производительности труда и ВВП.

Но лидерство стран, которых в современном мире принято называть государствами с развитым социализмом, и в новом рейтинге опровергает данный аргумент скептиков. В мировой десятке лидеров IDI сплошь знакомые лица: благополучные во многих смыслах Норвегия, Швеция, Дания, Швейцария, Ирландия и Австралия. У этих стран нет серьёзных проблем с экологией, и природные богатства не исчерпаны, и социальное равенство соблюдается. Смущает лишь значительное число иждивенцев, бремя заботы о которых приходится на работающих. Какие-то из этих государств спасаются нефтяными сверхдоходами, вторые работают в статусе банковских офшоров, третьи – просто притягательные экономические зоны для чужих инвестиций.


В мире остаётся очень мало стран, которые не переживали экономический кризис. Очередь за едой в Венесуэле / Фото сайта wsj.net

Новый индекс позволяет взглянуть и на то, что скрывается за показной благополучностью стран G7 (страны "Большой семёрки"). Япония с уровнем государственного долга в 239% в новом рейтинге находится даже не в мировой двадцатке, а всего лишь на 24-м месте. Знаменитый Сингапур, успехи которого названы экономическим чудом, согласно индексу инклюзивного развития скромно замыкает тридцатку развитых государств планеты. Он имеет слишком токсичную экономику: уровень выбросов (соотношение СО2 к одному доллару ВВП) у этой экономики сравним, к примеру, с Боливией.

Ещё один полезный плюс рейтинга – наличие статистики за последние 5-6 лет. С помощью аналитических выкладок внимательный экономист сможет проследить, как, к примеру, структурно меняется экономика того или иного государства, как она реагирует на изменения государственной политики, что меняется в поведении граждан, потребителей и так далее. Более обстоятельной сведённой базы данных, пожалуй, ещё не публиковалось.

Богатые богатеют, бедные – беднеют

Можно предположить, почему новый показатель такое внимание уделяет социальным вопросам. Существующая модель капиталистического распределения, по мнению многих политиков и экономистов, уже не работает. Накануне презентации рейтинга IDI другая международная организация подготовила хорошую почву для размышлений. Союз 19 благотворительных организаций под названием Oxfam опубликовал ежегодный отчёт по итогам 2017 года.

Из документа следует, что пока в одних уголках планеты разыгрываются гуманитарные катастрофы, в других – крупные бизнесмены приумножают миллиардные состояния. Богатейший 1% населения Земли владеет на 1 января 2018 года 50% всего мирового богатства, а бедная половина населения в это же время довольствуется менее 1% мирового богатства, или даже 0,5%, если вычесть их чистые долги. За 2017 год количество миллиардеров выросло сразу на 233 человека, и теперь в этом списке значатся 2043 фамилии. Это рекордный прирост в истории человечества.

Состояние миллиардеров, которые фигурировали в рейтинге Forbes, увеличилось на 762,5 млрд долларов. По данным благотворительных организаций, этого хватило бы, чтобы в семикратном размере ликвидировать бедность на планете в 2017 году. На планете 846 млн людей, живущих за чертой бедности по всему миру, и требовалось всего 107 млрд долларов, чтобы подтянуть их доходы до так называемой разграничительной линии.

В Oxfam указывают, что общее богатство миллиардеров с 2010 года увеличивалось со скоростью 13% в год – в шесть раз быстрее, чем росли доходы обычных рабочих и служащих по всей планете.


Швейные производства во Вьетнаме / Фото сайта vysota.com.ua

В некотором плане это идёт вразрез с тем, что двигателем мировой экономики является средний класс. Наоборот, согласно приведённым данным, самые зажиточные жители планеты разбогатели в том числе и за счет ухудшения условий труда для сотен миллионов рабочих и служащих по всему миру. Эксплуатации сегодня подвергаются как жители развивающихся стран, так и трудящиеся в США. Например, во Вьетнаме работающие на швейных фабриках женщины месяцами не видят своих детей, а женщины, которые трудятся на птицеводческих предприятиях Соединенных Штатов, вынуждены приходить на работу в специальных подгузниках, потому что во время смены им запрещают ходить в туалет.

Одновременно с урезанием прав трудящихся на планете растёт влияние крупного бизнеса на принятие государственных решений, а также увеличиваются выплаты основным акционерам. В общем, отчёт благотворительной организации заслуживает хорошего внимания. Даёт прекрасную пищу для размышлений.

Казахстан в новом рейтинге

Наша страна в рейтиге Всемирного экономического форума стоит на 15-м месте в списке развивающихся стран или на 45-й позиции в условном общемировом зачёте. В целом у нас неплохие показатели средней продолжительности жизни – 63,3 года. В стране зафиксирован и высокий показатель занятости в размере 67,7% от общего числа трудоспособного населения. Однако в вопросе распределения богатств в республике худший коэффициент из всех 103 исследованных стран – 92,6 %. Иными словами национальными богатствами Казахстана владеет очень ограниченное количество человек, и в их руках находится практически весь ВВП республики.

Кроме того, казахстанский ВВП зарабатывается с невероятно высоким уровнем выбросов углекислого газа. Хуже, чем в нашей стране, с показателем "парниковый эффект ВВП" обстоят дела только в Иране, Монголии, Армении, Кыргызстане и Таджикистане.

Министерство труда РК, к слову, должно заинтересовать также большое количество иждивенцев, детей и стариков, расходы на которых ложатся на плечи работающих граждан. Согласно данным ВЭФ, в нашей стране число социальных иждивенцев превысило отметку в 52%. Это показатель развитых стран с высокой продолжительностью жизни. Но в тех же Норвегии, Великобритании, Италии уровень пенсий и пособий несоизмеримо выше.

Также в рейтинге есть и неточности. Данные по ВВП экспертами были использованы за 2010 год. По данным Всемирного банка, по итогам 2016 года наш показатель гораздо ниже, чем указано в рейтинге IDI, и составляет всего лишь 7 713 долларов на душу населения. До девальвации тенге, ещё в 2013-м этот показатель был почти в 2 раза выше.

Обновление рейтинга стран по индексу инклюзивного развития ровно через год вызовет ещё больше вопросов и, вероятно, назовёт имена новых лидеров. О реакции официальных казахстанских властей на появление IDI пока не известно.