Транспортная стратегия столицы: Астана – город пешеходов и велосипедистов
Проблема автомобильных пробок в крупных городах всегда остаётся актуальной в мире, и Астана не исключение в этом вопросе. Эксперты заверяют: через пять лет на улицах столицы будут такие же огромные пробки, как в Москве. По данным акимата Астаны, с момента становления столицы население города увеличилось в три раза и перевалило отметку в миллион человек. Количество зарегистрированных автомобилей в столице на сегодняшний день – 343 240. Каждый день в город въезжает и выезжает свыше 65 тысяч авто, а число незарегистрированного транспорта – порядка 30-35 тысяч автомобилей. В акимате заявляют, что с улучшением благосостояния населения страны на дорогах становится всё больше автомобилей. Темпы автомобилизации населения в два раза превышают рост годового прироста населения города. Вследствие чего транспортный коллапс неминуем. Как с пробками на дорогах намерены бороться власти Астаны? Ответ прост: развивать общественный транспорт.
По словам экспертов, через 30 лет 70% населения мира будут жить в городах. Следовательно, политики должны создать все условия для счастливой жизни населения в мегаполисах. Так считает генеральный секретарь Международного союза общественного транспорта (далее UITP) Алан Флауш, который готов в этом вопросе помочь властям столицы. Возглавляемая им компания уже на протяжении многих лет помогает крупным городам мира решать проблемы с пробками и находить устойчивые транспортные решения. Первым делом, он посоветовал акимату столицы побольше инвестировать в развитие транспортной системы и общественного транспорта и, конечно, разработать план мобильности города.
"Я предлагаю вам ввести некий баланс города. Количество машин должно составлять 25%, 40-45% – общественный транспорт, а остальное – пусть будут другие виды транспорта, велосипеды к примеру. Это действительно поможет городу. Потому что, мы видим, большое количество нагрузки приходится на машины. Но я не хочу сказать, что я против личного авто. Мы лишь предлагаем снизить их количество, тем самым также понизить то негативное влияние, которое они оказывают на окружающую среду", – заявил он в интервью informburo.kz.
Международный эксперт привёл в пример Америку, где жители пользуются одной машиной на несколько человек. Почему бы в одно авто не собирать сразу несколько человек, как и в одном общественном транспорте? Общее пользование одним транспортом способствует уменьшение количества транспорта на дорогах.
"Это самый лёгкий путь, и он не требует больших инвестиций. Это своего рода политика. Не нужно строить большие парковки, просто пусть два-три человека будут делить транспорт, что и освободит место на дорогах. Это требует очень маленьких инвестиций", – пояснил Алан Флауш.
Власти Астаны намерены развивать транспортную систему как раз в этом ключе. Приоритет будет дан общественному транспорту. Отметим, что в акимате Астаны разработали программу дальнейшего развития транспортного комплекса столицы, который включает в себя 65 направлений. В первую очередь осуществляется переход в систему управления транспортным комплексом на основе планирования, управления спросом и целого комплекса составления технологий, развитие общественного транспорта, организация дорожного движения, который включает внедрение ITS (Интеллектуальная транспортная система), введение комплекса запретов и ограничений (ограничение въезда грузового транспорта и так далее), строительство и реконструкцию дорожной сети.
"Хотел бы отметить, что приоритет будет отдаваться в первую очередь пешеходам, велосипедистам, далее общественному транспорту и только потом – автомобилям. Это соответствует всем мировым трендам и вызывает неудовольствие горожан, которые передвигаются на автомобилях. Но как общественное благо транспортный комплекс должен иметь в виду именно эти приоритеты", – заявил аким Астаны Асет Исекешев на международной конференции под названием "Тенденции развития транспортного комплекса города Астаны".
Помимо этого в 2017 году запустят программу строительства 50 зон общественного пространства. Он включает в себя обустройство 17 скверов и парков, набережных, открытие специальных пешеходных и велосипедных зон. Таким образом в столице станет ещё удобнее и комфортнее для пешеходов, уверены в акимате.
Бросайте личное авто и пересаживайтесь на автобусы
Именно такую цель перед собой поставили власти Астаны. Чтобы минимизировать транспортные заторы, людей нужно пересадить на автобусы, а чтобы горожане захотели ездить на общественном транспорте, нужно повышать его уровень. В настоящее время в Астане насчитывается 1140 автобусов, которые ежедневно совершают 875 тысяч поездок. Только треть населения Астаны (33%) пользуется общественным транспортом. В первую очередь астанчан обеспечивают комфортабельными автобусами нового поколения. По информации ТОО "Астана LRT", в рамках проекта "CityBus 1" приобретено 358 автобусов на сумму 107 млн евро. Дефицит автобусов составляет 569 единиц. Во втором квартале 2017 года планируется закупить ещё 210 новых автобусов.
