В 1858 году молодой казахский учёный и офицер царской армии Шокан Уалиханов начал свою знаменитую экспедицию в Кашгарию. Звучит как сухая выдержка из учебника, если не понимать исторического контекста: в этой китайской провинции сталкивались интересы Китая, Великобритании и России, и любой европеец, пытавшийся проникнуть на закрытую территорию, мог быть казнён.

Миссия Шокана Уалиханова достойна того, чтобы лечь в основу шпионского триллера. Прожив в Кашгарии пять месяцев в образе купца под вымышленным именем Алимбая Абдиллабаева, молодой учёный раздобыл бесценные для российской географической науки сведения о населении региона, климате, экономике, государственном управлении и культурных особенностях, составил карту местности. Опасная поездка, по сути, открыла Кашгарию для европейцев, прославив путешественника в научной среде.

Портрет Шокана Уалиханова, Абылхан Кастеев

опытки России и Англии поближе узнать свою дикую соседку были мало удачны, а иногда и печальны"

Кашгария – это общее название для шести городов в Восточном Туркестане (ныне – Синьцзян, регион на северо-западе Китая): Кашгара, Аксу, Жанашара, Хотана, Кучи и Яркенда. В "Очерках Джунгарии", опубликованных в 1860 году в Санкт-Петербурге, Уалиханов рассказал о том, как в конце 1858 года ему удалось с семипалатинским караваном под видом кокандского купца проникнуть в город Кашгар.

В средние века Кашгар являлся важнейшим торговым пунктом на Великом шёлковом пути, знаменитым благодаря обширной торговле чаем, шёлком, порохом, пряностями, оружием. Кроме того, город славился всевозможными развлечениями: музыкантами, танцовщиками, лучшим в мире гашишем. Благодаря этой славе в Кашгар стекались азиатские купцы со всех концов материка.

Однако для остальных путь в город был закрыт. После знаменитого Марко Поло (1273) и португальского иезуита-миссионера Бенедикта де Гоеса (1603) на этой территории побывали лишь два европейца: неизвестный немецкий офицер, фамилия которого не дошла до наших дней и после которого сохранились заметки о путешествии, а также – немецкий учёный Адольф Шлагинтвейт. Первого туземцы избили бамбуком, а голову второго водрузили на башню из человеческих голов. Такие казни в то время в Кашгаре были не редкость.

Карта Центральной Азии, составленная Уалихановым

Открытие Кашгара

Можно попытаться представить хотя бы в малой степени уровень риска, с которым столкнулся Шокан Уалиханов, когда отправился в край, охваченный антикитайскими недовольствами и восстаниями. Используя легенду и представляясь родственником караван-баши Мусабая, он проник в город Кашгар, где знакомился с купцами из разных стран, беседовал с чиновниками. По местной традиции, 23-летний Шокан обзавёлся временной женой (чаукен) Фатимой, которая помогала ему в сборе уникальных сведений о прошлом и настоящем Алтышара – шестиградия, как называли регион в то время.

Географический обзор, исторический очерк, народонаселение, культура, правительственная система и политическое состояние края, промышленность и торговля – учёный детально описывал все сферы жизни Восточного Туркестана.

В начале 1859 года обстановка в Кашгаре накалилась из-за слухов о возвращении жестокого ходжи Уалихана-тюре. Ко всему прочему в окрестностях Кашгара пошли разговоры о русском агенте при караване Мусабая. Шокан Уалиханов решил, что оставаться небезопасно, и 11 марта выдвинулся в обратный путь.

Казахстанский историк, профессор Владимир Осколков считает, что в столь смелую экспедицию офицера толкал прежде всего научный интерес.

"Шокан Уалиханов ехал в Кашгарию как военный разведчик. Но что он всё-таки сделал? Нужно делить добытые им сведения на политические и научные. Сложно сказать, как эта поездка повлияла на политику, потому что и до, и после неё мы видим целый клубок геополитических факторов, которые могли повлиять на конечный исход", – поделился своими наблюдениями Владимир Осколков.

Рисунок Уалиханова о его пребывании в Кашгарии

По словам историка, это был "период, когда либо ты ешь, либо тебя едят".

"Крымская война, восстание тайпинов, опиумные войны… Последние начались из-за того, что Англия стала продавать опиум в Китай, в то время как российским купцам делать это было запрещено. Россия являлась злейшим врагом Англии, которая на тот момент полностью уничтожила самостоятельность Индии, ликвидировала государство Великих Моголов и стала пробираться к Афганистану, к России. В Центральной Азии интересы Англии и России столкнулись. При этом Китай не хотел отдавать Синьцзян – свою дальнюю границу, которую занял еще в 1760-ом.

