Старый дом на Толе би: есть ли там подземный ход, спрятаны ли сокровища, что защищает его от сноса
В центре Алматы на пересечении улиц Толе би и Валиханова стоит необычный дом. Ему лет сто, и для этого возраста он выглядит неплохо – видно, что за домом ухаживают. При этом никаких современных деталей нет, дом будто всё ещё в XX веке. Идеальное место для съёмок исторических фильмов или для размещения музея. Что же там внутри на самом деле?
Как оказалось, дом принадлежит алматинцу Адильбеку Бегалиевичу Жанбырбаеву. Он живёт в этом доме с самого рождения – с 1963 года и о многих знаменитых его жильцах знает от своих родителей и соседей.
Особый ретро-антураж дом сохранил не только снаружи, но и изнутри. Адильбек Бегалиевич заботится о том, чтобы аутентичность дома максимально сохранялась.
Первое, на что обращаешь внимание, входя внутрь – это сохранившаяся с начала века лепнина на потолках. Если присмотреться, видно, что двери сохранились с дореволюционных времён.
"К сожалению, во время одного из ремонтов я закрасил старые вензеля на дверных ручках, ещё с "ятями". Но если отколупать краску, можно их найти", – сказал Адильбек Жанбырбаев.
В гостиной бросается в глаза огромная голландская печь, так называемая контрамарка. Она, между прочим, действующая и периодически прохладной осенью или весной, когда ещё или уже не работает отопление, спасает дом от холода.
"Контрамарка" – предмет особой гордости хозяина дома. Её построил первый владелец дома. Кто он – по сей день не разгадано. По словам Адильбека Жанбырбаева, принадлежал дом верненскому купцу по фамилии Ибрагимов, который торговал шёлком и владел целым пассажем по улице Торговой. Энциклопедии подтверждают лишь то, что купец Ибрагимов торговал сельскохозяйственной продукцией – зерном, мукой, хлебом.
"В других источниках я слышал, что фамилия этого купца была Габдуллин, и что построил он дом в 1918 году. Наверное, это не совсем верно – дом, судя по всему, был построен раньше, незадолго до революции, – полагает Адильбек Бегалиевич. – Купец строил его очень долго. Построен он по технологии, очень распространённой в дореволюционном Верном: каркас здания выполнялся из тяньшанской ели, а потом покрывался штукатуркой".
По одной из легенд, которую передают в этом доме из поколения в поколение, купец в подвале дома сделал целый лабиринт. И возможно, спрятал там свой клад.
"Такую легенду имеет, наверное, каждый дореволюционный дом в нашем городе. Что до моего дома, я верю в эту легенду и, может быть, когда-нибудь найду этот клад!" – полушутя-полувсерьёз сказал Адильбек-ага.
К слову, близость этого дома к Вознесенскому собору породила и другую легенду. Она гласит о том, что из "розового дома" подземная тропа ведёт к тем самым таинственным "катакомбам", которые расположились под Вознесенским собором. Эта легенда живуча как никогда, хотя во время последней реставрации собора 2020 года ключарь собора протоиерей Александр Суворов опроверг эту теорию. Хотя признался, что сам долгие годы верил в неё.
"Когда мы реставрировали фундамент, наткнулись на цемент царских времён. Он значительно отличается от советского по своей консистенции. То есть мы дошли до фундамента и, к большому сожалению, никаких подземных ходов не обнаружили. Поэтому история о катакомбах не более чем городская легенда", – заявил тогда Суворов.
Купцу, собственно, пожить долго в этом доме так и не удалось. В годы гражданской войны хозяин бежал в Китай, а дом был национализирован.
В конце 1920-х годов туда стали селить преподавателей педагогического института – ныне КазНПУ имени Абая, в прошлом известный также как АГУ и КазПИ. Сыграла свою роль близость этого дома к гимназическому кварталу – ведь буквально в двух шагах от дома располагались женская и мужская гимназии Верного, пансион Мужской гимназии и дом его директора. Дом директора ныне занимает консульство Турции, а остальные здания сейчас в ведении КазНПУ имени Абая и Республиканской детской библиотеки имени Бегалина.
