Школы откроются. Скорее всего

В ответ на запрос Informburo.kz об условиях открытия школ главный санитарный врач страны Ерлан Киясов сообщил:

"Переход на традиционный формат обучения в школах предлагается при обеспечении 100-процентной вакцинации педагогов и персонала (за исключением лиц, имеющих постоянные медицинские противопоказания, переболевших в течение трёх месяцев после выздоровления)".

Министерство образования и науки уверяет, что собирается в сентябре открыть школы.  Сейчас идёт активная подготовка, и 90% педагогов уже получили прививки.

"Новый 2021/2022 учебный год во всех организациях образования планируется начать в традиционном формате, – сообщила корреспонденту Informburo.kz вице-министр Шолпан Каринова. – Переход на традиционный формат обучения будет осуществлён при соблюдении строгих санитарно-эпидемиологических требований. В целях   формирования коллективного иммунитета на добровольной основе проводится вакцинация педагогов и технического персонала.

В школах страны работает 365,1 тысячи педагогов, 90% из них на сегодняшний день получили прививки от коронавирусной инфекции".

Конечно, ситуация в стране очень сложная, и за месяц до начала учебного года нельзя со стопроцентной уверенностью сказать, что дети придут в классы. Но ответы обоих ведомств свидетельствуют о том, что власти страны серьёзно настроены на офлайн-обучение.

Мир не может себе позволить ещё год без очного обучения – ЮНИСЕФ

Больше года юные казахстанцы посещали уроки дистанционно. При этом ученики малокомплектных, в том числе частных, школ получили возможность учиться очно. Кроме того, работали дежурные классы, которые посещали преимущественно младшие школьники. Однако в целом школы были закрыты. Некоторые учреждения образования смогли организовать обучение в синхронном формате – когда учителя и дети общались по видеосвязи вживую, в других же ограничились асинхронным вариантом, то есть, грубо говоря, учёбой по Whatsapp. Конечно, теперь первоочередная задача педагогов – восполнение пробелов в знаниях учеников.

ЮНЕСКО и ВОЗ неоднократно заявляли о том, какими серьёзными негативными последствиями чреват такой экстренный переход на дистанционное образование, к которому большинство стран не были готовы. По данным международных организаций, за период пандемии в мире 365 млн учеников начальных школ оказались лишены школьного питания; зарегистрирован значительный рост распространённости стресса, тревожных расстройств и других проблем психического здоровья.

В марте 2021 года Исполнительный директор ЮНИСЕФ (детского фонда ООН) Генриетта Фор заявила, что мир не может себе позволить ещё один год без очного обучения.

"С каждым днём дети, не имеющие доступа к очному обучению в школе, отстают всё больше и больше, а хуже всех приходится детям, оказавшимся на обочине общества", – подчеркнула она. 

По данным на март 2021 года, более 888 млн детей в мире сталкивались с перебоями в работе системы образования из-за полного или частичного закрытия школ. 

Международные эксперты напоминают, что в школах дети не только учатся, но и общаются со сверстниками, питаются (а для некоторых детей из неблагополучных семей школа – единственное место, где можно получить горячую еду). Кроме того, через школы дети получают часть медицинских услуг, в том числе прививки. И чем дольше школы будут закрыты, тем больше проблем возникнет по всем этим направлениям.

"Существуют доказательства, что школы не являются основным рассадником Covid-19. Тем не менее мы наблюдаем тревожную тенденцию: правительства закрывают школы и принимают эту меру в качестве одной из первоочередных, а не крайних. В некоторых случаях это делается в масштабах всей страны, а не от района к району. Это негативно сказывается на процессе обучения и на психологическом состоянии детей", — говорил в декабре 2020 года представитель ЮНИСЕФ Роберт Дженкинс.

ЮНИСЕФ ссылался на исследование, проведенное в 191 стране, которое доказало, что между распространением коронавируса и открытием школ нет никакой связи. Впрочем, это данные за прошлый год, когда ещё не было варианта "Дельта" – более заразного и более опасного для детей.

Казахстан оказался не готов к дистанционке

Депутат мажилиса Ирина Смирнова (в прошлом директор школы), отвечая на вопросы Informburo.kz, уверенно заявила: уровень знаний школьников снизился значительно.

