15 июля председатель Национального банка Казахстана Кайрат Келимбетов выступил с заявлением: действующий с прошлого года обменный курс доллара практически достиг верхней границы. По данным KASE, уже на минувшей неделе тенге по отношению к доллару обесценивался дважды на 0,35 тенге, до 186,66 тенге за доллар.

"Сегодня на бирже курс колебался выше 180 тенге. Для дальнейшей реализации более гибкого и плавного курсообразования в рамках среднесрочных перспектив Национальный банк принял решение расширить коридор колебания обменного курса с текущего 185 тенге +3/- 15 тенге до 185 тенге +13/-15 тенге", - сообщил на брифинге в СЦК глава Национального банка.

Таким образом, новый валютный коридор будет колебаться в диапазоне 170-198 тенге за доллар.

Делаем всё что можем. И как можем


Фото esep-kst.gov.kz
Кайрат Келимбетов

На первый взгляд, заявление Кайрата Келимбетова выглядит неожиданно, особенно если вспомнить все его прошлогодние уверения о том, что превентивная девальвация 2014 года создала запас прочности, который долго останется неисчерпаемым и позволит поддерживать курс тенге даже при падении цены нефти.

Но сегодня глава финрегулятора подчеркнул, что предыдущий валютный коридор, который был установлен в феврале прошлого года, продержался достаточно долго, и позволил обеспечить стабильности национальной валюты и финансовой системы страны в период высокой волатильности и неопределённости валютных курсов развивающихся стран и мировых цен на нефть.

В качестве доказательства по получению положительных результатов, регулятор приглашает в помощь официальную статистику. По данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК, произошло существенное замедление инфляционных процессов. В июне 2015 года цены на потребительские товары и услуги снизились на 0,1% (тогда как в июне 2014 года цены наоборот повысились на 0,3%). При этом цены на продовольственные товары уменьшились на 0,5% (2014 г. - рост на 0,4%). Цены на непродовольственные товары повысились на 0,3% (2014 г. - рост на 0,3%), на платные услуги – на 0,1% (2014 г. - рост на 0,2%).

К тому же, по данным Нацбанка, на конец июня 2015 года валовые международные резервы регулятора увеличились на 0,5% и составили 28,9 млрд долларов. Чистые международные резервы Национального Банка увеличились на 0,5% и составили 28,1 млрд долларов. Международные резервы страны в целом, включая активы Национального фонда в иностранной валюте (69,0 млрд долл.), по сравнению с маем 2015 года увеличились на 0,2% до 97,9 млрд долларов. За июнь 2015 года денежная база расширилась на 15,0% и составила 4191,2 млрд тенге (с начала года – расширение на 22,8%).

 

Инфляция

Продовольственные товары

Непродовольственные товары

Услуги

2014 год

4,8

5,5

4,7

4

2015 год

1,4

1,4

0,7

2,1


Казалось бы, экономическая составляющая страны стабильна. Но логика финрегулятора крайне проста: если положительные результаты получены, пусть и незначительные, следовательно, появляется резон повторить опыт ещё раз. Таким образом, политика курсообразования, которую Национальный банк осуществлял в первом полугодии 2015 года, пытаясь тем самым снизить риск накопления девальвационных ожиданий в экономике и не допустить формирования на внутреннем валютном рынке давления на обменный курс тенге, ожидает нас и во втором полугодии. Перейти к свободно плавающему режиму обменного курса Нацбанк планирует не ранее 2017 года.

За длинными и красивыми словесными оборотами главного финансового регулятора страны скрывается банальная попытка удержать весы нацэкономики в равновесии.

В текущем году краткосрочные и среднесрочные ожидания не оправдались. Падение цен на нефть в 2014 году резко сократило доходы экономики и бюджета. Поэтому в 2015-м эксперты ожидают прекращение роста ВВП на фоне резкого падения внешнего и частного спроса и огромной фискальной поддержки. Вместе с тем, очевидно, что падение доходов населения ослабит внутренний спрос, а политика фиксированного обменного курса ухудшит кредитные условия и снизит конкурентоспособность отечественных производителей.

То, что Нацбанк решится на расширение валютного коридора, и не скрывалось.

Ещё в декабре 2014 года в совместном заявлении Правительства РК и Нацбанка озвучивались меры, которые независимые эксперты назвали лишь первым этапом форматирования системы. "Были озвучены некоторые меры, и… оставлен намёк на продолжение в случае ухудшения внешней конъюнктуры, или же просто озвучили категорию, но не конкретизировали, как, например, по пруденциальным нормативам", - отмечал тогда экономист Олжас Худайбергенов.

Но резкое обесценивание курса национальной валюты чревато негативной реакцией населения. Поэтому опыт резкой девальвации в феврале 2014 года Нацбанку наверняка повторять не хочется.

Напомню, девальвация 2014 года обесценила курс тенге на 20%, подняв уровень доллара до 180 тенге. Если учитывать показатели прошлого года, то получается что к сегодняшнему дню увеличение стоимости американской валюты произошло почти на 40%. Если рассматривать сегодняшний курс - то изменения качнулись почти на 6-7%.

"Скрытая девальвация"

С точки зрения доктора экономических наук Магбата Спанова, существует несколько факторов геополитического характера, прямо и косвенно влияющих на экономическую ситуацию в Казахстане. Другое дело, считает экономист, что предпринятые Правительством меры недостаточно эффективны.

Впрочем, в комментариях informburo.kz он также признаёт, что прямое заявление о необходимости проведения очередной девальвации для власти смерти подобно. Ведь сразу после выборов президента было обещано, что социальное состояние будет улучшаться. А прямая девальвация сразу покажет, насколько снизится уровень жизни населения.

"Поэтому решение Нацбанка по расширению валютного коридора я бы назвал "скрытой" девальвацией", - резюмирует г-н Спанов.

С точки зрения эксперта, новый валютный коридор замедлит какие-то темпы снижения, но не стабилизирует экономику страны.


Фото с сайта time.kz
Магбат Спанов

"Он не решит принципиально вопрос с ростом экономики. Нет. Когда используется классический метод управления по принципу неклассической системы рыночной экономики, то ни то, ни другое работать не будет. Ведь фактически у нас не работает фондовый рынок, не работают финансовые инструменты. У нас управление экономикой идет по административной команде. Всё это показывает, что наша экономика больна", - считает Магбат Спанов.

По его мнению, проблема в системе. А её цепочка такова: министры дают поручения вице-министрам, вице-министры перепоручают дело департаментам, департаменты – специалистам… и дальше вниз по лестнице. В итоге логика поставленной задачи исполнительному органу непонятна, и никто её никому не объясняет. В результате мы имеем то, что имеем.

"Надо, наконец, перейти от слов к настоящему ручному управлению экономикой. Если руководитель не будет своей головой отвечать за результат, ничего не изменится. Сейчас требуются и политические, и экономические реформы, для того чтобы  дать результативный скачок. Чтобы добиться положительных результатов - необходимо жёстко менять вертикаль и структуру власти", - считает экономист.

Очевидно, что делать какой-либо прогноз в эпоху постоянного реформирования и перемен - дело крайне неблагодарное. Однако эксперт не сомневается, что если мы по-прежнему будем лишь на словах  реформировать политическую и экономическую системы, и при этом плыть по течению, ожидая повышения цен на сырье, то очередной девальвации ждать долго не придётся. Полгода. Максимум год.