Планировка дома ранее была несколько иной – вход располагался со стороны улицы Валиханова, далее через весь дом простирался коридор-распашонка, от которого в разные стороны отходили комнаты и квартиры. Когда-то дом поделили на три квартиры, сейчас в этом доме их столько же, но планировка уже другая. Прямого коридора-распашонки больше нет, и из одного края квартиры в другой можно пройти только через все комнаты дома.
Дому можно смело дать титул "дом учёных". В нём почти век живут учёные. Причём выдающиеся.
Первой знаменитостью, поселившейся в этом доме, стал величайший историк, академик Евгений Тарле, исследовавший эпоху Наполеона. Его сослали в Алма-Ату в 1931 году по так называемому делу академиков. Это дело сфабриковало ОГПУ, когда учёные воспротивились внедрению анкет, предписывающих указывать "контрреволюционное прошлое". Нескольких учёных тогда расстреляли, а некоторых, в том числе и Тарле, отправили в ссылку.
Вот что историк писал жене из Алма-Аты:
"Алма-Ата свежее и лучше Ташкента, на улицах деревья, за домами сады. 120 000 жителей, кругом великолепные горы со снегами на вершинах, вроде Альпийских. Я напишу тебе сегодня, найдя комнату. Это не так легко здесь".
Вероятно, комнату он нашёл в этом розовом доме. Но уже в 1932-м Евгений Викторович был помилован властью и вернулся в Москву.
А в доме и дальше продолжали селить преподавателей и учёных.
В 40-х годах здесь поселился академик Орымбек Жаутыков. Этот учёный известен как один из пионеров казахстанской математики. Научные исследования Жаутыкова в основном связаны с теорией бесконечных систем дифференциальных уравнений. Его имя присвоено Республиканской физико-математической школе в Алматы. Для всех математиков Казахстана он и по сей день бесспорный авторитет.
В другой квартире дома жила Нина Сергеевна Смирнова, тоже учёный, но совершенно в другой области. Нина Сергеевна сделала неоценимый вклад в исследование казахского фольклора. В том, что устное наследие казахских акынов, передающееся из поколения в поколение, было опубликовано письменно, во многом её заслуга. К слову, в квартире Жанбырбаевых сохранился шкаф, который оставила Нина Сергеевна после переезда.
Входя в комнаты, словно оказываешься в доме советских учёных середины ХХ века. Родители нынешнего хозяина дома, Бегалы Садвакасович и Калыш Калиевна, принадлежат к тому поколению казахских покорителей точных наук. Более того, пятеро из их шестерых детей связали свою жизнь с точными науками.
Какая-то неведомая сила оберегает дом. Ведь не раз к нему хищнически приглядывались застройщики. Но его боковое расположение прямо на пересечении улиц делает этот участок не столь привлекательным, и со временем попытки снести дом прекратились.
Вот кто действительно облюбовал дом – это кинематографисты. Здесь были сняты сцены для нескольких кинофильмов, после чего Адильбек Бегалиевич зарёкся пускать сюда киношников.
"Меня всё время родственники уговаривают сделать евроремонт, всё поменять. Но мне так мила атмосфера прошлого, что я всячески сопротивляюсь радикальным переменам. Ну у кого ещё в нашем городе есть печь-контрамарка? Ведь все гости моего дома просто диву даются и постоянно фотографируются рядом с ней. А прохожие часто спрашивают меня: что за музей в этом доме? Они никак не могут поверить, что это жилой дом. Но с какой историей!"
Читайте также:
- Старинный особняк в Семее разбирают по кирпичам: процесс его признания памятником истории длится больше года
- Токаев: Исторический центр Алматы – идеальное место для жизни, но у него есть свои проблемы
- Культурный код Алматы. Очарование малых архитектурных форм