Сотрудничала ли Коко Шанель с нацистами? Правда сложнее
На стриминговом сервисе Apple TV+ в конце февраля вышел исторический сериал "Новый взгляд" (The New Look). Он рассказывает о жизни двух мировых икон моды – Кристиана Диора и Коко Шанель – во время Второй мировой войны во Франции, когда страна была оккупирована нацистской Германией. Но насколько этот сериал исторически точный?
У Коко Шанель была безграничная фантазия. В 1910-х годах она создавала одежду простого кроя из удобного трикотажа, освобождая женщин того времени от корсетов, а позже подарила миру маленькое чёрное платье и ставший классикой парфюм Chanel № 5.
Ещё Шанель была мастером изобретения собственной биографии. Она отказывалась признавать своё бедное детство, когда её после смерти матери и ухода отца из семьи воспитывали монахини.
Достигнув успеха как кутюрье, она заплатила за молчание двум своим братьям, которые могли бы поставить её в неловкое положение своим низким социальным статусом.
Будучи прагматиком, она была склонна рассказывать небылицы о своей жизни, но один факт о ней неопровержим: Шанель сотрудничала с нацистами. Возможно, она также помогала французскому Сопротивлению.
Женщина, стремившаяся контролировать свой имидж и наследие, превратила свою биографию в запутанный клубок.
Две правды
Создатели "Нового взгляда" решили углублённо изучить коллаборационизм Шанель, но показали его в наименее негативном свете.
Сериал наполнен многозначительными диалогами, но особого внимания заслуживает ответ Диора (Бен Мендельсон) студенту Сорбонны в 1955 году, когда тот попросил его, на тот момент звезду моды, объяснить, почему он во время немецкой оккупации Парижа создавал одежду для жён и подруг нацистов, в то время как Шанель (Жюльет Бинош) предпочла закрыть свой модный дом.
"Есть правда, – ответил Диор, – но всегда есть другая правда, которая скрывается за ней".
Сериал, который из 1955 года переносится в прошлое, в годы Второй мировой войны, безусловно, является художественным вымыслом, вдохновлённым реальной историей. Но он точно указывает на правду о двух совершенно разных реакциях на войну.
Правда Диора проще – он был непоколебимо предан Франции. Он продолжал шить одежду для нацистов, чтобы заработать себе на жизнь и поддерживать деньгами героические усилия своей сестры Кэтрин (Мэйси Уильямс) в движении Сопротивления. В конечном итоге Кэтрин Диор была схвачена, подвергнута пыткам и заключена в трудовой лагерь. Её малоизвестная история стала одним из главных открытий сериала.
О жизни Шанель в то время мы имеем более смутные представления, а некоторые детали её биографии до сих пор интерпретируют по-разному.
Известно, что у неё был длительный роман с нацистским агентом Гансом Гюнтером фон Динклаге (Клас Банг в сериале). Знакомство с ним и другими нацистами в конечном итоге помогло Шанель освободить её любимого племянника Андре, военнослужащего французской армии, из нацистского лагеря для военнопленных.
В то же время она безуспешно пыталась использовать нацистские законы об арийском превосходстве, запрещавшие евреям владеть бизнесом, чтобы отобрать контроль над своей парфюмерной компанией у партнёров-евреев.
Ронда Гарелик, одна из самых проницательных и осторожных биографов Шанель, в своей книге "Мадемуазель: Коко Шанель и пульс истории" (2014) приходит к выводу, что Шанель, вероятно, верила в дело нацистов, а также руководствовалась соображениями целесообразности, корысти и антисемитизма.
"Патриотизм всегда значил для неё меньше, чем власть, – пишет Гарелик и отмечает: – Никогда она не осознавала последствий попыток применить отвратительные нацистские законы об арийском превосходстве против своих собственных деловых партнёров".
При этом автор книги "Коко Шанель: легенда и жизнь" Жюстин Пикарди сказала BBC Culture, что "слишком легко сказать, что Шанель была нацисткой". По её мнению, Шанель слишком сильно верила в свободу, чтобы принять нацизм, даже если она и использовала свои нацистские связи.
Сложное наследие
Авторы сериала предлагают зрителям смотреть на сотрудничество Шанель с нацистами – помимо использования их законов в личных интересах – как неохотное с её стороны. В конце концов, она главный герой, а они редко бывают чистыми злодеями.
В сериале она впервые появляется в сцене, в которой посреди ночи приезжает в лагерь, чтобы спасти своего племянника Андре в 1943 году.
В вымышленном мире Шанель обратилась за помощью в освобождении Андре к своему другу-нацисту барону Луи де Вофрелану, но не до конца продумала последствия. Вскоре барон убеждает её встретиться с Гансом Гюнтером фон Динклаге (также известным как Шпатц), и так начинается их роман.
Шанель совершенно одурманена и до странности наивна в том, что касается его намерений. Но её всё чаще загоняют в угол и угрожают задействовать в операции "Модная шляпа", в рамках которой она якобы должна была поехать в Мадрид к давнему другу Уинстону Черчиллю и договориться о прекращении войны в обход Гитлера.