В последующем закрытие дефицита позволит наладить работу общественного транспорта в части соблюдения расписания движения по маршрутам города, уверены в"Астана LRT". В компании признают, что существует проблема точности движения автобусов по расписанию. На них влияют такие внешние факторы как заторы на дорогах и ремонтные работы. По словам руководителя центра диспетчеризации Astana LRT Бауыржана Сеитова, для улучшения расписания движения автобусов внедрена новая программа, с которой можно отслеживать, планировать и создавать маршруты с максимальной точностью. Поможет разгрузить маршруты, по его мнению, внедрение электронной системы оплаты проезда AstraPlat, внедрение которой будет поэтапным.
Как пояснил руководитель центра платёжных систем филиала "Астана LRT" Сергей Попов, внедрение ЭСОП поможет астанчанам сэкономить на поездках на общественном транспорте. Внутри города будет единый тариф – 90 тенге, на экспресс-маршрутах – 150 тенге. Школьники будут иметь 50-процентную скидку на проезд. Для удобства жителей пригородных зон столицы автобусные маршруты разделили на 4 зоны.
Именно пригородные зоны (14 маршрутов) будут завершающим этапом внедрение ЭСОП. Начнут внедрение системы с 4 экспресс-маршрутов уже в этом месяце, после чего безналичная система оплаты будет задействована на всех 70 городских маршрутах до конца 2016 года.
При покупке 10 поездок на карточку – каждая 11 будет предоставляться бесплатно, что позволит горожанам экономить на проезде 10%. Также при оплате карточкой человек получает возможность сделать бесплатную пересадку в течении часа.
"Когда заходишь в следующий автобус, нужно в обязательном порядке приложить опять на входе карту. Это зафиксируется. Если пройдёт больше часа, и ты заходишь в автобус, прикладываешь карту, то валидатор понимает, что время истекло и списывает следующую поездку. Хотелось бы подчеркнуть, час – это не значит, что по его истечении человека выгонят из автобуса. Даже если он сядет на 59-й минуте, он имеет право доехать до конца", – разъяснил принцип действия пересадок Сергей Попов.
Также будут отменены проездные в бумажным виде. С 2017 года проездные будут в электронном виде, что, по словам Сергея Попова, избавит людей от очередей на получение месячного проездного билета. Проездные карты можно будет пополнять через автоматы или платёжные терминалы "Астана LRT". При этом важно подчеркнуть, что стоимость проездного не повысится и останется на прежнем уровне.
Стоит отметить, наравне с карточной системой оплаты в общественном транспорте столицы продолжит действовать и привычный всем наличный расчёт.
Общественный транспорт Астаны – визитная карточка города
Следующий шаг для повышения привлекательности общественного транспорта – квалифицированный персонал. Как рассказал руководитель центра платёжных систем филиала "Астана LRT" Сергей Попов, все кондукторы и водители автобусов прошли переквалификацию. Они научились правильно пользоваться новым оборудованием современных автобусов. Кондукторы после внедрение ЭСОП будут помогать горожанам пользоваться карточкой, выявлять "зайцев" на маршрутах, а также помогать распечатать разовый билет на специальном аппарате.
Однако проблема потребности в квалифицированных кадрах всё-таки остаётся актуальной. На сегодняшний день в автопарках столицы работает 1 205 водителей и 980 кондукторов. По словам руководителя центра квалификации специалистов транспорта города Астаны Аяжан Касымовой, существует большая текучесть кадров в автопарках столицы. Раз в полгода сменяется около 20-25% именно кадрового состава, как водительского, так и кондукторского.
"Визитная карточка города – это общественный транспорт. Мы много усилий прилагаем, чтобы водители и кондукторы выглядели презентабельно, максимально могли приблизиться к мировым стандартам обслуживания. Наш центр работает. В течение года проводим тренинги, обучение", – рассказала она.
Также в центре борются с правонарушениями со стороны кондукторов и водителей. По инициативе предприятий в Астане введён чёрный список работников общественного транспорта, где уже состоят 70 человек.
"Большая часть из них не работает в городе. Если они попадают в этот список, то уже тяжело куда-то устроиться здесь", – уточнила Аяжан Касымова.
