В Казахстане активно начали обсуждать необходимость реформы Министерства внутренних дел. В Алматы даже прошла стихийная встреча инициативной группы из Facebook, на которую по приглашению через соцсети пришли более ста человек. В стороне не остался и городской общественный совет. Гражданские активисты собрали основные предложения по модернизации полиции. Теперь они планируют обсудить это с экспертами и после отправить проект в центральные государственные органы. Что же это за предложения?

Передать несвойственные функции другим госорганам

МВД РК не только следит за общественной безопасностью и раскрытием преступлений. Ведомство курирует колонии, охрану зданий госорганов, выдаёт визы, удостоверения личности, паспорта и отвечает за спасателей и пожарных.

Адвокат Джохар Утебеков на своей странице в Facebook пишет, что МВД РК должен передать другим органам колонии, следственные изоляторы, выдачу паспортов, удостоверений, виз и регистрацию иностранцев, а также выдачу разрешений на оружие, охранные сигнализации, службу пробации. Он также считает, что пожарные и спасатели не должны быть в ведомстве, которое отвечает за общественную безопасность.

"Дорожную инспекцию тоже. Зебры, светофоры, островки, дорожные знаки, скоростемеры – всем этим должен заниматься муниципалитет, как в нормальных странах. Камеры уличного видеонаблюдения, которые могли отвадить автоворов и тем самым спасти Дениса, должен ставить тоже акимат", – считает Джохар Утебеков.

Член общественного совета Алматы Ерлан Смайлов / Фото с сайта kazfintech.kz

"Мы имеем огромный кризис безопасности, связанный с кризисом деятельности МВД и ДВД. С моей точки зрения, МВД находится в состоянии некоей дисфункции. Наша задача постараться акцентировать внимание на профильные функции. Если непрофильные функции – надо отдавать другим. Надо разделять. У МВД функция охраны общества. Мы видим, что объединили дорожную полицию с патрульной полицией, в итоге кто должен ездить по паркам, по дворам? Ездят по центральным улицам, останавливают джипы представительского класса с женщинами за рулём. МВД не хватает внешней экспертизы и опыта изменений", – сказал член общественного совета Алматы Смайлов.


Член общественного совета Алматы Какимжан Бишманов / Скриншот с видео на YouTube

Председатель комиссии по вопросам законности и правопорядка общественного совета Алматы, учредитель общественного центра по изучению проблем терроризма и экстремизма Какимжан Бишманов считает, что министр внутренних дел много занимался последствиями наводнений и другими делами, несвойственными для ведомства. Он предположил, что это отвлекало его от раскрытия преступлений.

Снять погоны и сократить штат

"В полиции у нас огромное количество людей работает. Но если отнять пожарных, бухгалтеров, кадровиков, то получится, что людей, специализирующихся на раскрытии преступлений, не так много", – отметил Какимжан Бишманов.

Джохар Утебеков также считает, что необходимо с криминалистов, бухгалтеров, IT-специалистов, пресс-секретарей и тысяч других подобных сотрудников ОВД снять погоны и перевести их в разряд гражданских служащих.

"Форма не нужна тем, кто непосредственно преступников не обезвреживает. Высвободившееся финансирование перевести в профилактику преступности, камеры по городу, базы распознавания людей", – отметил он.

Представители неправительственных организаций считают, что у МВД необходимо забрать функции пробации, а также работу с заключёнными, которые вышли из тюрем.

"Я неоднократно давала и Парламенту, и КУИС, и МВД свои предложения по реформированию уголовно-исполнительной системы. Я знаю, что осуждённые не имеют работы, только маршируют и всё. Если 1000 человек находится в колонии, я про Заречный, только 100 осуждённых трудоустроены. Работа не плановая, такая какая есть. Мы занимаемся вопросами ресоциализации, возвращения на свободу. Когда заключённый возвращается, если у него нет семьи, куда возвращаться, то он опять попадает в те же маргинальные круги. Есть надо, жить надо, работы никакой, они ещё не собраны, как дети. Они теряют своё здравомыслие и адаптироваться не могут в обществе", – сказала представитель Фонда содействия тюремной реформе в Казахстане Анна Коробейщикова.

