В июле 2011 года Казахстан поддержал инициативу по созданию Банка НОУ и направил соответствующую заявку в МАГАТЭ.

Два года назад, в августе 2015 года, было подписано Соглашение между Правительством Республики Казахстан и МАГАТЭ о создании Банка низкообогащённого урана МАГАТЭ в Республике Казахстан, которое вступило в силу в январе 2017 года.

Как известно, Договор о нераспространении ядерного оружия от 1968 года опирается на три столпа: ядерное разоружение, нераспространение и использование ядерной энергии в мирных целях.

В частности, в соответствии со статьёй IV пунктом 1 ДНЯО: «Никакое положение настоящего Договора не следует толковать как затрагивающее неотъемлемое право всех участников Договора развивать исследования, производство и использование ядерной энергии в мирных целях...».

Создание Банка НОУ МАГАТЭ на территории Казахстана направлено в поддержку данной статьи ДНЯО и укрепление прав государств-членов МАГАТЭ на использование ядерной энергии в мирных целях.

Запас низкообогащённого урана МАГАТЭ создаётся только в качестве последнего резервного механизма и таким образом, чтобы избежать вмешательства в существующий топливный рынок. Поставка НОУ будет осуществляться только государству-члену МАГАТЭ, которое испытывает перебои с поставками урана для АЭС неэкономического (политического) характера. В идеале, данный запас урана никогда не должен будет понадобиться агентству.

Банк НОУ МАГАТЭ будет расположен на территории Ульбинского металлургического завода в г. Усть-Каменогорске, основанного в 1949 году. Завод имеет огромный опыт по производству ядерного топлива, включая работы с гексафторидом урана – материалом, который будет храниться в Банке МАГАТЭ.

Таким образом, выбор МАГАТЭ Казахстана и Ульбинского завода, в частности, не случаен. Достаточно сказать, что в Банке НОУ будет храниться материал в виде 90 тонн гексафторида урана (что соответствует единовременной загрузке атомной станции средней мощности), тогда как на самом заводе единовременно хранилось до 800 тонн гексафторида урана.

То есть согласие Казахстана на размещение Банка низкообогащённого урана МАГАТЭ не создаёт для нашей страны каких-либо возрастающих рисков или существенных затрат.

Банк будет функционировать под эгидой и полным контролем МАГАТЭ и в его официальном юридическом владении.

Реализация данного проекта даёт Казахстану следующие дивиденды:

  1. Казахстан, как активный и ответственный сторонник ядерного разоружения, проявляет ответственность не только в сфере уничтожения ядерного оружия, но и права на использование ядерной энергии в мирных целях. Активное и устойчивое развитие промышленности невозможно без дешёвых и стабильных источников энергии. На сегодняшний день ядерная энергия полностью отвечает данным требованиям.
  2. Размещение Банка НОУ МАГАТЭ на территории Казахстана даст положительный имиджевый эффект и придаст дополнительный импульс взаимовыгодному сотрудничеству Казахстана с агентством.
  3. При рассмотрении заявки Казахстана МАГАТЭ наша страна подтвердила соответствие требованиям стандартам безопасности агентства.

Здесь важно отметить следующее. Как известно, стандарты МАГАТЭ отражают наилучший опыт и практику стран, использующих атомную энергию, и служат своеобразным ориентиром, к которому должны стремиться государства при разработке и внедрении национальных стандартов безопасности.

На сегодняшний день Казахстан – первая и единственная страна в мире, получившая подтверждение агентства на соответствие стандартам МАГАТЭ. Это является бесспорным подтверждением высокой культуры ядерной безопасности в Казахстане.

Символично, что официальная церемония открытия здания Банка низкообогащённого урана МАГАТЭ в Казахстане состоится 29 августа – в Международный день действий против ядерных испытаний, утвержденный Генеральной Ассамблеей ООН в 2009 году.

Создание Банка НОУ МАГАТЭ вновь подтверждает, что использование ядерной энергии в мирных целях возможно и необходимо, а государства в полной мере осознают свою ответственность за полученные знания об этом мощном источнике энергии.

Автор: Алимжан Ахметов, директор Центра международной безопасности и политики