"Прогноз неблагоприятный". Почему адвокаты часто отказываются от дел по интернет-мошенничеству
По данным комитета по правовой статистике и специальным учётам Генеральной прокуратуры РК, за январь – июль 2024 года ущерб от интернет-мошенников составил 7,1 млрд тенге. При этом физлица были обмануты на 6,8 млрд тенге, а ущерб юрлицам оценивается в 304,1 млн тенге. Уточняется, что общая сумма ущерба за указанный период уже превысила показатель 2023 года. В прошлом году ущерб от действий интернет-мошенников оценивался в 4,1 млрд тенге.
За семь месяцев 2024 года раскрыто всего 7% таких дел. Всё это – беспечные мошенники, которые использовали одни и те же телефоны по несколько раз и не шифровали своё местоположение. Из похищенных у граждан миллиардов удалось вернуть лишь 777,1 млн тенге.
Очевидно, что, несмотря на все принимаемые меры со стороны государства, правоохранительным органам не удаётся обуздать интернет-мошенничество. Почему? Разбираемся на примере реального кейса с алматинским адвокатом Анастасией Ляльковой.
"Начну с показательной истории из моей адвокатской практики. Дело длится уже год. По этому делу я работаю в паре с адвокатом Аскаром Мукаш. Нашему клиенту, у которого хранилась крупная сумма денег в одном из казахстанских банков, позвонил некто, представился сотрудником этого банка, сообщил, что нужно обновить карту, какие-то данные. Клиент получил СМС с кодом и продиктовал код позвонившему "сотруднику". В следующие несколько минут с его счёта стали улетать деньги с периодичностью в 30 секунд. Он успел позвонить в банк и заблокировал счета. Пострадавший обратился в полицию, уголовное дело возбудили по факту мошенничества, признали его потерпевшим. И на этом всё", – привела пример Анастасия Лялькова.
Тогда пострадавший обратился к адвокатам. Адвокатские запросы в банк позволили собрать информацию о контрагентах, то есть о тех, кому ушли деньги. Это были незнакомые клиенту физлица, которые находились в Актобе, Атырау и Уральске.
Адвокаты стали обращаться в полицию с ходатайством об установлении личностей и их допросе.
"Но у полиции нет ресурсов ехать в командировку в другой регион по такому случаю. Мы добились, чтобы полиция упомянутых городов подключилась к делу. В принципе, уже был собран материал, который можно использовать для расследования преступления. Но дело затягивалось. Тогда мы подали гражданские иски в три суда на этих ребят – девушка и два парня, год рождения их варьировался от 1990-го до 2000-го. Основанием для гражданского иска стало незаконное обогащение. Сначала во всех судах нам отказали в исках. Но мы обжаловали эти решения, потому что Верховный суд РК в прошлом году вынес ряд постановлений по этой теме. Говоря простым языком, если деньги пришли на твой счёт от неизвестного тебе лица, с которым ты не имел никаких договорных обязательств, ты должен поставить в известность банк и лицо, от которого пришли деньги, даже если эти средства потом у тебя списались", – пояснила адвокат.
В итоге троих дропперов удалось привести в суды в трёх городах.
"У всех один ответ: какие-то знакомые попросили, а они ничего не знали. Суды вынесли постановление о том, что надо взыскать с этих дропперов сумму, соразмерную сумме незаконного обогащения. Но эти решения ещё нужно исполнять. А у них ни имущества, ни работы, ни дохода", – объяснила Анастасия Лялькова.
Правда, один из них признал, что по просьбе друга открыл виртуальную карту, на которую упали деньги, а потом эти средства списались. А этот друг оказался знакомым того человека, в отношении которого уже заведено уголовное дело о мошенничестве. Он ранее был судим за мошенничество и в данный момент находится под арестом.
"Вот цепочка. Надо допросить и сопоставить факты. Но воз и ныне там", – рассказала адвокат.
Этот случай – один из тысяч.
Как отметила адвокат, казахстанское законодательство, вся правоохранительная система не успевают реагировать на скорость, с которой эволюционирует интернет-мошенничество. Но решать проблему нужно. И важно делать это комплексно: профилактикой среди граждан, обновлением законодательства и реформированием деятельности правоохранительных органов, а также привлечением банков второго уровня к ответственности.
"В законодательстве не выработано единого понимания преступлений в информационно-телекоммуникационной сфере, они разбросаны по множеству составов. Традиционно методики расследования преступлений отдельных видов соотносятся с конкретными статьями и главами УК РК. В случае с интернет-мошенничеством правоохранительные органы не обладают необходимыми знаниями, не имеют методик расследования этих преступлений. Банки, в чьи обязанности входит обеспечение сохранности средств и информации, также должны быть обязаны возмещать денежные средства, которые ушли со счетов клиентов в результате действий мошенников, потому что система безопасности банков зачастую остаётся безучастной или реагирует точечно. Адвокаты зачастую отказываются от ведения этих дел, потому что прогноз по ним неблагоприятный", – кратко перечислила Анастасия Лялькова.
При этом юрист особенно отметила, что в делах о мошенничествах следователи очень мало уделяют внимание тем самым дропперам, называя их всего лишь промежуточным звеном. А между тем ослабление этого звена могло бы в какой-то степени пошатнуть и всю мошенническую систему, если граждане-дропперы будут нести реальную ответственность за свои деяния.
Дропперы – это физические лица, которые предоставляют свои персональные данные и данные своей банковской карты, своих банковских счетов третьим лицам. На эти счета переводятся деньги потерпевших, почти сразу списываются и отправляются дальше. Дропперы не вникают, зачем у них просят эту информацию. Возможно, получают за это какое-то вознаграждение.
"Соглашаясь на такую роль, люди должны знать, что есть определённые правила для держателей банковских карт, которые предусматривают ответственность за передачу своих данных третьим лицам. Так же как и документ, удостоверяющий личность. В каждом преступлении есть организатор, исполнитель, соучастник и пособник. В данном случае банковский счёт является орудием преступления. А владелец счёта становится пособником в совершении преступления, он должен быть наказан в том числе и за недонесение. В этой связи я считаю, что уже пришла пора расширять законодательство в части формирования административной ответственности за передачу банковской карты или информации о счёте третьим лицам", – подчеркнула адвокат.
Но поскольку пока граждане остаются один на один с мошенниками, у юриста есть несколько практических советов:
- Если звонят "родственники", "коллеги", "начальник", скажите простые слова: "Я сейчас перезвоню" – и сбросьте звонок. Не принимайте никаких решений по ходу телефонного разговора. Вас атакует целая индустрия, которая представлена специально обученными людьми. Вас пытаются взять "эффектом неожиданности".
- Договоритесь в семье о каком-то кодовом слове, ответе на вопрос, которые знать будут только ваши родные. Например, адрес дома бабушки в деревне, где уже давно никто не живёт.
- Как идея: для всех банковских приложений, для всех финансовых операций заведите отдельный смартфон. И вы будете знать, что на этот номер вам никто не может позвонить, потому что у него есть узкое целевое назначение.
- Многие мошенники работают из стран СНГ. Вслушивайтесь в говор и акцент "сотрудника банка" и просите обслужить вас на государственном языке. Для них это будет очень проблематично.
- Всё, что связано с банковскими операциями, решайте в банке. Никому ничего не отправляйте, не звоните. Езжайте в банк и разговаривайте с менеджерами лично.
- Также опасна пересылка документов посредством мессенджеров.
- Посмотрите казахстанский сериал "Мошенники". Всё как в жизни. В главных ролях – каждый второй.