Ввести KPI для руководителей отделов полиции


Глава общественного совета Алматы Рахман Алшанов / Фото предоставлено аналитической группой "Кипр"

"Поступило много предложений от общественности по разным силовым блокам. К примеру, необходимо улучшить работу колл-центра 102. Нужно увеличить штат этого центра, так как зачастую люди не могут дозвониться. Кроме того, жителями города высказана обеспокоенность ситуацией с адаптацией и реабилитацией амнистированных осуждённых, системой пробации. Активно обсуждался вопрос о необходимости внедрения KPI для руководителей городского ДВД и районных РУВД. Также есть вопросы по заработной плате, отбору профессиональных кадров", – изложил суть предложений председатель общественного совета Рахман Алшанов.

Член общественного совета Марат Шибутов поднял проблему нетерпимости горожан и полиции к мелким правонарушениям.

"Каждое четвёртое преступление совершается в Алматы. В социальных сетях граждане достаточно отмечают слабую раскрываемость мелких правонарушений. Отсюда у людей теряется доверие к полиции. Если не смогли найти сворованный канализационный люк или телефон, то не факт, что смогут раскрыть серьёзный грабёж или разбой. Поэтому полиции следует обратить внимание на это", – сказал Марат Шибутов.


Марат Шибутов, член общественного совета Алматы / Фото Назгуль Абжекеновой

Помимо этого на заседании Общественного совета предлагали ввести дуальное образование полицейских, по примеру обучения врачей. По словам общественников, в каждом отделе внутренних дел должны быть аудитории для курсантов, и их нужно обучать на практике. Кроме этого звучали предложения о возвращении народных дружин, чтобы жители могли сами следить за порядком.

Снести заборы и повысить открытость МВД

По мнению члена общественного совета Алматы Какимжана Бишманова, МВД проводило неудачные реформы.

"То, что убрали жезл, – это не реформа, то, что передали тюрьмы, колонии из Минюста, – это неудачная реформа. Трагический случай показал, что у нас в системе сбой, нужно срочно принимать меры. Всё решают кадры. Наверное, реформу надо делать в двух частях: вверху надо чистку делать, внизу – приучать", – добавил он.


Здание Алмалинского РУВД / Фото kp.kz

Заборы вокруг зданий полиции необходимо снести, считает общественный деятель.

"Надо быть ближе к народу, убрать все эти заборы. Сотрудники полиции и руководство говорит о том, что в РОВД большой склад оружия, и не дай бог оно попадёт в руки преступников. Но зачем держать там большой арсенал? РОВД должен быть открытым для людей, которые просят о помощи", – добавил Какимжан Бишманов.

В Facebook была создана группа "Требуем реформу МВД РК", в которую за короткое время вступили более 10 тысяч пользователей. 24 июля более ста человек вышли в офлайн – собралась в одном из бизнес-центров города и начали работу по концепции реформы полиции. По словам представителя общественного движения "За реформу МВД РК", главы Молодёжной информационной службы Ирины Медниковой, на обсуждение собрались 102 человека, оно продлилось четыре часа. Приглашённые эксперты представили общие проблемы и окно возможностей для реформ.


Правозащитник Евгений Жовтис / Фото из Facebook / "Требуем реформу МВД РК"

Глава Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности, правозащитник Евгений Жовтис очертил четыре блока предстоящей работы.

"Первое – это организация и устройство МВД: нужен поиск эффективных моделей. Кроме того, вывод пенитенциарной системы, реформирование следственной службы, службы общественной безопасности. Второе: полная смены психологии, целей, задач и установок полиции. Третье: ревизия подзаконных актов, процедур взаимоотношений с полицией, – граждане должны их знать. И четвёртое – механизмы и процедуры гражданского контроля", – перечислил он.


Инициативная группа собралась в одном из бизнес-центров Алматы, чтобы обсудить проект реформы МВД РК / Фото из Facebook / "Требуем реформу МВД РК"

Было собрано 63 предложения в 10 различных блоков, таких, например, как "подготовка и переподготовка кадров", "оптимизация структуры", "сервисный подход", отметила Ирина Медникова.

