Кажется, третьей "Золотой пальмовой ветви" в фильмографии Ханеке не случится. Его новый фильм "Хеппи-энд" – никакой не хеппи-энд, а разочарование. После его роскошной ленты "Любовь", которую критики считают самой гуманистической лентой мэтра, как бы это странно ни звучало (там, если помните, муж убивает свою пожилую супругу), все ждали картины если не такого уровня, то хотя бы из этой же серии. Впрочем, в каком-то смысле серию получили – новый фильм Ханеке выглядит продолжением фильма "Любовь", как будто после смерти жены он коротает дни в огромном доме на берегу моря. Но не один, а со всей семьей.


Трейлер фильма Михаэля Ханеке "Хеппи-энд" (фр.)


В центре внимания – семейство французских буржуа, живущих на севере Франции: пожилой отец семейства Жорж (его играет Жан-Луи Трентиньян) вместе со своими взрослыми детьми: дочерью, управляющей семейным бизнесом Анн (Изабель Юппер), разведённым сыном (Матье Кассовиц), а также внуками: молодым мужчиной, сыном Анн и 13-летней внучкой Евой (её играет юная актриса Фантина Ардуин, настоящее открытие фестиваля). Девочка живёт с ними недавно – её мать тяжело заболела, а отец не имеет собственного жилья, поэтому жить она может только с дедом и всем его семейством.


Кадр из фильма Ханеке "Хеппи-энд" / festival-cannes.com

От семьи здесь осталась одна форма: привычка ужинать вместе и большое состояние, которое надо как-то правильно сберечь. Каждый в этой семье занят собой – Жоржа терзают мысли о неизбежном конце, героиню Юппер больше всего заботит бизнес и хлопоты с надвигающимся юбилеем главы семейства, героя Кассовица – эротический чат с виолончелисткой, внука – какие-то секретные дела, за которые его почему-то бьют, а внучка так одинока, что единственное, что её утешает – это репортажи в снэпчате: когда была дома, она рассказывала своим фолловерам о хомячке и депрессующей матери, а теперь и этого нет. Так или иначе, но получается так, что к финалу фильма Ева будет единственной, кто по-настоящему понимает деда, принимает его и уважает выбор. Во всяком случае, хочется верить в эту версию.

На всех мастер-классах режиссёры в один голос твердят, что важнейшее в фильме – это финал, нет его – нет фильма, с "Хеппи-эндом" совсем другое дело: финал тут потрясающий. Именно за него, а ещё за первые и глубоко символичные кадры, снятые на айфон, автору можно всё простить: и чувство скуки во время просмотра, и то, что ожидания так и не оправдались.


Кадр из фильма "Хеппи-энд" / festival-cannes.com

Другое лично моё разочарование – новый фильм греческого режиссёра чудака и автора странных, но очень интересных лент Иоргоса Лантимоса под названием "Убийство священного оленя". Несколько лет назад Лантимос влюбил в себя всю каннскую публику - в 2009 году он завоевал там престижный приз "Особый взгляд" за картину "Клык". По сюжету (пересказывать их, кстати, сплошное удовольствие) родители одной семьи не выпускали своих взрослых детей за пределы дома, пока у них не выпадет первый клык. Когда дочь, выросшая в абсолютно тепличных условиях, случайно увидела видеокассеты с записями "Рокки" и "Челюсти", у неё как это говорят в простонародье, снесло крышу, случилась настоящая драма.


Кадр из фильма Лантимоса "Убийство священного оленя" / festival-cannes.com

Два года назад Лантимос очаровал каннскую публику своим "Лобстером". Эта сатирическая драма тогда тоже вызвала только восторги – она получила приз жюри Каннского кинофестиваля и очень высокий рейтинг на киноведческих сайтах. По сюжету фильма одинокие люди считаются преступниками, их арестовывают и отправляют в отель – накопитель для одиночек, где они обязаны найти себе пару за 45 дней. Если им это не удаётся, то их превращают в животное, отпускают в лес и устраивают на них охоту.

На этот раз никакой иронии и сатиры (ну за исключением показанных в фильме сцен из сексуальной жизни супругов, находящихся в браке много лет), Лантимос оказался куда более мрачным: он снял триллер на древнегреческую тему (режиссёр, кстати, родом из Греции) – тему Рока.


Трейлер фильма "Убийство священного оленя" Йоргоса Лантимоса (англ)


Сюжет похож, как вспоминали самые образованные кинокритики в своих рецензиях, на древнегреческий миф – о царе Агамемноне, нечаянно убившем на охоте священную лань богини Артемиды. Та рассвирепела и наслала на греческий флот безветрие, парализовав их судна. Чтобы получить прощение и продолжить путь, Агамемнон должен был принести в жертву свою самую красивую дочь Ифигению. И он не мешкает. Здесь также, уж простите за спойлер.

Отец благополучного семейства (семейную пару играют Колин Фаррелл и Николь Кидман), практикующий кардиохирург делает неудачную операцию и пациент умирает. Чувствуя вину, герой Фаррелла начинает заботиться о семье погибшего, взяв под опеку его сына – подростка (Барри Кеоган). Но мальчик, оказывается, настоящее зло – он насылает на семью беды: дети хирурга парализованы и с каждым днём им всё хуже. Чтобы вырваться из этого ада, отец семейства принимает решение заплатить по счетам.


Кадр из фильма Лантимоса "Убийство священного оленя" / festival-cannes.com

По началу фильм Лантимоса интригует – мрачная атмосфера, стерильное изображение, отрешённые герои, тревожная музыка – потрясающий, кстати, поет хор, кажется, вот-вот развернётся настоящий хоррор, в лучших традициях современного американского кино. Но хоррор случается европейский – намного жёстче и с нарушением одного из главных кинотабу (о чём речь, поймёте сами). Как ни крути, но в мире хеппи-эндов древнегреческие трагедии выглядят уж слишком абсурдно.