Раритеты блошиного рынка Алматы, или Как найти клад среди хлама
На крупнейшем в Алматы блошином рынке можно приобрести по-настоящему раритетные вещи, но антиквариат здесь зачастую соседствует со скарбом, не представляющим никакой ценности. Только настоящий профессионал определит, что стоит покупать любителям старины, а по какому товару давно плачет свалка.
На выезде из Алматы по Кульджинскому тракту по субботам и воскресеньям разворачивается самый внушительный по размеру и ассортименту выставленного на продажу товара блошиный рынок. Места, где покупателям предлагают старинные вещи, называют блошиными рынками, и это название пришло к нам из Франции. Оно образовалось от выражения "marché aux puces", означающее в переводе "рынок с блохами", так как старые вещи нередко продавались вместе с живущими на них насекомыми.
Нелицеприятное название отражает состояние продаваемых подержанных товаров и далёкие от идеальных условия, в которых они продавались в XIX веке. Справедливости ради стоит заметить, что на алматинской "блошке" ничего подобного, к счастью, нет. Кто-то ведёт торговлю в просторных бутиках, достойных именоваться антикварными магазинами, а кто-то продаёт старые игрушки и бывшую в употреблении посуду с импровизированного прилавка.
Путешествие в Советский Союз
С ноября до середины декабря на блошином рынке покупателей катастрофически мало. Сезон начинается в преддверии новогодних праздников, в январе-феврале вновь затишье, а основной наплыв желающих приобрести "что-то необычное" приходится на период с апреля по сентябрь.
При планировании посещения блошиного рынка нужно учесть одну магическую особенность: на базаре время будто замирает. Покупатели часами ходят по рядам, подолгу задерживаются возле понравившихся им вещей, испытывают приступы ностальгии, мысленно переносятся в прошлое, вновь переживая приятные моменты из детства и молодости. Старожилы рынка рассказывают, что подавляющее большинство алматинцев, приходя за конкретной вещью, обычно делают несколько покупок. Они просто не в силах расстаться со статуэткой, вазочкой или фарфоровой чашкой, которая вызвала у них тёплые воспоминания.
Проходя вдоль рядов, посетители без машины времени совершают путешествие по разным эпохам и погружаются в завораживающую вселенную винтажа. Так за какими же покупками приходят сюда алматинцы и на какие товары повышенный спрос?
Завсегдатаи "блошки" чаще всего охотятся за товарами, произведёнными в Советском Союзе. Народ охотно приобретает железные мясорубки, лапшерезки, устрашающего размера соковыжималки, пузатые самовары, формочки для выпечки печенья и даже вилы и лопаты.
"Сейчас в моде лёгкая и компактная бытовая техника, но не всегда красивый внешний вид сочетается с качеством и надёжностью. Вот и покупают опытные хозяйки старые, проверенные временем мясорубки, казаны и кастрюли. Не из жадности и не от бедности, а именно из практических соображений", – рассказывает продавец Алия.
Не залёживаются на прилавках и хрустальные вазы. Покупателей радует их цена. Стоимость маленьких салатниц стартует от тысячи тенге, объёмные цветочные вазы обойдутся в 5–10 тысяч тенге.
Бойкая торговля идёт в рядах с казанами, сковородками, кастрюлями, тазами и чайниками. Цены от трёх тысяч тенге. При покупке нескольких вещей гарантирована скидка. Большие казаны – лидеры продаж, их обычно приобретают для кафе и придорожных ресторанов.
"За последние три года я не встречала ни одной молоденькой покупательницы. Видимо, современным хозяюшкам готовка неинтересна или же они покупают нарядные кастрюльки, чтобы делать яркие фото процесса приготовления пищи для социальных сетей. Наши казаны для такой цели точно не подходят, зато в них получается потрясающе вкусный плов и невероятно ароматное жаркое", – ненавязчиво рекламирует свой товар с улыбкой тридцатилетняя Акерке.
Бриллианты в швейной машине
Отдельное место на рынке занимают прославленные швейные машинки "Зингер" и их советский аналог "Подольск" – мечта любой советской женщины. Некоторые из них выглядят весьма непрезентабельно, видимо, заботились о них не лучшим образом. Однако все они работают, и опытные мастерицы покупают их для шитья кожаных изделий.
"Со швейными машинами связано немало удивительных историй. Мой прадед рассказывал, что в годы войны друг вывез из Германии в подарок жене швейную машину "Зингер". Спустя полвека его внук чистил машинку для продажи и случайно обнаружил, что литая платформа сделана из золота. Также в машинках прятали ювелирные изделия. Я занимаюсь продажей и ремонтом двадцать лет и кладов не находил ни разу. Наверное, их нашли до меня", – смеётся продавец Валентин.