"Мы не делали широкого анонса, всё было стихийно. Вчера мы попробовали понять ожидания общества, запрос на качество работы полиции. Мы собрали 63 предложения в 10 различных блоках. Это ожидание общества, каким оно хочет видеть полицию. Это ещё не предложения, их надо дорабатывать. Мы планируем в течение недели с экспертами обсудить. Сейчас набираем экспертов", – сказала Ирина Медникова.

Отделить политику от работы полиции

Операционный руководитель проекта EUCJ, которое занимается реформированием и модернизаций судов, прокуратуры и полиции, Сауле Мектепбаева в своём Facebook написала, что политику нужно отделить от работы полиции.

"Политику отделить от правоохранки – это самое сложное. Огромная армия сотрудников полиции – она, по сути, для того, чтобы обеспечить политическую стабильность. Самое важное здесь, конечно, митинги и собрания. Но есть материи и попроще, которые на самом деле фундаментальнее – защита представителей власти от народа", – считает Сауле Мектепбаева.

Для примера эксперт пояснила, для чего у входа в государственный орган дежурят полицейские: "Чтобы в любой момент возмущающегося заявителя вывести восвояси. Чиновник в результате с гражданином не разговаривает, прячась за спиной полицейского. Народ ненавидит власть ещё больше, чем до того, как в акимат пришёл, а теперь ещё и полицию – для полного комплекта".

Власти занимаются реформой МВД

Детальное видение по реформе правоохранительного органа будет готово в сентябре, считает Сауле Мектепбаева. По словам эксперта, уже разработано 24 проекта, из которых два запущены на коллегии 13 июля.


Сауле Мектепбаева, эксперт / Фото с сайта 24.kz

Сауле Мектепбаева пояснила, что решение о реформе МВД могут принять только в Акорде.

"Реформа – это когда решение принято на самом высоком уровне. Это значит, когда АП, а нынче Совбез, примет решение о кардинальном пересмотре функций, задач, численности и тому, кому поручить трансформацию. Потому что любой, кто будет способен такое сделать, наберёт слишком много политических очков. А на нашей политической арене роль мессии никто не любит: ни элиты, ни сами функционеры. МВД всегда отличало то, что в силу функций у каждого министра внутренних дел всегда были прямые каналы коммуникации с уровнем принятия решений. Сколько раз было такое, что решения по МВД принимались молниеносно, без одобрения функционеров из АП, просто потому что обоснование и служебка чудесным прямым каналом оказывались на рассмотрении у нужных лиц? Что это означает? Что решение о реформе и её глубине могут принять только в Акорде", – отметила она.

Эксперт считает, что при проведении реформы полиции можно уложиться в рамках существующего бюджета.

"Если сделать умную реформу по отказу от бюрократии, ненужных функций, зон контроля и балласта, то можно уместиться в рамках существующих бюджетов. Это только со стороны кажется нереальным, но многие успешные проекты перемен в полиции в этом и состояли. Наиболее успешный из них – пример реформы полиции Нью-Йорка. Технологизация полиции, возможно, потребует средств (я сейчас не про камеры, а про простые, базовые вещи, такие как компьютеры и каналы связи, которых сегодня не хватает), но и здесь можно применить умные решения", – пояснила Сауле Мектепбаева.

Несколько месяцев назад проектный офис МВД провел соцопрос более 2 тысяч полицейских трёх областей: большая часть из них поддержала перемены и даже просила реформ, сообщила Сауле Мектепбаева.

"Если о личных ощущениях и о том, тяжело ли работать с МВД, – катастрофически тяжело. Медленно. Что самое неожиданное, так это то, что единственный человек, который реально поддерживает проекты, – это сам министр. При всём при этом прогресс невелик. Я лично надеюсь только на Совбез", – сказала Сауле Мектепбаева.

Марат Шибутов предложил подать все предложения к началу политического сезона в Астану, и к 1 сентября создать рабочую группу в Парламенте, чтобы до конца года были завершены все работы по принятию необходимых законов, а саму реформу запустить с начала 2019 года.

"Можно было бы начать пилотный проект даже в Алматы, а потом дальше, если будет успешен опыт, можно перенести на всю страну", – заключил член Общественного совета Алматы.