В реальной жизни отношения Шанель со Шпатцем начались ещё в 1941 году, и, скорее всего, это была расчётливая, открытая попытка помочь освободить её племянника.
"Я думаю, она сделала бы всё, чтобы спасти его. И именно тогда у неё начинается роман [со Шпатцем]", – считает её биограф Жюстин Пикарди.
Чтобы нацистские связи помогли в итоге освободить Андре, потребовалось 18 месяцев. Большинство биографов сходятся во мнении, что освобождение племянника, вероятно, было первоначальным мотивом сотрудничества Шанель с нацистами. Но со временем, пишет Гарелик, Шанель в этом "вышла за рамки семейного долга".
"Цель заключалась в том, чтобы как можно точнее изобразить дух Коко Шанель", но в то же время создать эпизодическую драму, которая могла бы заставить зрителей менять своё мнение о ней в зависимости от её поступков, объяснил BBC Culture создатель сериала Тодд Кесслер.
"Не вдохновляет писать злодеев или героев. Что вдохновляет, так это исследовать серый цвет, потому что это приближает меня к пониманию персонажей и решений, которые им пришлось принять", – сказал он.
И он, и Пикарди указывают на важность оценки этого выбора в ужасающем контексте того времени. Кесслер отмечает, что после двух лет оккупации никто не знал, что она продлится четыре года. Это могло продолжаться бесконечно.
"Все персонажи принимали решения, иногда несколько решений в день, о том, как им выжить и как дотянуть до следующего дня, – говорит он. – Страх, ужас, с которыми они сталкивались каждый день, усиливают сострадание к людям, которые принимали те или решения, делали выбор, как Коко Шанель в тот период".
Мнения уже посмотревших сериал разделились. Больше всего его критикуют за то, как мягко преподносится сотрудничество Шанель с нацистами. Как написала газета Guardian, "холокост по сути выкинут из повествования в пользу конкуренции за тюль".
Сайт RogerEbert.com называет это "откровенным ревизионистским подходом к Шанель", в котором "сценаристы, похоже, стремятся сделать всё возможное, чтобы минимизировать или скрыть" правду о связях Шанель с нацистами.
Если она также помогла и Сопротивлению, то это было менее личное участие, чем её сотрудничество с нацистами. Пикарди говорит, что в доме Шанель на Ривьере был спрятан беспроводной передатчик, который использовали участники Сопротивления, и он также был убежищем для евреев, пытавшихся бежать из Франции.
В недавно опубликованных документах из французских архивов Шанель указана как участница Сопротивления. Но по крайней мере один историк скептически отнёсся к этим утверждениям.
На проходящей в музее Виктории и Альберта в Лондоне выставке "Габриэль Шанель. Манифест моды" представлены документы, никогда ранее не показывавшиеся публике, в которых она фигурирует как член Сопротивления, наряду с доказательствами её участия в деятельности нацистов.
Ориоль Каллен, куратор выставки, сказала Guardian: "Новые доказательства не оправдывают её. Они лишь усложняют картину".
В сериале тему возможного сотрудничества Шанель с движением Сопротивления обошли, поскольку, как говорит режиссёр Тодд Кесслер, он хотел иметь по меньшей мере два надёжных источника о фактах из жизни легендарной модельерши.
В реальности вскоре после освобождения Парижа Шанель была допрошена французскими властями на предмет связей с нацистами, но освобождена в считаные часы.
Историки предполагают, что причиной того, что она так легко отделалась, частично была её дружба с Черчиллем, независимо от того, вмешался он напрямую или нет.
Вскоре она уехала в Швейцарию, чтобы избежать возмездия, и жили там почти 10 лет. Её роман со Шпатцем продолжался в течение многих лет после войны, а её деятельность в военное время никогда не имела никаких официальных последствий.
Гений и злодейство – несовместимы?
В "Новом взгляде" рассказывается об этих годах, но спойлеров к ещё не вышедшим сериям здесь нет. Кое-что из того, что изображено в сериале, – правда, но многое, включая роль Шпатца, сильно расходится с историческими данными.
Сотрудничество Шанель с нацистами, возможно, и запятнало её наследие, но она по-прежнему считается, пожалуй, самым влиятельным дизайнером XX века. А тёмная правда о творческих людях никогда не уйдёт в прошлое.
"Взлёты и падения: Джон Гальяно" – новый увлекательный документальный фильм о знаменитом дизайнере, чья карьера перекликается с карьерой Шанель.
Гальяно стал креативным директором дома моды Dior и потерял эту должность в 2011 году после того, как появились видеозаписи, на которых он в пьяном виде выкрикивает антисемитские ругательства.
Он покаялся и вернулся в индустрию, а его последний показ для Maison Margiela, состоявшийся всего месяц назад, получил восторженные отзывы.
В фильме Робин Гивхан, критик моды и культуры, лауреат Пулитцеровской премии и журналист Washington Post, говорит о нём в выражениях, которые вполне можно применить к Шанель.
Даже если вы считаете, что Гальяно заслуживает второго шанса, говорит Гивхан, вы "всё равно всё время помните о том, что он сказал".
"В голове могут одновременно уживаться две противоречивые мысли".