Революция или клановые разборки? Что думают о событиях в Кыргызстане эксперты
Массовые беспорядки в Бишкеке, начавшиеся с акции протеста несогласных с предварительными итогами парламентских выборов, привели к столкновениям с милицией, захвату "Белого дома" и освобождению из СИЗО бывших высокопоставленных чиновников, в том числе экс-президента Алмазбека Атамбаева и бывшего премьера КР Сапара Исакова.
Действующий президент страны Сооронбай Жээнбеков призвал лидеров политических партий успокоить своих сторонников и увести их с улиц. Позже стало известно, что Центральная избирательная комиссия КР признала итоги парламентских выборов в Жогорку Кенеш недействительными.
Что на самом деле подтолкнуло кыргызов выйти на улицы, в чём причина очередной революции и к чему она может привести – в материале Informburo.kz.
"Для Кыргызстана уличные протесты и митинги стали нормой"
Происходящее в Бишкеке – не что иное, как дестабилизация политической ситуации в стране, оценивает события в Кыргызстане политолог Замир Каражанов. Политические требования, такие как пересчёт голосов и освобождение экс-чиновников, переросли в акты насилия и массовые беспорядки.
Но сейчас, после заявления президента Кыргызстана Сооронбая Жээнбекова о проверке нарушений избирательного процесса, ситуация стала нормализоваться. Он сделал всё возможное, чтобы вернуть политическую обстановку в стране в правовое русло.
"Говоря о прогнозировании ситуации, нужно отметить, что всё зависит от руководства и элит страны. Смогут они вернуть всё в правовое русло или нет? Возникают вопросы и относительно экс-президента Алмазбека Атамбаева и его сторонников, которые сейчас оказались на свободе. Если у них есть судимость, то они должны её погасить, а получается, что они могут сейчас выдвигать какие-то требования. И здесь может получиться элемент политического двоевластия и самоволия, что может дестабилизировать политическую обстановку в стране", – говорит Замир Каражанов.
Читайте также: Беспорядки в Бишкеке: что произошло ночью в Кыргызстане
Из-за этой правовой коллизии – освобождения осуждённого экс-президента – сложно прогнозировать ситуацию.
"Для Кыргызстана уличные протесты и митинги уже стали нормальными явлениями. Это говорит о том, что в стране надо предпринимать реальные действия в социальной сфере и экономике, потому что часто звучат заявления, даже не от политических оппонентов, а со стороны общества, что жить становится всё труднее. Если правительство не будет проводить эффективные реформы, то это всегда будет сопровождаться ростом протестных настроений", – считает политолог.
Ещё одна причина революционных брожений, по его мнению, заключается в том, что в стране нет общенациональных лидеров, имеющих авторитет доверия по всему Кыргызстану.
"Там всё делят по регионам. Этот регионализм приводит к тому, что люди начинают группироваться вокруг каких-то определённых личностей, которые не имеют такого авторитета, чтобы повлиять на ситуацию в стране и пользоваться уважением в других регионах. Всё это приводит к тому, что время от времени возникают политические кризисы", – уверен Замир Каражанов.
"Кыргызский феномен можно диагностировать как устоявшуюся форму смены власти"
Для любой государственной системы выборы – это точка турбулентности, момент истины, когда власти нужно пройти тест на легитимность и подтвердить мандат доверия. При этом неважно, речь идёт о выборах президентских или парламентских, потому что для рядового электората власть представляется единой, считает Талгат Калиев, директор Института прикладных этнополитических исследований.
"С этой точки зрения между событиями в Беларуси и Кыргызстане достаточно общего. В обеих странах население массово выражает несогласие с результатами выборов. За исключением формы протеста: в Беларуси протестующие проявляют высочайший уровень культуры и миролюбия, осыпая цветами избивающих их ОМОНовцев, в Бишкеке – забрасывают бутылками с "коктейлем Молотова" и выносят "сувениры" из захваченных административных зданий. По сути мародёрствуют", – пишет политолог в своём Telegram-канале Kaliyev channel.
