Фильм "Донбасс" Сергея Лозницы – это художественное кино, снятое в документальной манере с "жителями" восточной Украины и "гражданами" самопровозглашённых Республик – ДНР и ЛНР. Многие в этой картине увидят не художественное произведение, а политическое высказывание.

Действительно, автор пристрастен, но и это не отменяет чёткого антивоенного месседжа картины. Зрителю нужно только понять, что показанное в "Донбассе" – не попытка выдать другую правду и месть за пропагандистские блоки на российском ТВ, а желание показать, что информационная война рано или поздно превращает всё в тотальный абсурд и фарс.



Начинается "Донбасс" с гримёрки, организованной в трейлере, – тут готовят актёров, которые будут рассказывать на камеру о взрывах и жертвах. Им рисуют синяки. "Пожирнее, получше рисуй, – командует весёлая старуха, – А почему у вас всех такие рожи недовольные, а?" – пытается она расшевелить массовку. Эффекта это не производит никакого. Собравшиеся способны внимать только рыку агрессивной помощницы режиссера, которая ведёт их к месту съёмок марш-броском.

Далее камера Лозницы будто гуляет по территории военных действий сама по себе: где-то на выезде из города мы видим немецкого журналиста, который пытается взять интервью у бравых людей на танке, а в городе мы застаём скандалящую в редакции газеты женщину, которая выливает на редактора ведро с нечистотами.

В одном эпизоде истеричная дочь, нашедшая работу при новом правительстве, пытается уговорить мать переехать из Донецка в нормальное место, где не стреляют, но та ни в какую, поэтому живёт вместе со всеми в сыром подвале, куда водят экскурсии. "Вот это наша кухня, – говорит мальчик, показывающий убежище журналистам. – А вот это наша спальня. А вот это люди… Вот это стол, вот это свечка. А вот это люди", – подчёркивает ещё раз он. А вот другое: к новым хозяевам пришли христианские активисты. Они привезли мощи какого-то святого, но только для того, чтобы организовать церемонию передачи их местным властям "от христиан всего мира" – им нужны три "Мерседеса" для транспортировки костей.

Предыдущий фильм Лозницы "Кроткая", показанный в основном конкурсе Каннского кинофестиваля в прошлом году, был невыносим для восприятия. По сравнению с показанным там ад Данте выглядел просто развлекательным центром. А здесь режиссёр выбирает другую тональность картины – сатирическую: теперь главное средство его рассказа – юмор, от которого, правда, тоже пробирает.



Героев в "Донбассе" как таковых нет, только персонажи. Главное действующее лицо – это война, и она безобразна. Шаг за шагом Лозница демонстрирует, как опасно, когда война добирается до человеческой души, и как страшно, когда вчера ещё нормальный человек на твоих глазах превращается в монстра. Удивительно, как режиссёру удалось собрать из трагикомедийных фронтовых заметок по мотивам встреч с "жителями" спорных территорий такое важное кино и настоящий "шедевр эпохи фейковых новостей", как его уже успели прозвать западные журналисты.

Сергей Лозница – невероятный портретист, его галерея образов всегда живописна и интересна для исследования. В прошлом фильме режиссера "Кроткая" были собраны все чернушные образы пост-совка: продажные полицейские, бесчеловечные тюремные начальницы, беспринципные сутенёры, наглые воры в законе и жадные арендодатели, а также проститутки, алкоголики, насильники, сумасшедшие. В новом фильме галерея образов состоит из героев как будто бы анекдотов: лихой казак по прозвищу Чапай; дородная невеста не первой свежести – Анжела Купердягина со своим плешивым и субтильным мужем по фамилии Яичница. А это атаманша, гром-баба, которая вытаскивает всех мужчин из мимо идущего автобуса, заставляет раздеваться в мороз до пояса и стыдит их за то, что вон они с какими мускулами, а ей приходится воевать вместо них. А там колоритный и наглый батя, который забирает машину у автовладельца "для нужд армии".

Ближе к финалу сатирическая драма начинает менять тональность и набирает такие драматические обороты, что никому не смешно ни на секунду, только страшно. Одна из самых душераздирающих сцен, где мужчину, укутанного в украинский флаг, и с табличкой "Добровольный карательный батальон", вывели на площадь для "общения с народом".

Завершается же фильм с того же, с чего и начался, – с гримёрки. Только теперь фейковых артистов не ведут на площадку, а прямо в трейлере расстреливают идеологические оппоненты. "У нас тут убийство, 12 трупов", – бормочут следователи.