"У многих детей не было компьютеров, необходимого уровня телефонов. Интернет тоже не всем доступен. Не только из-за его отсутствия, но и потому что оплатить его может не каждая семья, – подчёркивает мажилисвумен. – Понятно, что и качество проведения уроков тоже страдало. Не было хорошей обратной связи. Как от ученика учителю, так и наоборот. У многих ребят нет элементарных условий – отдельной комнаты или места, где он может уединиться для обучения. Это тоже играет свою роль".

По мнению эксперта, Министерство образования и науки оказалось не готово к такому резкому переходу на удалённое обучение.

"Передача заданий по почте, радио и по ТВ, конечно, не могла быть успешной для качественного восприятия учебного материала. Также свою негативную роль сыграла нерешительность Минздрава и Минобра в организации офлайн-обучения в период спада заболеваемости. Многие развитые страны открывали школы при малейшей возможности и закрывали последними при ухудшении ситуации. У нас не смогли поступить подобным образом", – с сожалением отметила депутат.

При этом она похвалила чиновников за то, что они разрешили малокомплектным школам (где обучаются до 300 человек) работать в обычном режиме. Ирина Смирнова настоятельно рекомендует не отказываться от этой практики.

Дети не могут удовлетворить базовые психологические потребности

Психолог Жанна Сафиуллина в интервью Informburo.kz сказала, что специалистам ещё предстоит проанализировать и систематизировать данные о том, какое влияние оказало дистанционное обучение на детей. Пока же эксперт поделилась собственными наблюдениями, основанными на работе с юными казахстанцами.

"Многие дети и взрослые – родители и учителя – находятся во время дистанционного обучения в стрессовом состоянии. А что такое стресс и какие последствия стресса мы можем наблюдать? Это чувство постоянной усталости, повышение уровня тревоги, беспокойства, могут возникать депрессивные состояния, если стресс длительный и хронический, – пояснила психолог. – Резкие перепады настроения могут быть и у детей, и у взрослых, ухудшается память, постепенно могут теряться привычные интересы, снижается мотивация, какие-то соматические симптомы появляются, например, снижение или увеличение массы тела. Сейчас всё больше и больше специалистов отмечают, что у детей появляется чувство апатии, безысходности, уныния. Это, конечно, состояние негативное, которое может в дальнейшем повлиять на всё психологическое развитие детей".


Читайте также: Учебный год планируют начать в очном формате: уже вакцинированы 90% педагогов


При этом, по наблюдениям Жанны Сафиуллиной, есть школьники, которые успешно адаптировались к новому способу обучения, им даже комфортнее учиться онлайн. По мнению эксперта, легче приспособились к онлайн-формату также те ученики, у которых были проблемы в коллективе. Они на время избавились от неблагоприятной ситуации, и на душе стало легче.

Однако это, скорее, исключения из правил. В большинстве же случаев дети говорят, что соскучились по одноклассникам и хотят вернуться в школу ради друзей.

"Дети сейчас подвергаются так называемой социальной эмоциональной депривации. То есть они лишены возможности удовлетворять свои базовые психологические потребности. Потребность в общении, в обмене эмоциями – одна из самых главных для детей. Не удивительно, что возникают состояния апатии, уныния, падает мотивация, исчезают интересы, дети становятся вялыми", – сказала собеседница.

Психолог отметила, что из-за дефицита эмоционального опыта дети хуже понимают сами себя, хуже разбираются в своих эмоциональных потребностях, в своих чувствах, не понимают, чего они хотят от жизни. А для подростков, особенно для старшеклассников, которые вот-вот шагнут во взрослую жизнь, это очень важно.

Также эксперт заметила возросший уровень агрессивных проявлений со стороны детей, подростков. Особенно тяжело тем юным казахстанцам, чьи родители, опасаясь вируса, ограничивают их общение вне дома, не разрешают гулять.

"Я часто сталкиваюсь с тем что многие родители боятся разрешить детям общаться с их ровесниками из страха, что можно тяжело заболеть, – рассказала Жанна Сафиуллина. – Дети постоянно вынуждены тормозить свои желания, тормозить свои естественные природные потребности. Конечно, это вызывает раздражение, злость, тогда агрессивное поведение становится ярко выраженным, увеличивается выброс агрессии".

Конечно, сейчас, в разгар пандемии, трудно оценить весь масштаб нанесённого ею урона. Внимание общества в основном приковано к последствиям для здоровья людей и для экономики. То, насколько пострадали уровень знаний и психологическое состояние людей, пока неясно. Однако можно смело предположить, что долгосрочные последствия могут быть очень и очень печальными.