Члены общественного совета Алматы презентовали альтернативную концепцию реконструкции международного аэропорта. По задумке авторов, историческое здание старого аэропорта не нужно сносить, за ним лучше построить новый терминал. Кроме того, архитекторы предлагают открыть на территории воздушной гавани торговый центр. Эскизы и концепция – в материале Informburo.kz

Справка 

Старое здание аэропорта было построено в 1936 году.

В 1957 году его перестроили по проекту архитектора Адамбека Капанова. Тогда здание приобрело традиционные национальные элементы.  

Новое здание аэропорта 1973 года постройки выполнено в стиле советского модернизма.  

В 1979 году его признали памятником архитектуры.  

В 1999 году в аэропорту произошёл пожар.

Нынешний международный терминал аэропорта функционирует с 2004 года. Здание построено по проекту архитектора Калдыбая Монтахаева.    

Через 15 лет историческое здание аэропорта отметит свой столетний юбилей.

Историческому зданию быть

Члены общественного совета Алматы разработали свою концепцию реконструкции аэропорта. В этом случае здание, имеющее статус исторического памятника, будет спасено и впишется в современный терминал, считают архитекторы.  

"Наш город находится у подножья гор Алатау, и в то же время рядом бескрайние степи. Такое уникальное расположение послужило основой концепции. Главные линии архитектурного образа отражают степи и горы. Контурная линия нового терминала подчёркивает и продолжает элегантную форму кровли сегодняшнего аэропорта и тем самым мы получаем единый архитектурный ансамбль", – рассказал о главной идее нового здания член общественного совета Алматы, архитектор Айдын Акбай.

Вид нового аэропорта / Эскиз Айдына Акбая

Старое историческое здание в случае принятия предложенного варианта останется. За ним появится новый терминал. Он выступит фоном позади архитектурного памятника, то есть старого здания. Исторический шпиль станет осью композиционного центра. Стремящиеся ввысь линии символизируют горы Алатау и траекторию взлёта воздушных судов. Вход в здание можно сделать как через старое здание, так и через новое.  

Новая кровля аэропорта символизирует горы и траекторию полёта самолётов / Эскиз Айдына Акбая

Вертикальные элементы фасада нового терминала со стороны перрона будут повторять элементы фасада и кровли старого аэровокзала. Таким образом архитекторы отдают дань истории и связывают прошлое с настоящим. 

Фасады нового и старого терминала / Эскиз Айдына Акбая

"У исторического здания мы хотим установить фонари, скамейки, брусчатку той эпохи, подчёркивающие стиль советского модернизма. Это своеобразный переход от памятника истории к ультрасовременному зданию", – рассказал об изюминке проекта Айдын Акбай. 

У строго здания установят лавочки и фонари в стиле советского модернизма / Эскиз Айдына Акбая

Площадь у аэропорта в стиле "Алматы – город-сад"

Чтобы вернуть Алматы статус города-сада, архитекторы предлагают на площади перед зданием аэропорта на месте асфальта разбить огромный зелёный парк. Так гостей города будет встречать ландшафтное пространство, которое будет характеризовать Алматы. Авторы проекта предлагают отойти от классических парковок и разбить парк, так как это ещё и ультрасовременное решение. Сейчас все международные аэропорты стремятся создать возле своих зданий такие экологичные зоны. Озеленить предлагают даже пандусы. 

Парк перед зданием аэропорта / Эскиз Айдына Акбая

Сколько будет вырублено деревьев, неизвестно, так как это не просчитано в рамках создания концепции. 

"Под площадью мы предлагаем сделать торговый центр и подземный автопаркинг. Мы полностью убрали машины с площади и перенесли под землю. Почему торговый центр? Дело в том, что сейчас во всём мире воздушным гаваням придают больше функций. Торговый центр – это дополнительный доход, мешать не будет пассажирам, так как расположен будет под землёй. Также он оживит нижнюю часть города. Это международный опыт, так делают в Европе, России и других странах", – объяснил задумку Айдын Акбай. 

Новая площадь аэропорта, вид сверху / Эскиз Айдына Акбая 

Разноцветный фонарь на потолке – символ Великого Шёлкового пути

Тема города-сада продолжается в интерьере. Во внутреннем пространстве большого атриума будет активное озеленение. Архитекторы считают, что таким образом будет сформирован комфортный для человека комплекс. Для поддержки кровли центральные несущие элементы выполнены в форме стилизованных деревьев. В интерьере предлагают использовать такие натуральные отделочные материала как камень и дерево. 

Здание нового терминала внутри / Эскиз Айдына Акбая

Атриум будет трёхуровневый, открытый. За счёт него будет увеличено количество посадочных мест в залах ожидания в два раза. 

"Центральный световой фонарь выполнен с вкраплениями разноцветного стекла, повторяющего цвета среднеазиатской шёлковой ткани. Он символизирует Великий Шёлковый путь, проходивший через Алматы. Так мы подчеркнём древнюю историю города. "Алатау" в переводе с казахского языка означает "пёстрые горы", так что фонарь может символизировать и горы Алатау", – раскрывает задумку Айдын Акбай.  

Разноцветный фонарь на потолке символ Великого Шёлкового пути и гор Алатау / Эскиз Айдына Акбая

Историческому зданию архитекторы отвели роль центра, ядра всего терминала. Там будут расположены: визит-центр, тематический музей и сувенирная лавка. Снаружи и изнутри здание будет открыто за счёт стеклянных витражей и арок. Через такой прозрачный потолок будет открываться потрясающий вид неба, гор. 

Транспортная схема

Архитекторы прибегли к концепции Vision Zero, когда приоритет отдаётся пешеходам. Поэтому авторы новой концепции предлагают на уровне земли приоритет отдать пешеходам и общественному транспорту. Поток личных авто будет направлен в подземный паркинг, откуда по подземной галерее можно будет подняться сразу в центральный трёхуровневый атриум. 

Решение архитекторов по транспортной схеме / Эскиз Айдына Акбая

Стоимость проекта

Архитекторы не назвали стоимость проекта, так как сегодня они презентовали лишь концепцию, альтернативное решение. Все расходы взяли на себя члены общественного совета, конкретно Айдын Акбай. По его словам, этот вариант не будет стоить дороже первого предложения. Напомним, тогда идея стоила 85 млрд тенге.  

"То, что предлагала турецкая компания, выглядело как обычная квадратная коробка, без особых изысков, без связи с действующим стилем аэропорта, без связи с Казахстаном, плюс там нужен был снос и перенос на новое место исторического здания аэропорта и изменения площади. Проект экономичный, рассчитанный на увеличение пропускной способности, увеличение прибыли инвестора. Это плохо, мы сразу были не согласны и предложили свой вариант. Вполне возможно, что какие-то элементы или при самом оптимистичном прогнозе – полностью наш проект – предложат турецким инвесторам", – заключил член общественного совета Алматы Марат Шибутов.


Читайте также: Реконструкция аэропорта Алматы потребует переноса исторического памятника. Как прошли слушания?


По аэродромной части архитекторы поддерживают идеи первого проекта. Считают, что там сложная проблема, которая хорошо решена разработчиками. Менять в этой части ничего не предлагают. 

Существующее здание международного терминала станет гаванью для местных рейсов. 

После презентации общественности концепцию передадут акиму Алматы Бакытжану Сагинтаеву, а также в Администрацию президента.