Сыграются ли государство и креаторы: что нужно для развития и монетизации креативных индустрий в Казахстане
Количество зарегистрированных субъектов креативных индустрий (КИ) в 2025 году уже превышает 45,5 тысячи, налоговые послабления привели к росту числа субъектов и занятых в этой сфере на 15%. Это свидетельствует о том, что КИ в стране развиваются и становятся важной частью экономики. Создаётся инфраструктура, открываются креативные хабы и школы, а также ведётся работа по защите интеллектуальной собственности и продвижению на международных рынках.
Однако, несмотря на прогресс, креаторы сталкиваются с рядом проблем, которые замедляют развитие сектора и ограничивают возможности интеграции в международные процессы.
"До недавнего времени в Казахстане креативные индустрии не воспринимались как отдельная экономическая категория. Сейчас ситуация меняется, и люди начинают понимать, что творчество можно и нужно монетизировать для развития экономики. В больших городах это работает более эффективно, но в регионах успешных кейсов практически нет. Всё ограничивается выставками ремесленников и проектами, которые больше о культуре, чем о бизнесе", – отмечает эксперт по креативным индустриям и устойчивому развитию Ирина Харитонова.
По её словам, одной из главных проблем слабой монетизации является нехватка квалифицированных специалистов, которые способны не только создавать проекты, но и эффективно их продавать. Отсутствие грамотных менеджеров, продюсеров, маркетологов, которые умеют упаковывать продукт, привлекать инвесторов и организовывать сбыт, тормозит развитие отрасли.
"Нам ставят в пример опыт Великобритании и Кореи, но они годами шли к своим результатам. В Казахстане же закон "О развитии креативных индустрий" был принят только в 2022 году. При этом у нас есть успешные кейсы, которые наглядно показывают, как работает креативная индустрия. Яркий пример – Димаш, который не только популяризирует Казахстан, но и привлекает внимание к стране на международной арене. Или концерты Дженнифер Лопес и Backstreet Boys, которые собрали поклонников со всего мира и принесли значительные доходы казне. Вот такие кейсы нужно развивать. Или те же Игры кочевников, которые объединили не только спортсменов, но и артистов, ремесленников. Такие мероприятия, ставшие знаковыми, должны проводиться регулярно, расширяя возможности для креативных индустрий и принося пользу экономике", – добавила эксперт.
Тем не менее в регионах исполнительные органы не всегда понимают, зачем им нужно развивать креативную индустрию. "Я сама с этим сталкивалась, когда пыталась создать свой бренд одежды или продвигала проекты в фешен-индустрии. Часто слышала, что это не приоритетный сектор экономики. Чтобы креативная индустрия в Казахстане начала приносить реальный финансовый доход, нужно объединить усилия бизнеса, креаторов и государства", – подчеркивает Харитонова.
Креативные индустрии в Казахстане охватывают 12 направлений и 43 кода экономической деятельности – от IT и дизайна до библиотек и народных промыслов.
Ксения Драчукова, режиссёр, основательница независимого экспериментального театра "Арт-убежище BUNKER", считает, что модель поддержки креативных индустрий нужно доработать.
"Государство выделяет деньги и думает, что поддерживает креативные индустрии, включая частные и независимые театры, но на деле всё не так, – отмечает она. – В первую очередь начали создавать новые креативные хабы, которые сейчас почти пустуют. Действующие театры не готовы работать в предложенном формате: нам предлагают делать курсы и спектакли, но не позволяют монетизировать наш труд. То есть мы вас поддерживаем, даём бесплатную площадку, но вы не можете зарабатывать, продавая билеты. Мы с командой 12 лет строили свою площадку и превратили заброшенное помещение в креативный хаб. Сегодня здесь творят несколько театральных коллективов и представители других видов искусства: писатели, фотографы, художники, музыканты. Мы развиваем свою деятельность без помощи государства и спонсоров. Хотя от поддержки бы не отказались".
Ксения Драчукова считает, что, если государство действительно хочет помочь современному театральному искусству, нужно создать экспертную комиссию и изучить, как работают независимые театры в Казахстане, какие у них достижения и чем они могут быть полезны. А выделенные средства на развитие она предлагает направить не на создание пустующих хабов, а на поддержку тех, кто уже работает.
В планах государства к 2029 году довести вклад креативных индустрий до 2% от ВВП, сейчас этот показатель составляет 1%. Власти также намерены значительно увеличить количество людей, занятых в этой сфере.
"Работать в креативной индустрии стало проще и интереснее благодаря новым инструментам. Но с их доступностью появилась другая проблема – стало больше непрофессионалов, – комментирует руководитель SMM-отдела рекламного агентства BLACK LAB Любовь Хан. – В своей работе я регулярно сталкиваюсь с этим. Многие, освоив современные ресурсы, почувствовали себя экспертами. При этом качество работы страдает, что снижает общий уровень в отрасли и создаёт проблемы в крупных проектах. Если бы проводились регулярные конкурсы для эсэмэмщиков, рекламных агентов, маркетологов, то для государства это был бы шанс привлечь высококлассных специалистов, а для участников – возможность выйти на новый уровень. Кроме того, такие конкурсы могли бы стать платформой для обмена опытом, коллабораций и расширения горизонтов, что принесло бы пользу всем сторонам".
В целом представители отрасли считают: чтобы креативные индустрии в Казахстане вышли на новый уровень, необходим комплексный подход. Важно создать не только инфраструктуру, но и условия для профессионального роста. Государству следует выработать долгосрочную стратегию, ориентированную на бизнес и креаторов, а не на формальности. В этом году планируется запуск корпоративного фонда "Фонд развития креативных индустрий", который будет заниматься финансированием, акселерацией проектов и привлечением инвестиций. Креаторы в ожидании перемен.
Автор: Надежда Пляскина