Для того чтобы автобусы вовремя ходили на маршрутах и по расписанию, разработан проект BusLane. Спецполосы для автобусов в Астане уже внедрены на 11 улицах столицы, а их общая протяжённость составляет порядка 38,4 км. Их протяжённость до конца 2017 года планируется увеличить до 100 км, что составит 10% уличной сети.
"Что касается тех улиц, на которых мы планируем (внедрить спецполосы для общественного транспорта. – Авт.), в настоящее время у нас около 6-7 улиц рассматривается. Сейчас выбираем из них самые оптимальные, которые будут более эффективными и помогут нам в период проведения международной выставки ЭКСПО", – уточнил руководитель филиала транспортного центра ТОО "Астана LRT" Талгат Абдрахманов.
На каких улицах будут внедрены спецполосы, пока неизвестно. Сейчас рассматриваются и изучаются участки дорог, на которых спецполосы принесут максимальный эффект.
Помимо этого планируется внедрение трёх ночных автобусных маршрутов, которые будут работать с 23.00 до 05.00 утра. В основу маршрутов взяты объекты, которые работают допоздна. В ТОО "Астана LRT" пояснили, что внедрение ночных маршрутов откладывается в связи с дефицитом подвижного состава. Как только дефицит будет покрыт, по трём ночным маршрутам начнут курсировать автобусы.
Движение автобусов можно будет отслеживать через мобильное приложение AstraBus, которое на полную мощность, по словам разработчиков, заработает до конца года. Приложением на сегодняшний день уже активно пользуются 200 тысяч человек. К концу 2016 года в нём также будет указываться информация о пробках на дорогах Астаны.
Легкорельсовый транспорт – дорогой, но оправданный проект
В этом убеждены власти Астаны. Как пояснили в ТОО "Астана LRT", легкорельсовый транспорт (LRT) – большой проект не только для Астаны, но и для всего Казахстана. Председатель правления ТОО "Aстана LRT" Талгат Ардан признаётся, что проект дорогой, но оправданный. Как он уточнил, линейные системы необходимы для столицы, так как невозможно постоянно наращивать количество автобусов в городе. Стоимость проекта LRT, ориентировочно, составит от 1,3 до 1,9 млрд долларов. Система включит в себя 22,4 км эстакадных путей, 18 станций и 19 составов, 4 из которых будут приобретены для эксплуатационного резерва и 15 – непосредственно для эксплуатации. Для реализации проекта привлечён Консорциум китайских компаний, а финансируется проект Государственным банком развития Китая.
"Непростой проект, который требует больших капиталовложений, большой подготовки", – заявил Талгат Ардан.
По его словам, в течение ближайших двух лет он будет реализован. Запустить легкорельсовые трамваи в столице планируется к концу 2018 года. Одна поездка будет стоить примерно 200 тенге.
"Это большая транспортная система, ещё необходима пуско-наладочная работа всех систем, а их больше 20. Это процесс сложный, поэтому предсказать конкретно до минуты – это вам никто не скажет. Тариф мы предлагаем из расчёта 200 тенге за поездку", – сообщил Талгат Ардан.
Первый этап проекта LRT соединит международный аэропорт Астаны, площадку ЭКСПО, Назарбаев Университет, "Абу Даби-плаза", Дом министерств и далее – до нового железнодорожного вокзала. Пассажирооборот в сутки составит до 150 тысяч человек.
Власти столицы уверяют, что в условиях быстрого роста столицы система LRT позволит удовлетворить постоянно растущий спрос на быстрые, качественные и безопасные пассажироперевозки.
Также власти не забывают о реконструкции дорожной сети в Астане. Планируется строительство и реконструкция 25 дорог, 6 мостов, 9 транспортных развязок, – всего около 50 объектов инфраструктуры.
Таким образом в акимате Астаны рассчитывают сделать столицу удобной для пешеходов и без транспортных заторов на дорогах. Как уже заметил генеральный секретарь Международного союза общественного транспорта Алан Флауш Астана на правильном пути в развитии общественного транспорта.
"Мы уже видим, как изменились все автобусы. И действительно Казахстан выходит на высокий уровень, потому что он уже инвестирует в LRT-систему. Я могу с уверенностью сказать, что Астану не будет ждать тот эффект, который был в Москве несколько лет назад, когда было практически невозможно добраться из одной точки в другую. Я полностью одобряю то направление, которое выбрали власти", – считает Алан Флауш.