Этого дня ждали сотни людей, ведь мало кто действительно верил, что учитель физики, примерный отец и муж мог шутки ради сделать ложный донос.

Свидетели не в счёт

Злополучный звонок, который был сделан с телефона школьного учителя физики Юрия Пака, поступил на номер 112 14 апреля 2015 года. Звонивший сообщил, что в ЦУМе он заложил бомбу. По его словам, он сделал это из-за личной неприязни к полицейским. Примечательно, что связь в процессе разговора прервалась, и лжетеррорист перезванивал повторно, но уже с другого номера, не принадлежащего Паку. Как выяснил адвокат учителя Сергей Ким, второй номер принадлежал департаменту по ЧС Карагандинской области.

Сам Юрий свою вину отрицал. Он сообщил, что в момент звонка помогал своим коллегам-женщинам переносить парты. А его мобильный телефон лежал в сумке, в другом кабинете, куда он в тот момент не входил. В то время как минимум двое его коллег находились с ним рядом и подтвердили его слова. Но учителю физики это не помогло.


Юрий Пак в суде / Фото informburo.kz

Первая голосовая экспертиза установила, что голоса Юрия Пака и сообщившего о бомбе человека не совпадают. Но две последующие вынесли иное решение. Стоит отметить, что у Юрия есть заметные дефекты речи, которых не было у звонившего. Кроме того, человек, сообщивший о бомбе, разговаривал на жаргоне, характерном для людей, побывавших в местах не столь отдалённых. Юрий Пак же никогда не был судим, имеет высшее образование, много лет проработал учителем в школе, снискал славу отличного педагога и наставника. Тем не менее эксперты пришли к выводу, что он умеет менять свой голос.

В итоге в октябре прошлого года Юрия осудили. Его приговорили к двум годам заключения в колонии общего режима.

Семейная трагедия

За день до оглашения приговора у Юрия Пака умерла мать. Она скончалась от рака, который развился у неё, предположительно, на почве стресса. Попрощаться с мамой Паку разрешили. Он стоял перед гробом под конвоем. Сразу после прощания его увели в следственный изолятор. Накануне похорон учитель заявлял, что не пойдёт на церемонию прощания. По его словам, он просто не мог появиться у гроба матери в наручниках. Однако после он всё же передумал, и его доставили в похоронное бюро.


Прощание с Людмилой Пак / Фото informburo.kz

Проститься с матерью Юрия Людмилой и поддержать её близких собрались друзья, родственники и ученики Пака.

#Учительневиноват

Дело учителя физики из Караганды вызвало широкий общественный резонанс по всей стране. Во время оглашения приговора в здании суда собралось несколько сотен человек. Узнать, оправдают или обвинят Юрия, пришли его родные, друзья, коллеги, ученики и знакомые. Когда Пака вывели из зала суда в наручниках и под конвоем, слёз не мог сдержать никто.


Друзья и ученики Юрия Пака в суде / Фото informburo.kz

Почти сразу же в сети появилось движение активистов, которые всеми силами пытались доказать, что Юрий Пак не сообщал о бомбе. Ученики и родные даже запустили хештег #учительневиноват, по которому на сегодняшний день только в сети Instagram можно найти более 600 записей. Сторонники Юрия Пака даже собирались выйти на митинг в его поддержку, но не смогли. Карагандинские прокуроры напомнили активистам о том, что за это предусмотрено наказание.

"За распространение заведомо ложной информации, так же, как и за нарушение порядка организации и проведения митингов, предусмотрена уголовная ответственность", – напомнил Аспенби Жарылгасов, заместитель прокурора Карагандинской области на брифинге по делу Юрия Пака.

Тогда в поддержку Пака создали онлайн-петицию на сайте avaaz.org. Ее адресовали Президенту страны Нурсултану Назарбаеву. В своем обращении граждане просили главу государства повлиять на пересмотр дела учителя физики. Сейчас доступ к странице с петицией закрыт.

Лично Дарига Назарбаева просила сотрудников Генеральной прокуратуры ещё раз детально разобраться в нюансах дела. Она даже направила туда официальное письмо.

В марте 2016 года Юрию Паку сократили неотбытый срок на 5 месяцев и 12 дней.

Вновь открывшиеся обстоятельства

Пока Юрий отбывал наказание, его супруга Ольга не опускала рук. Она, совместно с адвокатом Сергеем Кимом, отправила образцы голоса мужа и звонившего на номер 112 мужчины в специализированную частную лабораторию в Ростове. Российские специалисты заключили, что голоса эти принадлежат совершенно разным людям. Кроме того, эксперты выявили следы монтажа записей, которые рассматривали их казахстанские коллеги.

Вскоре по этому поводу высказался эксперт Центра судебной медицины Сергей Похабов. Он назвал всеобщее ликование и надежду на то, что Юрия оправдают, "истерией", и заявил, что не стоит слепо верить выводам его иностранных коллег.

"В отличие от частных экспертов Российской Федерации, а Ростовский центр судебных экспертиз является специализированным частным учреждением, мы, эксперты государственных учреждений, обязаны в каждом заключении подписываться за дачу заведомо ложного заключения. Полагаю, что обоснованность заключений экспертов Ростовского центра как минимум нуждается в проверке и не может являться основанием для поспешных выводов и преждевременного ажиотажа", – сказал он в своём видеообращении, размещённом в социальной сети Facebook.

Тем не менее на основании четвёртой, независимой, экспертизы адвокат Юрия Сергей Ким составил ходатайство о пересмотре дела. Но в прокуратуре сочли, что внесудебное заключение экспертов не может служить доказательством невиновности учителя, и ответили на ходатайство отказом.

