Президенты России и Турции, встретившись в четверг в Астане, обсудили, по официальной информации, экспорт российского газа и украинского зерна. Вопрос войны в Украине, как уверяет пресс-секретарь Путина, отдельно не обсуждали, хотя Турция пытается организовать переговоры об урегулировании конфликта.

Реджеп Тайип Эрдоган и Владимир Путин / Фото EPA

Как сообщают российские агентства, Путин и Эрдоган обсудили, в частности, создание в Турции газового хаба. Путин сказал на встрече, что этот хаб на границе Турции со странами ЕС мог бы стать, в том числе, и площадкой, на которой определяется цена газа. "Сегодня эти цены заоблачные, мы могли бы спокойно регулировать на нормальном рыночном уровне, без всякой политической окраски", – цитирует Путина "Интерфакс".

"Европа сейчас обречена на то, чтобы втридорога покупать американский сжиженный газ. (...) Поскольку "Турецкий поток" – это единственный сейчас надёжный маршрут, хорошо работающий, Путин как раз и предложил рассмотреть возможность сделать на турецкой границе отдельный хаб, с тем чтобы потом желающих через него снабжать газом", – сказал по этому поводу журналистам пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков.

Евросоюз, однако, принципиально хочет свести закупки российского газа к минимуму, чтобы, во-первых, лишить Россию возможности шантажировать Европу, а во-вторых, сократить доходы Кремля от нефтегазового экспорта и, соответственно, его возможности финансировать армию и угрожать соседям. С европейскими странами, как констатировал Песков, вопрос о создании хаба не обсуждался.


Читайте также:


Помимо газа Путин и Эрдоган обсудили "зерновую сделку" – соглашение о разблокировании черноморских портов Украины и экспорте из них украинской сельхозпродукции. Здесь Путин и Песков повторили обвинения в адрес Украины, которые та уже опровергала.

Песков, согласно сообщению "Интерфакса", сказал журналистам, что на встрече "стороны констатировали, что беднейшим странам идёт меньшая часть зерна", и что Россия и Турция даже собрались подумать над списком бедных стран, куда должно продаваться украинское зерно.

Владимир Путин в сентябре уже заявлял, будто бы почти все зерно (78 из 80 судов на момент заявления в начале сентября) из Украины экспортируется в Европу, тогда как зерновая сделка в конце июля подписывалась для того, чтобы спасти от кризиса на мировом продовольственном рынке беднейшие страны.

Срок действия "зерновой сделки" истекает в ноябре, Запад заинтересован в её продлении / Фото Reuters

Правительство Украины тогда же объясняло, что, во-первых, Путин опять говорит неправду: в Европу на тот момент ушло 37% зернового экспорта, а во-вторых, украинское зерно, куда бы оно ни поставлялось, в любом случае насыщает мировой рынок и снижает цены, от которых и страдают бедные страны.

Дмитрий Песков повторил и тезис о том, что до сих пор не выполнено условие, которое Москва считает важной частью "зерновой сделки". "Условие о том, что с запуском этого механизма будет также разблокирована ситуация с нашими удобрениями и с нашим зерном. Вроде бы там прямых санкций нет, но косвенно ограничения сказываются самым негативным образом", – цитируют агентства Пескова.

ЕС и США на эту претензию неизменно отвечают, что российские удобрения и зерно под санкции не попали. Косвенные же ограничения, о которых говорит Песков – это трудности с платежами, возникшие из-за общих санкций в отношении российского финансового сектора, но их союзники Украины отменять не собираются.

Посредничество не обсуждалось

Перед встречей Путина и Эрдогана политики и пресса разных стран снова рассуждали о перспективах посредничества, которое Турция настойчиво предлагает в поиске мирного выхода из войны. С самого начала этой войны Анкара пытается балансировать между Россией, Украиной и Западом, одновременно и поставляя вооружение украинцам, и не вводя масштабные санкции против Москвы.

Однако на встрече в Астане, как утверждает Дмитрий Песков, тема Украины отдельно не обсуждалась.

Перед встречей Эрдогана с Путиным председатель межпарламентского комитета "Турция – ЕС" Исмаил Эмрах Карайель говорил, что Турция работает над организацией переговоров Москвы с Францией, Германией и Великобританией.

Днём ранее в турецкой газете Milliyet появилась статья, в которой говорилось, что "Турция планирует усадить за один стол с Россией четыре основные западные страны: США, Францию, Германию и Великобританию". "Этот план ещё не был доведён до сведения всех западных столиц, но он был передан США по важным частным каналам", – писали авторы публикации. И добавляли, что предложения якобы получили одобрение неких анонимных чиновников в Вашингтоне.

Никаких подтверждений этой информации от американских источников, даже неофициальных, не было. Если предположить, что подобный план действительно существует, его главная проблема – отсутствие в списке приглашённых сторон самой Украины. А Киев не только отвергает возможность прямых переговоров с Путиным после попытки аннексии 15% украинской территории, но и настаивает на принципе "ничего об Украине без Украины".

О верности США этому принципу во вторник прямо заявил и официальный представитель Государственного департамента США Нед Прайс.

На просьбу журналистов прокомментировать слова главы МИД России Сергея Лаврова о готовности Москвы к переговорам с Западом Прайс сказал, что США не считают это конструктивным предложением о начале диалога, и что любые переговоры должна вести сама Украина, а до этого Вашингтон готов оказывать ей всю возможную помощь на поле боя.