Читайте также: Жээнбеков: Некоторые политические силы попытались незаконно захватить власть
Интересной параллелью событий в Кыргызстане и в Беларуси пока является тот факт, что в последней скрывается беглый экс-президент Курманбек Бакиев, который в случае свержения Лукашенко не застрахован от выдачи Бишкеку. И с Жээнбековым этой ночью вынесенный из тюрьмы на руках протестующих Атамбаев церемониться явно не намерен.
"Кыргызский феномен можно диагностировать как устоявшуюся форму смены власти или модель политической культуры, в которой насильственная смена власти стала привычным явлением. Изгнание из страны президентов Акаева и Бакиева, недолгое правление временного правительства во главе с Розой Отунбаевой, президентство скандального Атамбаева и избрание упрятавшего своего предшественника за решётку Жээнбекова, – в этой непродолжительной хронологии власти сегодняшние события в Бишкеке определённо способны сделать насильственные форматы доминирующими", – считает Талгат Калиев.
Он приходит к выводу, что революционные процессы настолько губительны для некоторых обществ, что после них возвращение к нормальной жизни становится достаточно сложным.
"Незаконно захватившие власть априори лишены права требовать соблюдения уже принятых ими законов. А единожды выпущенную на волю разрушительную энергию толпы обуздать становится не под силу. Как бы там ни было, ни разу события в Кыргызстане не приближали её к классической демократии. Если каждый раз приходится свергать власть – значит, система демонстрирует свою несостоятельность", – заключает Талгат Калиев.
"Кыргызстан – лаборатория политических экспериментов"
Как пишет политолог Досым Сатпаев на своей странице в Facebook, возможно, прав был бывший премьер-министр Кыргызстана Феликс Кулов, который ещё за несколько дней до выборов в интервью каналу AuditoriumQZ сказал, что после 4 октября в стране будут новые выборы.
"Это лишь подтверждает мой недавний пост о том, что Кыргызстан с 2005 года является своеобразной белой вороной в регионе, которая выделяется на фоне своих более авторитарных соседей. Эта страна как политическая лаборатория постоянно проводит какие-то политические эксперименты, результаты которых непредсказуемы, противоречивы, но интересны одновременно, потому что всё в этой маленькой республике делается в первый раз в Центральной Азии", – пишет политолог.
Он напоминает, что в стране были две революции, несколько сбежавших из страны президентов, попытка создать первую в регионе парламентскую республику в окружении сверхпрезидентских систем. Теперь ещё один прецедент – освобождение из тюрьмы бывшего президента Алмазбека Атамбаева. Его сторонники явно готовились к такому сценарию, чтобы вернуть Атамбаева в большую политику.
Читайте также: В Бишкеке протестующие освободили из СИЗО Алмазбека Атамбаева
"К тому же к многолетним социально-экономическим проблемам в этой стране, к усталости от коррупции и политических игр добавился экономический кризис после эпидемии коронавируса, что ещё больше увеличило количество пара в социальном котле. В стране также есть запрос на изменение политики и замене политиков, в том числе у молодёжи, которая также участвовала в этих парламентских выборах, но была разочарована результатами, тем более что в парламент попало очень много из тех, кто там уже сидел", – считает Досым Сатпаев.
"Клановые, межэлитные разборки не отражают общих народных чаяний"
То, что первым делом протестующие освободили Атамбаева, наводит на мысль, что в перевороте заинтересована борьба группировок, а не гражданское общество, считает общественный деятель Мурат Абенов.
"Если сейчас не найти баланс между действующей системой и тем, что ожидает большинство граждан, и просто выполнить требования заинтересованных групп, то можно уйти на новый виток конфликта. Теперь уже другой клан начнёт мстить и восстанавливать статус", – сказано в посте Мурата Абенова в Facebook.
Директор института Европейского права и прав человека Марат Башимов тоже считает, что партийно-политическое поле Кыргызстана в значительной мере контролируется олигархическими группами.