Принципы в обмен на свободу

1 июня этого года стало известно о том, что Юрию Паку заменят остаток срока на штраф. Его семья выплатила 170 тысяч 742 тенге. Таким образом, учитель смог освободиться раньше на 11 месяцев.

В процессе следствия Юрий Пак заявлял, что не станет признавать свою вину. Он объяснял своё решение тем, что не сможет смотреть в глаза своим детям, если предаст собственные принципы и сознается в том, чего не совершал. Но позже он всё-таки сознался. Это произошло тогда, когда решалось, выйдет ли он на свободу раньше положенного срока или нет.


Здесь родные и друзья ждали Юрия Пака / Фото informburo.kz

О том, почему Юрию пришлось поступиться своими принципами, его супруга Ольга Пак не говорит. Она сказала лишь: тем, кто в курсе происходящих событий, мотивы учителя и так понятны.

Неизвестны причины такого поступка и адвокату Сергею Киму. Он заявил, что намерен выяснить это уже после того, как Юрий покинет тюремные стены.


Тюремные стены Юрий Пак покинул 17 июня / Фото informburo.kz

Тем временем ученики Юрия Пака перенесли свой выпускной вечер для того, чтобы любимый педагог смог разделить с ними праздник.

Борьба продолжается

17 июня Юрий Пак вышел на свободу. Правда, для этого Юрию пришлось сознаться в преступлении.

"Скажем так, мы предположили, что этот вопрос будет задан, и что ответ на него будет иметь значение при принятии решения о замене срока на штраф. Я подчеркну, что вопрос этот был не процессуальный и ответ на него – тоже. Он не может иметь значения при рассмотрении дела об оправдании моего клиента", – прокомментировал ситуацию адвокат Юрия Сергей Ким.

Также защитник сообщил, что он и его клиент готовят кассационную жалобу в Верховный суд для того, чтобы Юрия Пака признали невиновным.

Loading...

Встречать школьного учителя у колонии общего режима в поселке Карабас Карагандинской области собрались его родные и друзья. Они приехали на украшенных бумажными птицами машинах и привезли с собой воздушные шары.


Машины украсили бумажными птицами / Фото informburo.kz

Ждать освобождения Пака под палящим солнцем пришлось два часа. Когда к супруге Юрия Ольге подошла девушка и попросила удостоверение личности, чтобы записать её данные, все ринулись к дверям колонии – ждать больше не мог никто. Вскоре дверь открылась, и из неё вышел освобождённый.


Встреча Юрия Пака / Фото informburo.kz

К нему на шею кинулись со слезами жена и дочь. Юрий старался успокоить родных, обнимал их и гладил по головам. Тем временем из желающих заключить карагандинца в объятия выстроилась настоящая очередь.

Loading...

Но первая встреча продлилось недолго: Юрию было положено явиться в вольный штаб, чтобы оформить необходимые документы. Он отправился туда с женой и адвокатом. После того как формальности были улажены, они вернулись к колонии, чтобы поговорить с журналистами.

"Сейчас я пойду домой и приму душ. Очень вспотел, стою в зимних штанах. Съем что-нибудь из любимого. Что-то из национальной кухни. А потом у меня сегодня событие, которого я ждал 11 лет. Возможно, именно это и повлияло на принятие некоторых моих решений. Слишком уж долго я этого ждал. Это выпускной моей дочери Анны", – сказал Юрий Пак.

По словам учителя, девять месяцев, проведённые в тюрьме, не сделали его озлобленным и не сломали его жизненных принципов.

"Всё стало чётче, яснее. Всё, что я делал, я делал правильно. Какие-то мелочи, может, пересмотрел. Может, чему-то мужскому научился. Каким был, я считаю, таким и остался. Ничего плохого не прибавилось, во всяком случае. Надеюсь, ничего хорошего тоже не ушло".

Юрий признался, что последние 15 дней срока, в течение которых он уже знал, что вскоре увидит семью и вернётся к нормальной жизни, дались ему крайне тяжело.

"Я очень сильно взял себя в руки, чтобы не поддаться эмоциям. Как тут говорят, включил пофигизм. Последний час я просто лежал на койке и смотрел в потолок. Все спрашивали меня: "Тебе плохо?". А я говорил, что мне не плохо – мне никак. Я просто ждал определённого сигнала, когда меня вызовут на КПП. Я не знаю, какое сейчас у меня эмоциональное состояние. Вот жена меня теребит, смотрит мне в глаза, а я даже не знаю, что ей ответить глазами".


Юрий Пак с семьёй / Фото informburo.kz

В завершение своей речи Юрий Пак и его близкие поблагодарили всех тех, кто поддерживал его, писал ему письма в колонию и останавливал его супругу на улице, чтобы сказать слова понимания.

"Всё наше общество, все те, кто наблюдал за этим процессом, превратились в единый, огромный суд присяжных. И этот суд единогласно вынес решение. Для нас это важно", – сказал журналистам адвокат учителя.

Адвокат Юрия Пака также пояснил, что его клиенту не запрещается вернуться к работе в школе. Дело в том, что статья, по которой он отбывал свой срок, не относится к тем, которые подразумевают ограничение профессиональной деятельности.

"Вы сами понимаете, что есть определенная неформальная сторона. Все вы знаете, как относятся к людям, которые побывали в местах лишения свободы. Но я думаю, что эта графа "ранее судим" не имеет отношения к моему подзащитному", – сказал Сергей Ким.

Сам Юрий по поводу своего возвращения на прежнее место работы ничего не сказал.

Прежде чем сесть в машину и уехать домой, он запустил в небо шары, которые принесли его друзья.


Фото informburo.kz