Способен ли БАК стать туристической достопримечательностью?
И если БАМ был всесоюзной, то БАК стал республиканской комсомольской стройкой. Масштабы, конечно, были мало сопоставимы, но шума вокруг БАКа в Алма-Ате было не меньше, чем вокруг БАМа в СССР.
Первый секретарь ЦК Компартии Казахстана Динмухамед Кунаев держал работы на личном контроле и часто посещал строительство. Так что шутники стали расшифровывать аббревиатуру не иначе как Большой Арык Кунаева. И очень удивились, когда шутка неожиданно переродилась в присвоение БАКу имени Димаша Ахметовича.
Казахстанцы ожидали окончания строительства с разными чувствами и чаяниями. В то время как писатель-натуралист Павел Мариковский продолжал с пафосом выступать против строительства Бартогайского водохранилища, аграрии уже готовили поля под новые культуры, а алмаатинцы, как обычно, предвкушали отдых. Дело в том, что по плану, в месте пересечения БАКом города, предполагалось создание пяти полноценных зон отдыха, где можно было бы и поплескаться и позагорать, и себя показать и других посмотреть.
Заветным мечтам о доступном "пляжном отдыхе" алмаатинцев вновь не суждено было обрести долгожданное воплощение. Полноценная зона отдыха в городе так и не появилась. И, хотя некоторое время любители отдыхали на берегах БАКа у рощи Баума, тень второсортности этой "зоны" с годами лишь усугублялась. Канал всё больше заиливался и зарастал тростниками, а вода в нём всё сильнее напоминала рассол минеральных удобрений, которые попадали в чиликскую воду через многочисленные трещины и аварийные акведуки. В конце концов, после разрушительных перемен 90-х годов, БАК стал ассоциироваться с неряшливой помойкой, по которой течёт поток мутной воды.
И – зря. Таким БАК доходит до Алматы. А в своих верховьях он вполне себе презентабельный и даже живописный поток. Особенно в той части, где течёт не в бетонном русле, а в обычных зелёных берегах. Рядом с горами. Здесь это вполне самоценный и привлекательный туристический объект, куда не стыдно привезти даже взыскательных путешественников.
Тем более что не одним БАКом можно утолить тут движущее ими любопытство. Здесь, в естественном ландшафте, сохранилась впечатляющая гряда сакских курганов. А невдалеке раскинулось несколько традиционных уйгурских кишлаков, живущих своей упёртой и неповторимой жизнью. И сюда, что немаловажно, можно заехать, как специально (дороги позволяют), так и по пути куда-нибудь к Чарыну или Кольсаю.