Исследователи, изучавшие детальные изображения татуировок, найденных на теле одной из сибирских "ледяных мумий", столкнулись с узорами, которые было бы непросто воспроизвести современному татуировщику.

Затейливые татуировки леопардов, оленя, петуха и мифического существа, наполовину льва, наполовину орла, проливают свет на особенности древней культуры.

Археологи работали с татуировщиком, который воспроизвёл на собственном теле древние узоры на коже, чтобы понять, как именно они были сделаны.

Татуированная женщина, возрастом, как считают учёные, около 50 лет, относится к представителям древней пазырыкской кочевой культуры, которые жили в обширных степях между Китаем и Европой.

Такая татуировка на правом предплечье женщины была обнаружена при новых сканированиях / Иллюстрация Daniel Riday

Сканирование выявило "сложные, чёткие и однородные" татуировки, которые не были видны невооружённым глазом.

"Эти открытия помогли мне понять, насколько развитыми были эти люди", – сказал Би-би-си ведущий автор исследования доктор Джино Каспари из Института геоантропологии имени Макса Планка и Бернского университета.

Подробные сведения о древних социальных и культурных обычаях добыть непросто, поскольку большинство их свидетельств с течением времени исчезает. Ещё труднее получить подробности жизни конкретного человека.

Пазырыкские "ледяные мумии" были обнаружены в ледяных гробницах в горах Алтая в Сибири в XIX веке, но разглядеть татуировки на них было трудно.

Татуировка на левом предплечье древней женщины / Иллюстрация Daniel Riday

С помощью цифровой фотографии в близком к инфракрасному диапазоне российские эксперты в Эрмитаже в Санкт-Петербурге впервые получили высокоразрешающие сканы изображений.

"Это дало мне ощущение, что мы стали гораздо ближе к людям, стоявшим за этим искусством, к тому, как они работали и учились. Изображения ожили", – сказал Каспари.

На правом предплечье у пазырыкской женщины было изображение леопардов, окруживших оленя.

Пазырыки были кочевым народом, жившим в горах Алтая / Фото Getty Images

На левом предплечье мифическое существо грифон с телом льва и головой и крыльями орла, похоже, сражается с оленем.

"Скрученные задние части тел и очень интенсивные сцены сражений диких животных типичны для этой культуры", – сказал доктор Каспари.

Кроме того, у женщины на большом пальце также обнаружили изображение петуха, что, по словам доктора Каспари, демонстрирует "интересную манеру и определённую уникальность".

Команда работала с исследователем Даниэлем Ридэем, который воспроизводит древние татуировки на своём теле с помощью исторических методов.

Даниел Ридэй использует традиционные методы для нанесения древних узоров на свою кожу / Фото Daniel Riday

Его выводы, сделанные по результатам сканирования, позволили учёным заключить, что качество работы на двух руках различается. Это позволяет предположить, что либо татуировки были сделаны разными людьми, либо татуировщик допустил ошибки.

"Если бы мне предложили угадать, то, вероятно, на нижнюю часть правой руки ушло четыре с половиной часа, а на верхнюю – ещё пять, – говорит он. – Это демонстрирует твёрдую приверженность со стороны человека. Представьте себе, что вы сидите на земле в степи, где всё время дует ветер. Это должно было быть сделано человеком, имеющим представление о здоровье и безопасности, знающим о рисках, которые возникают при проколе кожи".

Татуировка на большом и указательном пальцах женщины / Иллюстрация Daniel Riday

Анализируя следы на коже женщины, команда учёных пришла к выводу, что рисунки, вероятно, были нанесены на кожу с помощью трафарета, а затем уже татуированы.

Они полагают, что для этого использовался игольчатый инструмент со множеством мелких острых концов, вероятно, из рога или кости животного, а также игла с одним острым концом. Пигмент, скорее всего, был изготовлен из сгоревшего растительного материала или сажи.

Доктор Каспари, у которого, кстати, нет татуировок, говорит, что эта работа проливает свет на древнюю практику, которая и сегодня очень важна для многих людей во всём мире.

Несколько ледяных мумий были найдены в горах Алтая и в настоящее время хранятся в российском Эрмитаже / Фото  M Vavulin

"В те времена это уже была профессиональная практика, люди тратили много времени и усилий на создание этих изображений, они были чрезвычайно сложными", – добавляет он.

Некоторые татуировки, по-видимому, были вырезаны или повреждены при подготовке тела к погребению.

"Это говорит о том, что татуировки были действительно чем-то значимым для живых, но на самом деле не играли большой роли в загробной жизни", – объясняет доктор Каспари.

Результаты исследования опубликованы в журнале Antiquity.