Шрек болен акромегалией. Нужна операция
Крупные нос и губы, выраженные надбровные дуги, тяжёлая, выдвинутая вперёд нижняя челюсть, лопатообразные кисти рук, чрезмерно большие ступни, глубокие грубые складки на волосистой части головы – таков портрет больного акромегалией. От начала медленно развивающегося эндокринного заболевания до явного изменения внешности проходит примерно семь лет.
Сами больные не догадываются, в чём дело, и списывают огрубление черт на возраст. Но истинная причина метаморфоз в избыточной продукции гормона роста. Подростков она заставляет вытягиваться в длину (гигантизм), а взрослых, у которых рост костей прекратился, распирает вширь.
"Если внешние признаки достаточно выражены, диагностировать акромегалию не составляет труда. Опытный врач обязательно попросит больного открыть рот: большие межзубные промежутки тоже говорят в пользу болезни, – рассказывает руководитель Центра эндокринологии при КазНМУ имени
Назначенный врачом рентген "турецкого седла" (углубление в клиновидной кости, где располагается гипофиз) и МРТ головного мозга окончательно расставят все точки над "i". В случае акромегалии на снимках видны доброкачественные опухоли – аденомы гипофиза, которые могут в несколько раз превышать размер самой железы. Они-то и производят гормон роста в избыточном количестве. Чтобы остановить болезнь, их нужно убрать.
"Когда это делали с помощью рентгеновского облучения, больные нередко теряли зрение, – говорит профессор. – Операция через нос тоже не всегда давала хорошие результаты. Сейчас появился дистанционный метод оперативного лечения с помощью гамма-ножа. К сожалению, в Казахстане его пока не практикуют, поэтому мы рекомендуем нашим пациентам клиники Турции и Южной Кореи. Дорогу в Турцию казахстанцы знают, языкового барьера для них почти не существует. В Корее по нашему звонку больных встречают прямо в аэропорту, прикрепляют к ним русскоговорящую медсестру, и она помогает решать все вопросы. После операции можно наблюдать обратное развитие болезни. Правда, очень медленное".
Теперь о подростках, растущих не по дням, а по часам. Их родителям надо иметь в виду, что гигантизм (рост свыше 200 см у юношей и 190 см у девушек) и акромегалия могут быть возрастными вариациями одного и того же патологического процесса. Остановить его в юности – значит избавить больного от физических и душевных страданий в дальнейшей жизни. А может, и спасти саму жизнь: нелеченная акромегалия ничего хорошего не обещает.