- Это рай или ад?

- Это 64-я городская клиническая больница. Москва.

- Значит, ад.

(Диалог из фильма)

Логичный вопрос любого потенциального зрителя: зачем ирландцу снимать фильм о Москве да ещё исключительно с российскими актёрами без каких-либо "приглашённых звёзд" и историй о приезжих туристах? Дело в том, что О’Райлли, которому через месяц исполнится сорок пять, в 1990-х жил и работал в Москве, потом уехал получать кинообразование в Нью-Йорк, а в 2006-м вернулся в российскую столицу. Его российский полнометражный кинодебют - триллер "Прячься!" 2011 года, несмотря на Сергея Гармаша, Алексея Гуськова и Марину Александрову в главных ролях, остался практически незамеченным. Следующую работу О’Райлли "Москва никогда не спит" не заметить невозможно, да и нежелательно.

Ирландский режиссёр снял кино, которого очень мало на пространстве СНГ. Оно и не пафосно-лубочное, как "Жара" или "Сердце моё – Астана", и не чернушное, как "Левиафан" или "Нагима". О’Райлли в равной степени не занимается украшательством и не талдычит "Как всё плохо" с максимальной концентрацией негатива и его гиперболизацией. Особенно это заметно в случае с Алексеем Серебряковым, играющим человека, очень похожего на его же героя в "Левиафане" - бизнесмена, которого власть пытается "нагнуть" и всё отобрать, но который не намерен идти на сделку.

В целом сюжет фильма – это переплетение нескольких историй, но "Москва никогда не спит" не является классическим альманахом короткометражек. Здесь истории действительно и по большей части неискусственно завязаны друг на друге и взаимозависимы. У бизнесмена, упомянутого выше, есть любовница-певичка, бросившая ради больших денег возлюбленного. А парень этот – сын известного комика (блестящая роль Юрия Стоянова, играющего, по сути, самого себя), находящегося в больнице при смерти в весьма циничном и пофигистичном настроении. А комик этот оказывается "в заложниках" у квартета гопников, знакомящегося с двумя сводными сёстрами, терпеть друг друга не могущими. А родители сестёр этих – мама одной и папа другой – классическая постсоветская пара средних лет, написанная О’Райлли настолько точно, что диву даёшься (сценарий единолично создан ирландцем). А у папы этого (замечательный Михаил Ефремов в кои-то веки играет не обаятельного, а отталкивающего персонажа) есть племянник, живущий с женой в квартире бабушки, за которой ухаживать лень, так что пора бы её свезти в дом престарелых… Как, собственно, и всю старую Москву.



Помимо Серебрякова, Стоянова и Ефремова Джонни О’Райлли удалось заполучить к себе в картину Евгению Брик, Алёну Бабенко, Виктора Вержбицкого, Елену Сафонову, то есть очень сильный актёрский состав, которому, по счастью, есть что играть. Практически все истории (за исключением, может быть, взаимоотношений певички и её бывшего бойфренда) реалистичны и выглядят жизненно, а их концовки, не размусоленые и не размазаные, работают на общий финал картины. Финал этот открытый, а сам фильм по настроению напоминает "Со мною вот что происходит" Виктора Шамирова. Общее ощущение безысходности и пути в никуда, тем не менее, не усугубляется беспросветной концовкой, несмотря на две смерти. Судьбы оставшихся людей открыты, и мы можем догадываться, что с ними будет дальше. Но при этом вряд ли что-то хорошее – если ничего не поменяется во власти и стране.