"Политические партии становятся объединениями небольших групп людей с финансовыми, административными ресурсами для достижения узколичных целей. Но укрепляется традиция династийной передачи политической власти от отцов к детям. Среди кандидатов от партий часто встречались дети бывших и нынешних чиновников и депутатов", – пишет Марат Башимов на своей странице в Facebook.
По его данным, значительное число кандидатов в депутаты (в основном от победивших на выборах партий "Мекеним Кыргызстан" и "Биримдик") имели проблемы с законом. Из 1912 кандидатов:
- 221 человек имеет погашенную судимость;
- 26 – оправданы судом;
- 19 – фигурируют в делах, которые находятся на стадии рассмотрения в судах.
"То есть партии рассматривают в качестве инструмента легализации криминальных элементов получение депутатского мандата – возможность неприкосновенности", – считает Марат Башимов.
К тому же на выборах действительно наблюдались признаки массового подкупа избирателей. Зарегистрирован резкий рост числа избирателей, получивших форму №2, которая позволяет голосовать вне своего места жительства. По данным Центризбиркома, каждый восьмой избиратель или около 500 тысяч граждан подали такую заявку. Это 14% всех избирателей. СМИ пишут, что форма №2 используется для подкупа избирателей, организации системы "каруселей".
"С правовой точки зрения, началось массовое нарушение конституционных норм Кыргызстана, когда некоторые партии стали призывать к насилию. Начался хаос, мародёрство. Некоторым политических силам это в привычку, видно, вошло. Клановые, межэлитные разборки не отражают общих народных чаяний. Сейчас, может, экономическая ситуация ещё больше осложнится, и это в период пандемии короновируса", – предполагает Марат Башимов.
Он считает анекдотичной ситуацию, когда самопровозглашённый генпрокурор отменяет итоги выборов.
Читайте также: "Меня никто не назначал". В Кыргызстане кабинеты чиновников занимают лидеры протестов
"А если каждый будет себя каким-то батькой, как в гражданскую войну, провозглашать? Часть представителей партий и их сторонники крушат всё подряд. Нормы права практически перестали работать. Право силы стало приоритетом. (...) Никогда хаос, беспредел, поджоги и другие неконституционные вещи не приводили ни к чему хорошему. Просто люди страдали от этого", – констатирует эксперт.
"Ежедневный ущерб от событий в Бишкеке может составлять от 2,5 до 3,7 млн долларов"
Казахстанский экономист Галымжан Айтказин попытался разобраться в том, как отреагировала экономика Кыргызстана на текущие политические события. Одно из главных негативных последствий – остановка внешней торговли, то есть операций по импорту и экспорту. В частности, банки не принимают у бизнесменов таможенные платежи.
"В результате этого, по нашим оценкам, основанным на анализе предыдущих подобных эксцессов, простой внешнеторговых операций, которые являются одним из ключевых источников доходов для экономики Кыргызстана, ежедневный ущерб может составлять от 200 до 300 млн сомов (эквивалентно 2,5-3,7 млн долларов) или 12-19% ежедневного эквивалента ВВП страны (за 2019 год)", – пишет в Telegram-канале Tengenomika Галымжан Айтказин.
Помимо этого приостановлена деятельность торговых центров в Бишкеке, не работают коммерческие банки, не производятся банковские операции со счетами всех чиновников страны. Вместе с тем стоимость бензина в столице Кыргызстана практически не изменилась, а курс сома к доллару, евро, российскому рублю и тенге прибавил от 0,16 до 0,46%.
Читайте также: Главы трёх областей Кыргызстана подали в отставку
При этом в свете коронакризиса, то есть без учёта происшедшего политического шока, ВВП Кыргызстана за январь-август этого года упал на 5,9%. Инвестиции в основной капитал упали на 14,7%. Экспорт товаров (за январь-июль) вырос на 1,7%, а импорт сократился на 30,9%.
Галымжан Айтказин считает, что текущая политическая обстановка только усилит давление на экономическую активность в стране.