Монахини Августинского ордена сестры Бернадетта (88 лет), Регина (86 лет) и Рита (82 года) сбежали из пансиона, предназначенного для пожилых служительниц церкви, в родной монастырь Гольденштайн под Зальцбургом. В нём они провели десятки лет, пока средневековое здание не было передано новому владельцу в 2022 году.

Замок Гольденштайн, расположенный в небольшом городе Эльсбетене в 15 минутах езды от Зальцбурга, был построен ориентировочно в конце XIV века и с 1877 года служил монастырём, при котором впоследствии была открыта частная женская школа.

Три монахини провели в монастыре большую часть своей жизни, несколько последних десятилетий преподавали в школе, а сестра Регина даже была её директором.

Со временем они стали тремя последними обитательницами Гольденштайна, и епископат Австрии счёл нецелесообразным содержать целое здание ради трёх человек.

Замок Гольденштайн служил монастырём более 150 лет – с 1877 года / Фото Stefanie Ruep / DER STANDARD

К 2022 году резиденция ордена была переведена в аббатство Райхерсберг в федеральной земле Верхняя Австрия, а школа передана Зальцбургской архиепархии.

Имя нового владельца здания в доступных источниках не называется, но в соглашении о передаче замка от 2022 года, попавшем в распоряжение австрийской газеты Der Standard, говорится, что Фонд Августинского ордена Райхерсберга "обязуется обеспечить покой оставшимся членам ордена в соответствии с их монашеским саном".

По словам сестры Бернадетты, их просто выгнали из монастыря против их воли и отправили в дом престарелых.

"С нами не советовались. Ни с кем из троих. Мы и представить себе не могли, что Церковь так с нами обойдётся", – сказала она в интервью австрийской прессе, снова сидя на террасе замка Гольденштайн.

По словам сестёр, в организации побега из дома престарелых им помогли их бывшие ученицы.

На самом деле их переезд нельзя в полной мере считать побегом, так как они взяли с собой несколько контейнеров своих вещей, а сделать это незаметно невозможно. Но сёстрам очень нравится называть свой демарш именно так.

"Я сказала, что точно не умру там. Лучше лягу посреди поля, – говорит сестра Бернадетта. – Это наш монастырь. Мы имеем право быть здесь".

Сестра рассказала, что когда-то училась в одном классе с Роми Шнайдер, которая потом стала кинозвездой. Сама она пережила в монастыре пять настоятельниц, но ни одна из них, по её словам, не обращалась с сёстрами так неподобающе, как последняя.

Угроза жизни и здоровью

Так выглядит келья сестры Бернадетты, у сестёр Риты и Регины похожие. Всё весьма скромно, но комфортно, однако обходиться в быту без посторонней помощи они не смогут / Фото Stefanie Ruep / DER STANDARD

Между тем эта последняя настоятельница (её имя не называется), на которую жалуется сестра Бернадетта, и провост аббатства Райхерсберг Маркус Грасль говорят, что самостоятельная жизнь в пустом здании представляет угрозу жизни и здоровью пожилых дам.

Грасль назвал выходку монахинь "совершенно непостижимой". По его словам, решение о переводе сестёр в дом престарелых было принято ради их же блага.

Он также утверждает, что каждый этап этого процесса согласовывался с сёстрами, но они это отрицают.

По мнению журналистки газеты Der Standard, навестившей монахинь в Гольденштайне, опасения Грасля небеспочвенны.

К примеру, за время отсутствия сестёр был демонтирован подъёмник для лестниц, установленный в 1994 году.

Теперь трём очень пожилым женщинам, две из которых уже передвигаются с помощью ходунков, приходится подниматься по лестнице в свои спальни на третьем этаже.

Это возможно только с посторонней помощью, говорит журналистка.

Она наблюдала, как помощник нёс ходунки за сестрой Бернадеттой, пока она медленно поднималась по каменным ступеням, держась за перила.

Руководство Августинского ордена считает, что здание, пустовавшее некоторое время, больше не предназначено для жизни пожилых людей / Фото Stefanie Ruep / DER STANDARD

В первые дни после возвращения в замок у монахинь не было ни воды, ни электричества, поскольку здание уже было исключено из реестров коммунальных услуг.

И несмотря на то что сейчас вода и свет снова есть, замок нельзя считать пригодным для жизни, уверен провост Маркус Грасль.

"Помещения в монастыре больше непригодны для проживания и никоим образом не соответствуют требованиям благопристойного ухода", – говорит он.

Он призывает монахинь вернуться в центр для пожилых, где им будет оказана всесторонняя помощь, включая уход и медицинское обслуживание.

Но сёстры проявляют упрямство, и, чтобы облегчить их быт, на помощь пришли их бывшие ученики и жители Эльсбетена.

Заместитель мэра Зальцбурга Кай Михаэль Данкл также пообещал сёстрам финансовую поддержку из социального фонда, который формируется из зарплат политиков.

Три местных трактира регулярно привозят им еду, говорит сестра Бернадетта.

"Занятия в школе снова начались. Теперь к нам вернулись дети. Это так радует нас", – говорит она. Судя по всему, Зальцбургская архиепархия, которой была передана школа, разрешила сёстрам участвовать в её жизни.

На данном этапе сестру Риту больше всего беспокоит слишком запущенный сад.

"Он немного зарос. Но это ничего, нам просто нужно начать всё заново", – говорит она.