Перспективный посредник

Турцию, сохраняющую близкие отношения и с Москвой, и с Киевом, многие действительно рассматривают как потенциального посредника в украинском конфликте. Анкара – единственный член НАТО, не наложивший на Москву масштабные санкции, а Эрдоган регулярно встречается с Путиным. В то же время Турция прямо осудила агрессию Россию против Украины, поставляет Киеву боевые беспилотники "Байрактар" (и планирует открыть украинский завод по их производству), а также закрыла Босфор для прохода российских военных кораблей в Чёрное море.

Эрдогану за месяцы украинской войны удалось добиться некоторых успехов в роли посредника между сторонами. В сентябре администрация Эрдогана выступила посредником в обмене кума Путина Виктора Медведчука на 215 украинских пленных, среди которых были пятеро командиров из числа защитников "Азовстали".

До этого Эрдоган вместе с ООН выступил инициатором и одной из сторон переговоров о разблокировке экспорта украинского зерна из южных портов страны. Москва и Киев согласились на переговоры в Стамбуле, по итогам которых были подписаны соглашения о создании коридора из украинских портов через Чёрное море в Турцию и далее в порты назначения. Сделка истекает в ноябре этого года, и западные страны заинтересованы в её продлении.

Кроме того, в марте в Турции даже начинались переговоры между делегациями России и Украины, но они окончились ничем.


  
Эрдоган демонстрирует власть дома, но не только

Эдже Гёкседеф, "Турецкая служба Би-би-си"

Попытки Эрдогана стать посредником на войне в основном призваны продемонстрировать его влияние перед избирателями в Турции. Скоро выборы – и Эрдогану нужно выглядеть важным региональным игроком. Когда эти попытки увенчались успехом при заключении "зерновой сделки", США публично поблагодарили президента Турции – и это, безусловно, укрепило его позиции.

На прошлом, июльском, саммите в Астане Путин и Эрдоган встречались с президентом Ирана Эбрахимом Раиси / Фото Reuters

Но демонстрацией влияния избирателям дома дело не ограничивается – Эрдогану нужно укрепить торговлю с Россией, чтобы преодолеть серьёзнейший экономический кризис в Турции. На фоне резкого падения уровня западных инвестиций и явной напряжённости между Турцией и Европой Эрдоган присматривается к деньгам стран Персидского залива, Китая и России.

Учитывая жёсткие западные санкции против Москвы, торговля с Турцией была важна для российской экономики, принося выгоду и турецким компаниям. Эрдоган знает, с помощью чего он может повлиять на Путина, и может этим воспользоваться.

В самом начале российского вторжения в Украину Анкара объяснила Западу, что любые введённые ею против Москвы санкции не окажут влияния на российскую экономику, потому что товары из Турции сравнительно мало значили для российской торговли и промышленности. Западные политики, кажется, поверили.

Однако в какой-то момент Турция стала для россиян стратегически важной с точки зрения денежных переводов: даже бежавшие из страны россияне могут получать переводы в Турции. С этого момента американское и европейское давление на Турцию возросло, и три турецких банка перестали принимать российские карты "Мир".

Эрдоган никогда не критиковал Путина, а после их сентябрьской встречи в Самарканде сказал журналистам, что любой человек может попытаться понять, почему президент России начал эту операцию. Некоторые посчитали, что Эрдоган пытается легитимизировать оккупацию, но очевидно, что он говорит так, чтобы не испортить отношения с Путиным.

Нужно помнить и то, что политика Турции в отношении войны согласована с ЕС и США – Турция считает суверенитет Украины своим приоритетом, а Крым – украинской территорией. Турция поддерживает Украину вполне конкретными шагами – продавая и безвозмездно передавая ей БПЛА.

Но для западных лидеров важно иметь потенциальный канал для переговоров между Путиным и Зеленским, и Эрдоган сегодня, похоже, единственный, кто даёт на это хоть какой-то шанс.


Помогает ли Турция России обходить санкции?

Анкара может быть заинтересована в Москве как в партнёре во многом по экономическим причинам. Турция и Россия много сотрудничают в экономике, а с 24 февраля, когда началась война, турецкий экспорт в Россию начал резко расти. Из России уходят западные компании, но отсутствие санкций от Анкары позволяет перевозить их товары через Турцию.

По сравнению с августом прошлого года турецкий экспорт в Россию удвоился: он вырос с 451 до 949 млн долларов. Турция с 1995 года входит в Таможенный союз с ЕС.

Но теперь в Евросоюзе решили положить конец подобной практике. На этой неделе глава ЕС Урсула фон дер Ляйен заявила, что блок готовится принять меры против тех, кто "берёт европейские товары, перевозит их в третьи страны, а затем – в Россию". Многие восприняли это как предупреждение Анкаре и турецкому бизнесу.

Теперь ЕС будет вносить таких лиц в особый список и вводить в их отношении ограничительные меры. "Это очень сильный сдерживающий фактор, чтобы удостовериться, что у нас нет обхода санкций через третьи страны в Россию", – сказала глава Европейской комиссии.

Об этом же говорила комиссар по финансовым услугам, финансовой стабильности и рынкам капитала Евросоюза Мейрид Макгиннесс, на прошлой неделе посетившая Анкару. В интервью Financial Times она заявила, что в Турции "очень хорошо понимают, что в наших общих интересах сделать так, чтобы таможенный союз не использовался для обхода санкций на уровне ЕС".

В Анкаре настаивают, что Турция не помогает путинскому режиму обходить санкции, однако рост торговли между Турцией и Россией и очевидная близость их лидеров сегодня настораживают многих западных политиков.