Обвинения в коррупции и нанесении вреда экологии, допросы первых лиц государства, начало процесса национализации. Всё это – в рамках идущего полным ходом в Кыргызстане расследования по делу крупнейшего в стране золоторудного месторождения "Кумтор". Рассказываем, как рудник стал камнем преткновения между канадской горнорудной компанией и киргизскими властями.

После 16 лет опалы первый президент Кыргызстана Аскар Акаев вернулся в страну на допрос по делу о коррупции. Его подозревают в злоупотреблении должностным положением при подписании договора про проекту "Кумтор" в 1992 году с канадским энергетическим гигантом Cameco Corporation, позже передавшим свои акции дочерней Centerra Gold Inc.

Список подозреваемых в коррупции при заключении сделки и допрашиваемых нынешних и бывших высокопоставленных чиновников и депутатов растёт, в их числе ещё один опальный экс-президент – Курманбек Бакиев, а также бывшие премьер-министры Темир Сариев и Омурбек Бабанов.



На этот раз власти пошли на беспрецедентный шаг, введя внешнее управление "Кумтором" после судебного решения взыскать с золотодобывающей компании "Кумтор Голд Компани" 261,7 млрд сомов ($3 млрд) в пользу государства.

Глава ГКНБ Камчыбек Ташиев сообщил, что спецслужба инициировала процесс выхода из всех ранее заключённых соглашений по разработке "Кумтора" перед правительством страны.

Чем уникален "Кумтор" и кто им владеет?

"Кумтор" расположен в горах Тянь-Шань, на высоте более 4000 метров над уровнем моря. Выше него только перуанское месторождение "Янокоча" / Фото с сайта BBC

"Кумтор" – крупнейшее месторождение в Центральной Азии, где золото добывают открытым способом, и второе самое высокогорное месторождение в мире после рудника "Янокоча" в Перу.

Рудник расположен на севере Кыргызстана, в Иссык-Кульской области, на высоте более 4000 метров над уровнем моря, и окружён величественными ледниками горного хребта Тянь-Шань. Эти ледники являются основой рек, которые вливаются в устье трансграничной реки Нарын – её воды затем впадают в Карадарью и Сырдарью, основную водную артерию региона.

Рудник с 1993 года начала разрабатывать канадская компания Centerra Gold Inc. – основной владелец "Кумтора" – через дочернюю "Кумтор голд компани".

При первоначальном соглашении в 1992 году компания Centerra Gold Inc. владела лишь третью всех акций, а Кыргызстан – двумя третями, но через год канадская компания передоговорилась об условиях и начала инвестировать в разработку месторождения. Кыргызстан остался владельцем трети акций, а в 2019-м доля государства сократилась до 26% всех активов компании.

С 2012 года киргизские власти начали искать виноватых в заключении невыгодной для Кыргызстана сделки, и сейчас в злоупотреблении должностным положением обвиняется ряд чиновников, которые задержаны или допрашиваются.

Рудник с 1993 года разрабатывает канадская компания Centerra Gold / Фото Reuters

Компанию Centerra Gold Inc. также обвиняют в подкупе и коррумпировании киргизских чиновников. В 2014 году бывший министр финансов Болот Абдилдаев и ещё четверо чиновников были осуждены за получение взятки в 4 млн долларов при заключении сделки по "Кумтору", но через год их выпустили в связи с истечением срока обвинения.

Почему "Кумтор" так важен для киргизской экономики?

"Кумтор" – не только крупнейший золоторудный рудник в Центральной Азии с запасами золота около 700 тонн, но и самый крупный налогоплательщик и инвестор Кыргызстана: по официальным данным, доходы от него составляют около 12,5% ВВП Кыргызстана, 23% промышленного производства и около 30% всего объема экспорта страны.

По данным самой компании, до 2020 года Кыргызстан получил от "Кумтора" общую прибыль в размере 4 млрд 144 тыс. долларов – а по данным властей, около 13 млрд долларов. На руднике работает около 5 тысяч кыргызстанцев.

Канадская компания говорит, что на руднике можно добыть ещё около 180 тонн золота / Фото с сайта BBC

В год "Кумтор голд компани" добывает более 16-18 тонн сырья, большая часть которого переливается в слитки с золотым содержанием 80-85%. С начала эксплуатации на руднике было добыто 415 тонн золота.

Ранее компания заявляла, что резервы рудника на исходе – в 2012 году прогнозы по их разработке были лишь до 2023-2026 года. Но в последнем отчёте компания заявила, что рудник можно разрабатывать до 2031 года и что на "Кумторе" можно добыть ещё около 180 тонн золота.