В 70-80 годы XIX века Центральная Азия уже вся была в составе Российской империи. Возможно, какую-то роль в этом сыграла Кашгарская экспедиция, но необходимо провести глубокое исследование, голословно утверждать нельзя. А вот с научной точки зрения абсолютно очевидно: Шокан Уалиханов открыл Кашгар. Он первый рассказал что-то не только о географии, торговле и политической структуре, но и ввёл в научный оборот эпосы, предания, рассказал про быт и культуру края", – отметил историк.

"Кашгарцы радушны, трудолюбивы и до крайности вежливы"

Владимир Осколков отмечает, что Шокан Уалиханов съездил в Кашгар как военный разведчик, а привёз такой объём научного материала, над которым ещё работать и работать современным исследователям. Взгляд на исторический процесс меняется, и в XXI веке учёные могут по-новому взглянуть на добытые в XIX веке сведения.

Голова уйгура. Рисунок карандашом Шокана Уалиханова

Следующие краткие выдержки о народонаселении китайской провинции – лишь малая часть объёмной монографической работы Шокана Уалиханова "Описание Алтышара, или Кашгара":

  • "Туземные жители Кашгарии не имели общего народного имени, но называли себя по городам, откуда они родом: кашгарлык (кашгарец), хотанлык (хотанец) или же просто ерлик (туземец)".
  • "Все жители за редким исключением исповедовали мусульманскую веру ханафитского толка. Образование в регионе в основном религиозное".
  • "Китайское правительство оказывало влияние на регион, строя крепости и вводя правила для иностранцев. Купцы, ремесленники и частные лица из других азиатских государств способствовали процветанию экономики Восточного Туркестана".
  • "Доступ к обучению в медресе был предоставлен всем, но оканчивали его в итоге только те, кто готовится стать священнослужителем. Население подвергалось экономическим и социальным лишениям, в то время как дворянство и чиновники накапливали богатство".
  • "Литература Кашгарии ограничивалась сочинениями об истории, жизни туземных святых и несколькими руководствами Закона Божьего, которые Шокан Уалиханов считал лучшими из всех мусульманских сочинений в этом роде, так как они "не заражены фанатизмом".
  • "Простые туркестанцы конца XIX века имели много прекрасных черт: "Характера доброго, общительного, радушны, трудолюбивы и до крайности вежливы", – писал он. Бесчинства же устраивали, как правило, влиятельные ходжи".
Одежда уйгуров Восточного Туркестана. Рисунок Шокана Уалиханова

Учёный сделал несколько важных открытий не только в самой Кашгарии, но и в Семиречье, по территории которого пролегал маршрут каравана.

Осёдлость и горное дело

При сильном господстве кочевого быта Уалиханов нашёл следы осёдлости почти по всей Джунгарии и собрал предания, ходящие о них в народе. Ему удалось также приобрести несколько золотых вещей и монет, найденных на развалинах древнего Алмалыка. А следы чудских копей, найденных им в глубине Центральной Азии, дают повод думать, что тюрки были умелыми горняками и рудокопами.

Христианство, ислам и язычество

В этой части Азии было особенно много несторианских и монофизитских конгрегаций, а на озере Иссык-Куль сирийские якобиты, по свидетельству каталонской карты, имели монастырь с мощами святого Матфия. Христианство, которое Шокан Уалиханов называл "бесспорно просветительным", когда-то здесь было очень распространено. Уже в XVI веке на смену ему в этих краях пришло мусульманство.

Сказки, мифы, эпосы и легенды

В Джунгарии того времени, по наблюдениям Шокана Уалиханова, обитали два народа: буруты, или киргизы, и киргиз-кайсаки Большой орды (нынешние казахи). Учёный был поражён, насколько сильно мотивы их сказок, эпических песен и легенд схожи с мотивами произведений европейских народов. Он объяснял этот факт влиянием и смешением индогерманских племён с татарскими во времена их совместного жительства на просторах Центральной Азии.

Казахский аул. Рисунок Шокана Уалиханова

Наследие Шокана

Во время поездки в Кашгар Шокан Уалиханов приобрёл ряд уникальных восточных рукописей, составил нумизматическую коллекцию, гербарий, коллекцию горных пород, собрал разные реликвии: древние грамоты, образцы прикладного и народного декоративного искусства, художественной керамики.

11 марта 1859 года он отправился в обратный путь, а 12 апреля того же года прибыл в укрепление Верное (ныне Алматы). Поездка в Кашгарию в общей сложности заняла десять месяцев и четырнадцать дней. Отдохнув в Верном около полутора месяцев, он вернулся в Омск, где занялся обработкой сделанных наблюдений.

За 30 лет жизни Шокан Уалиханов собрал настолько масштабный материал, что сам не успел его полностью осознать и осмыслить, уверен Владимир Осколков. По мнению историка, чтобы дать должную оценку его наследию, необходимы ежегодные конференции. У учёных появятся время, площадка и сообщество для всесторонних глубоких исследований, и тогда белых пятен в современном шокановедении станет заметно меньше.

Полина Чихичина, АПН