Хорошая захватывающая легенда помогает быстрее продать товар. Поэтому некоторые старьёвщики придумывают трогательные и душещипательные истории о чайных сервизах, изысканной работы этажерках, украшенных резьбой, пожелтевших кружевных скатертях и расписных тарелках, якобы принадлежавших Розе Баглановой, Куляш Байсеитовой и Любови Орловой, посещавшей советскую Алма-Ату.
Мы торгуем вместе с домовым
Шамиль Нагаев стоял у истоков зарождения алматинских "блошек". Он занимался коллекционированием старинных вещей с молодости. Сейчас ему 74 года, но выглядит он значительно моложе. Продаёт Шамиль Нагаев антиквариат более 35 лет.
"Я люблю книги, всё свободное время проводил за чтением, охотился за редкими экземплярами, перекупал их. Потом появилась страсть к гитарам и радиоприемникам. Мне нравится моя работа, я нахожусь в окружении вещей из счастливой для меня эпохи, и они не дают мне стареть", – рассказывает Шамиль Нагаев.
У Шамиля Нагаева двухэтажная антикварная лавка, привлекающая эстетов. Патефоны, проигрыватели, телевизоры, фотоаппараты и магнитофоны в рабочем состоянии. Шамиль Нагаев их ремонтирует и реставрирует. И хотя стабильного заработка торговля не приносит, отказываться от любимого дела он не готов.
"Я начинал с крохотного прилавка, сейчас у меня магазин в два этажа, но даже он не в состоянии вместить всю мою сокровищницу. Субботу и воскресенье я жду с нетерпением, мне доставляет удовольствие общаться с людьми, слушать их истории о прошлом, вместе вспоминать молодые годы. Радует интерес юных алматинцев к раритетным вещам", – отмечает Шамиль Нагаев.
Во владениях коллекционера редкостей нашёлся уголок и для игрушек, однако продаёт он их редко. Обычно дарит их детям покупателей. Но не все вещи в бутике продаются. Домовой Пахом, гордо восседающий в кресле, не товар, а хозяин. Он следит за порядком и радует всех визитёров.
"Когда я прихожу на блошиный рынок, то чувствую себя как дома. Я точно родилась не в своё время. Мне близка музыка, мода и искусство 60–80-х прошлого века. Мечтаю купить проигрыватель и слушать на нём пластинки с песнями Муслима Магомаева", – признаётся алматинка Инга Хачатурян.
Сюрприз для байкера
Кассетные магнитофоны "Романтик" и "Электроника", первые плейеры, видеомагнитофоны, военные кители, фарфоровые сервизы, хрустальные люстры, чучела зверей и птиц, торшеры и мебель, советские рубли и бумажные купюры достоинством в 10 и 20 тенге. На блошином рынке рядом соседствуют ценные предметы, выставочные экспонаты и ситцевые платья из бабушкиных сундуков.
Продавцы признаются, что никогда нельзя с точностью угадать, какой именно товар заинтересует потенциального покупателя.
Посещение магазина Мажита и Арлана Ашировых смело приравнивается к походу в музей. Здесь продаётся всё: от монет до мотоцикла "ИЖ-49" 1955 года выпуска. Железный конь оценён в миллион тенге, реальным покупателям – торг.
К Ашировым часто обращаются за помощью при съёмках старинных фильмов. Они сдают в аренду военную форму, фуражки, денежные купюры и монеты, кассеты, магнитофоны, прикроватные светильники, посуду.
"Покупатели у нас необычные, к ним нужен особый подход. Многие пожилые алматинцы просто заглядывают к нам, подолгу рассматривают вещи и не спрашивают цену. И мы никогда никого не выгоняем. Люди приходят к нам за прошлым, нам приятно, что прогулка по магазину дарит им положительные эмоции", – признаётся Арлан Аширов.
До свидания, наш ласковый Миша...
Олимпийская символика – вечный тренд блошиных рынков. Статуэтки знаменитого мишки с поясом из колец, символизирующих континенты, разлетаются как горячие пирожки. Покупают их даже треснувшими и заклеенными.
"Олимпийского мишку изображали порой на самых неожиданных предметах. Например, на бидоне для молока. Вот такой бидончик у нас сегодня на продажу. Отдадим за две тысячи тенге", – называет сразу цену продавец Эрик в вязаной шапочке советских времен.
В разных странах мира блошиные рынки давно стали частью истории городов. В Лондоне, Нью-Йорке, Париже, Берлине, Стамбуле, Санкт-Петербурге, Амстердаме, Одессе и Тбилиси организовывают экскурсионные туры на базары, где торгуют старьёвщики. Алматинской "блошке" тоже есть чем удивить искушённых туристов. Вызывает искреннее сожаление то, что столь удивительный рынок переживает сегодня сложные времена.