Чуть больше месяца назад были приняты изменения и дополнения в некоторые законодательные акты по вопросам деятельности местной полицейской службы, которые сразу же приковали к себе внимание общественности. Согласно документу, со следующего года все полицейские территориальные подразделения, обеспечивающие охрану общественного порядка, будут выделены в отдельную службу, подотчётную местному акиму.

Общественность стала гадать, что за этим стоит: недостаточное финансирование МВД, усиление вертикали власти на местах или желание перенять западную модель правоохранительной системы? Многие пользователи соцсетей даже всерьёз обеспокоились возможностью злоупотребления властью акимами, которые, дескать, смогут назначать на должность руководителя местной полицейской службы своих людей. В таком случае может возникнуть конфликт интересов, а у акима появится реальный рычаг воздействия на неугодных в виде собственных гвардейцев или опричников в полицейской форме.

Чтобы расставить все точки над "i", корреспондент informburo.kz обратилась за комментариями к одному из разработчиков нового закона, начальнику Управления организации профилактики правонарушений Комитета административной полиции МВД РК, подполковнику полиции Алексею Милюку. 

Почему новое полицейское подразделение получило название именно местной полицейской службы, а не акиматовской, к примеру?

– Наименование "местная полицейская служба" определено Главой государства в плане "100 шагов по реализации пяти институциональных реформ". Поэтому никакие другие альтернативные названия не рассматривались. Кроме того, этот термин подчёркивает, что служба остаётся в единой системе органов внутренних дел и в то же время является подотчётной местным исполнительным органам и местному сообществу в лице депутатов Маслихата, выражающих волю населения.

– Что будет входить в компетенцию местной полицейской службы? Какие действующие подразделения ДВД перейдут в её состав?

– В компетенцию местной полицейской службы войдут вопросы профилактики правонарушений, охраны общественного порядка и обеспечения безопасности дорожного движения, предупреждения и пресечения уголовных правонарушений, противодействия бытовой преступности и формирования нулевой терпимости к мелким правонарушениям. В её состав перейдут подразделения участковых инспекторов полиции, инспекторов по делам несовершеннолетних, по защите женщин от насилия, дорожно-патрульной полиции, природоохранной полиции, приёмников-распределителей и специальных приёмников.


Фото Олега Спивака
Местный страж правопорядка

– Чем сегодня вызвана необходимость создания местной полицейской службы? Почему её нельзя было создать на год раньше или позже?

– Это связано с решением Главы государства повысить ответственность местных исполнительных органов власти в вопросах обеспечения правопорядка и безопасности. Раньше для реализации этого замысла не хватало нормативно-правовой базы, которая регулировала бы все нюансы взаимоотношений между полицейскими и акимом. Всё изменилось с появлением плана Нации "100 конкретных шагов", где 30-м шагом и прописано создание новой полицейской службы, для реализации которого был разработан соответствующий закон.

– Увеличится ли объём финансирования нового подразделения?

– Объёмы финансирования не увеличатся и не уменьшатся, поскольку эти службы полиции и так финансируются из средств местного бюджета. Необходимо понять одну простую вещь: раньше у акиматов были возможности организовать охрану общественного порядка в городах и областных центрах, но не было должной ответственности за её состояние, а также реальных рычагов воздействия на полицейское руководство. С принятием закона всё изменилось: аким может спросить с полицейского начальника, и в то же время сам становится в ответе за состояние дел в указанной сфере.

– Каковы будут новые полномочия акима? И как общественность может повлиять на работу местной полицейской службы?

– Новым законом акимы наделены компетенцией назначать и освобождать руководителей местной полицейской службы, ставить задачи по обеспечению правопорядка на соответствующей территории и контролировать их исполнение. Также они могут заслушивать отчёты руководителей местных полицейских, давать оценку их деятельности и координировать работу государственных органов по профилактике правонарушений. Заслушивание отчётов и оценка деятельности службы будет проводиться не реже двух раз в год на заседаниях соответствующего Маслихата. В случае, если оценка деятельности местной полицейской службы будет признана неудовлетворительной, депутаты Маслихата могут поставить вопрос о соответствии занимаемой должности её руководителя. Помимо этого население будет ежеквартально заслушивать отчёты участковых инспекторов полиции.

– А если между акимом и начальником местного ДВД возникнут разногласия по поводу кандидатуры на должность руководителя местной полицейской службы, что тогда будет? У кого больше полномочий в этом вопросе – у генерала или у акима?

– Во-первых, представление о назначении на должность руководителей этой службы областного уровня направляется акиму области министром внутренних дел, а на районном уровне – начальником местной полицейской службы области. Таким образом, начальник ДВД не участвует в формировании руководящего состава местной полиции. В его компетенцию входит назначение только сотрудников подразделений, входящих в состав службы, то есть всех, кроме руководителей данной службы.

Кроме того, в новом законе чётко прописано, что претендовать на должность начальника местной полицейской службы могут исключительно кандидаты из кадрового резерва МВД. Аким будет вправе назначать на эту должность только сотрудников, соответствующих квалификационным требованиям, разработанным специально для этих должностей. Такой подход будет способствовать прозрачности при назначении руководителей местной полицейской службы и позволит повысить их профессионализм.

– Можно ли будет журналистам называть начальника местной полицейской службы, к примеру, шерифом, на американский манер?

– Нет, только начальником местной полицейской службы. Называть его шерифом не стоит хотя бы потому, что мы не брали за основу создания нового полицейского подразделения американский опыт. Мы опирались на европейский опыт, который наиболее подходит для нашей унитарной структуры государственного управления.

– Последний вопрос. Сколько времени у вас ушло на разработку и согласование нового закона, и на какой стадии он сейчас находится?

– На разработку нового закона ушло около трёх месяцев. В августе законопроект был внесён на рассмотрение депутатов Парламента, а 2 ноября он уже был подписан Главой государства. Для реализации закона нужно принять ещё 3 постановления Правительства и ряд приказов министра внутренних дел. Местная полицейская служба начнёт полноценно функционировать с 1 января 2016 года.