Рыцарь коньяка и пистолета
Случаи, когда режиссёры так называемого фестивального кино переходят в следующую "кассовую категорию", начиная снимать коммерческие фильмы, не так уж и редки. Из наиболее ярких примеров этого века сразу вспоминаются Том Тыквер и Альфонсо Куарон. Причём если немца коммерческий кинематограф, по сути, растворил в себе, то мексиканец, напротив, сумел удачно поймать волну.
Но самую, пожалуй, удачную трансформацию пережил соотечественник Куарона – Алехандро Гонсалес Иньярриту, сумевший не просто подстроиться под размер новых бюджетов, но и сохранить фирменный стиль. Иньярриту в картине "Сука любовь" и Иньярриту в "Выжившем" – конечно, не один и тот же режиссёр, но и в измене своим творческим принципам мексиканца заподозрить нельзя.
Алексей Мизгирёв, автор лент "Кремень", "Барабан, бубен" и "Конвой" ступил на ту же скользкую дорожку и практически выдержал испытание.
Со времени мощного "Конвоя", после выхода которого зажглась звезда актёра Азамата Нигманова, прошло четыре года. Известные российские продюсеры Александр Роднянский и Сергей Мелькумов доверили Мизгирёву огромный (а по нашим меркам совершенно фантастический – если, конечно, речь не идёт о госзаказе) бюджет для создания фильма в жанре, в котором режиссёр ещё не работал – псевдоисторического зрелищного детектива-триллера в стиле Акунина. Причём Мизгирёв выступил не только в качестве постановщика, но и автора сценария картины "Дуэлянт".
…Санкт-Петербург, вторая половина XIX века. Столица российской империи полнится слухами о серии дуэлей, на которых погибают богатые молодые дворяне. Погибают от выстрелов некоего Яковлева – прибывшего в город четыре месяца назад молодого человека, вызовов практически не бросающего, но готового встать на замену не имеющего возможности сражаться дуэлянта. Несмотря на то, что Яковлев с утра до вечера глушит коньяк прямо из горла (видимо, так брутальнее), на точности его выстрелов и выдержке это никак не сказывается.
Вскоре, однако, становится очевидно, что "мишени", в которые попадает заговорённый алеутскими шаманами Яковлев, подобраны не случайно.
Раскрывать сюжет в большей степени смысла не имеет, потому что, повторюсь, "Дуэлянт" – частично ещё и детектив. В целом же коротко определить жанр новой картины Мизгирёва довольно затруднительно. Понятно только – и по бюджету, и по формату IMAX, и по количеству приглашённых звёзд – что кино это претендует на кассовый успех. И вполне вероятно, что он будет "Дуэлянту" сопутствовать, как сопутствовала Яковлеву невероятная удача.
Первая ассоциация, связанная с визуальным (внешним) и смысловым (внутренним) стилем фильма – "Шерлок Холмс" Гая Ричи. Несмотря на упоминаемые даты и географические названия, никакого отношения – вообще никакого – к истории "Дуэлянт" не имеет. Разве что – и это редкость для российского кино – выдержан язык времени. Например, само слово "Дуэлянт" в фильме не произносится ни разу, уступая место устаревшему "дуэлист" (калька с французского аналога).
В остальном же – костюмах, интерьерах, предметах декора – картина Мизгирёва с историей не коррелирует. Причём даже очевидные географические ляпы, кажется, введены намеренно: в частности, невозможный вид на Казанский собор от ступеней Эрмитажа или непонятный мост с Васильевского острова прямо к Исаакиевскому собору – дабы никто не заподозрил фильм в правдивости.
Три четверти своего хронометража "Дуэлянт" приятно удивляет. Мизгирёв не изменяет себе, создавая мрачную картинку, которая при помощи оператора Максима Осадчего остаётся привлекательно красивой, несмотря на грязь на улицах, обшарпанные (в прямом смысле) интерьеры и практически беспрестанно льющий дождь. Сохраняет Мизгирёв и свою приверженность к жёсткости в кадре.
Вместе с Осадчим они, конечно, не достигают той эстетики насилия, что есть в фильмах Квентина Тарантино, но многие сцены смертей и пыток (особенно истязания шпицрутенами) натуралистичны, что удивительно, памятуя о коммерческой направленности картины.
В актёрском отношении фильм держится на двух китах – Петре Фёдорове (Яковлев) и Владимире Машкове (антагонист, граф Беклемишев). Последний всё чаще служит оппозицией более молодым актёрам, достаточно вспомнить новый "Экипаж". Ничуть не уступают "премьерам" на вторых ролях звезда "Оттепели" Александр Яценко и немец Мартин Вуттке, играющий своеобразного "импресарио" Яковлева.
Немного выбивается из общего ансамбля только сын Олега Табакова и Марины Зудиной Павел Табаков, удачно дебютировавший в кино у Анны Меликян в "Звезде", но здесь выглядящий излишне слащавым. Впрочем, это в большей степени проблема его персонажа.
Но когда уже начинает казаться, что "Дуэлянт" всерьёз может претендовать на звание если не лучшего, то одного из лучших российских фильмов года, его убивает романтическая линия. Понятно, что когда в кадре есть красивая женщина, а также в наличии харизматичный герой, любви не избежать. Но, право слово, без неё было бы лучше.
Здесь можно заподозрить "руку продюсеров", закономерно решивших, что в таком "мужском кино" для кассы не хватает "романтизьму". С другой стороны, назвавшись единолично автором сценария, Мизгирёв полностью несёт ответственность и за эту бессвязную линию. Да и финалу, откровенно говоря, не хватает масштаба и мощи. При лихо закрученной интриге он выглядит, скорее, как выстрел в воздух.