Как возник конфликт с государством?

Нынешнее правительство и новый президент страны Садыр Жапаров считают, что Кыргызстан может разрабатывать рудник на более выгодных для себя условиях.

Нынешний президент Жапаров давно добивался национализации "Кумтора" / Фото с сайта BBC

Об изменении договорённостей в Кыргызстане впервые заговорили еще в 2002 году, при первом президенте Аскаре Акаеве. В 2012-м при президенте Алмазбеке Атамбаеве была создана госкомиссия, чтобы расследовать коррупцию при заключении первоначального соглашения. Тогда же правительство постановило достичь соглашения о перераспределении владения собственностью 50 на 50. Но договорённость так и не была достигнута.

Новый пик конфликта между предприятием и государством пришёлся на май 2021 года, когда к власти пришёл новый президент страны Садыр Жапаров, один из ярых сторонников национализации месторождений. Его правительство ввело внешнее управление предприятия, за день до этого сразу в трёх чтениях приняв закон, разрешающий это государству.



Сразу после суда акции компании упали на 30%. Сама компания считает действия государства незаконными и называет их захватом рудника с нарушением всех ранее достигнутых договорённостей. Centerra Gold Inc. начала судиться с правительством Кыргызстана в арбитражном суде.

Чего добиваются президент Жапаров и правительство?

Садыр Жапаров, ещё будучи депутатом, в 2012 году выступал за национализацию "Кумтора". Он сначала возглавлял госкомиссию по делу рудника и часто обвинял чиновников в коррупции. Тогда он вместе с Камчыбеком Ташиевом (нынешний глава ГКНБ) и Талантом Мамытовым (нынешний спикер парламента) был обвинён в организации протестов и попытке захвата власти – все трое были заключены под арест на год в 2012 году.

Жапаров, Ташиев и Мамытов были обвинены в организации протестов и попытке захвата власти в 2012 году / Фото с сайта BBC

Второй срок – на 10 лет – по делу о "Кумторе" Жапаров получил в 2017 году по обвинению в захвате заложника.

Освобождённый своими сторонниками во время октябрьских протестов в 2020 году, Жапаров в парламенте говорил, что отбирать "Кумтор" у Centerra Gold Inc. не нужно, так как запасы золота на руднике практически исчерпаны. Но позже, став сначала премьер-министром, а затем президентом страны, Жапаров вновь начал расследование о нанесённом рудником вреде экологии.

Однако эксперты считают не случайным тот факт, что Жапаров поменял мнение о значимости рудника на пике второй волны коронавируса в стране и после того, как случились столкновения на киргизско-таджикской границе, в результате которых погибли 35 кыргызстанцев и 134 человека пострадали.


В 2013 году у рудника вспыхнули массовые беспорядки: протестующие требовали его национализации, тогдашний президент Атамбаев ввёл на территории Джеты-Огузского района чрезвычайное положение и комендантский час / Фото с сайта BBC
Политологи считают, что Жапаров таким образом набирает политические очки и спасает свой падающий рейтинг. Экономисты же называют это недальновидной попыткой президента поправить экономику страны, пошатнувшуюся после карантина и введения ограничений из-за пандемии. Кыргызстан находится в глубоком экономическом кризисе, уровень нищеты в стране вырос до 25% – практически каждый третий кыргызстанец живёт за чертой бедности.

К каким последствиям может привести конфликт?

Действия киргизского правительства подвергли критике многие международные аналитики, в том числе и Европейский банк реконструкции и развития, опасающиеся, что введение внешнего управления и фактическое изгнание Centerra Gold Inc. надолго отпугнет иностранных инвесторов от Кыргызстана. Посольства Канады и Великобритании в Кыргызстане тоже выразили обеспокоенность событиями в горнорудном секторе.

В долгосрочном плане уход инвесторов может привести к ещё более глубокому экономическому кризису в стране.



После ухода канадцев потенциальными – и единственными – заинтересованными в разработке рудника инвесторами могут быть китайцы, но и у тех в последние годы было много сложностей на месторождениях в Кыргызстане. 45% всего внешнего долга Кыргызстана составляет задолженность перед КНР, и приход китайских инвесторов сделает его ещё более зависимым от Пекина. В 2018 году Кыргызстан уже попал в десятку самых уязвимых перед Китаем государств.

Сможет ли страна самостоятельно разрабатывать рудник, остается большим вопросом.