"Профессионализм, объективность, доброта". Уроки Михаила Дорофеева
Большую часть своей жизни он посвятил журналистике, создавал интереснейшие материалы и управлял работой больших коллективов в СМИ. Последние годы жизни трудился в информационно-аналитическом интернет-портале Informburo.kz, где занимал должность главного редактора.
Спустя год после смерти Михаила Дорофеева его коллеги делятся воспоминаниями о времени, проведённом с этим светлым человеком, и об уроках, которые они от него получили.
Анастасия Боловинцева, заместитель директора ТОО "Инфополис"
Год с мыслью "Как раньше, уже не будет, будет по-другому, к сожалению".
Накануне трагедии я успела сказать Михаилу, что была рада видеть его. И он ушёл – ушёл навсегда, но с того момента не было ни дня, чтобы я не упомянула его имя в разговорах, мыслях, на совещаниях, корпоративных мероприятиях и просто в беседах, даже семейных. Близких людей не забывают. Михаила Дорофеева невозможно забыть!
Невозможно забыть то, что Михаил делал для меня лично, для людей и для нашего проекта. Михаил дал жизнь informburo.kz, отдавая себя полностью, развивая проект и делая его ещё круче вместе с командой. У Михаила были свои принципы – жизненные и профессиональные, которые многие (в том числе и оппоненты) ценили, разделяли и уважали.
Одним из множества положительных качеств Михаила была доброта, и порой люди этим пользовались. В таких случаях мне приходилось становиться "злым полицейским", а "добрый и мудрый полицейский" Михаил говорил, что не нужно ждать от таких людей чего-то особенного, и сам не ждал.
Его авторитет – это особенный момент. Михаил даже не подозревал, насколько для многих журналистов (и не только журналистов) было важно поработать под его руководством. И при всей известности Михаил ни разу не дал повода заподозрить его в звёздной болезни. Ему награды-то готовили втайне, потому что знали, что он будет отказываться.
Не могу не упомянуть о чувстве юмора Михаила, которое он умело использовал при любых обстоятельствах и в любых компаниях. Где бы мы ни были, без внимания он не оставался. А каким он был шикарным модератором! Можно бесконечно говорить о его качествах, заслугах и достоинствах. И я уверена, что всё, что Михаил успел передать, всё, чем успел поделиться, будет использовано теми, кто это впитал.
Как же хочется применить к происходящему фразу Михаила "Вам всё кажется", но реальность другая. Не скрою, этот год было безгранично больно, страшно, одиноко (ведь уже нет нашего с ним тандема), и как раньше уже не будет. Будет по-другому.
Болат Мурсалим, директор информационных программ "31 канала"
Михаил был добрым, интеллигентным и спокойным. Я ни
Иногда к проблемам журналистов в работе он подходил с юмором, но без сарказма. Использовал какие-то интересные примеры, сравнения. А когда мы вместе сидели где-то за столом, Михаил всегда был очень весёлым, рассказывал анекдоты, поднимал всем настроение.
Михаил Викторович любил слово "долгоиграющий". И вкладывал его во всё, что делал сам. Он любил фундаментальные вещи. Любил делать материалы, которые не теряют своей актуальности: читатель может вернуться к ним через месяц, год или даже через несколько лет и получить для себя что-то полезное. Если погуглить, можно найти много примеров – аналитических статей, журналистских расследований, простых информативных материалов, который писал портал informburo.kz несколько лет назад. Они и сейчас читаются как свежие. В этом и есть особенность "долгоиграющих" тем. И сегодня, делая новости, мы нередко руководствуемся этим подходом Михаила, задавая себе вопрос: а может ли эта история стать долгоиграющей?
Ирина Евгеньева, ответственный выпускающий редактор "Информбюро" на "31 канале"
Вот уже год, как с нами нет нашего старшего товарища, наставника и друга Михаила Дорофеева, но всё ещё больно говорить об этом. Некоторые из наших коллег решили для себя считать, что он уехал в длительную командировку. Им так проще. И, честно говоря, иногда кажется, что он и правда среди нас. Наверное, это потому, что после знакомства и общения с Михаилом в людях что-то меняется, какие-то внутренние настройки. Мы как ученики впитали в себя его принципы: быть честным перед самим собой и другими; если делаешь – делай хорошо и отвечай за результат; надо верить в торжество справедливости и в лучшее в людях.
Мое знакомство с Михаилом Дорофеевым произошло лет пять назад, когда было решено на базе газеты "Мегаполис" открыть информационный портал "Информбюро". До этого я знала Михаила, как профессионала с большим опытом работы в разных сферах журналистики. Мы встречались несколько раз на собраниях по вопросам взаимодействия портала и новостей на "31 канале", обсуждали механизмы совместной работы. А в ноябре 2019 года Михаил Дорофеев возглавил еще и телевизионное "Информбюро".
Он пришел к нам в редакцию, и все мы понимали, что нам очень повезло, ведь у Михаила есть чему поучиться. У шефа была задача – объединить портал и телевизионные новости в один мощный ресурс. Он разработал концепцию и горел этой идеей. Мы менялись, становились сильнее. Михаил по-отечески направлял, давал советы. Порой и сейчас думается: а как бы в этой ситуации он поступил, что бы сказал? Именно поэтому многие казахстанские журналисты, кому довелось работать с Дорофеевым, вспоминают его как близкого и родного человека.
Каким он был? Он был настоящим! Не пытался кем-то казаться, говорил то, что думает. Будучи участником Национального совета общественного доверия, отстаивал интересы простых людей, журналистов. Смело высказывался о проблемах доступа к информации, о закрытости чиновников и об их нежелании отвечать на журналистские запросы. При этом для Михаила на первом месте были объективность, честность со зрителем и читателем, точность фактического материала. Он воспитал не одно поколение журналистов. И тот огонек, который был в нем, сейчас горит в каждом из нас.
Аскар Мендыбаев, ведущий-корреспондент "Информбюро" на "31 канале"
Когда меня попросили написать про Михаила, мне это показалось жестокой просьбой, потому что мне до сих пор не хочется верить, что его с нами больше нет. Это очень больно, это большая трагедия. Когда в прошлом году я увидел черно-белую фотографию с траурной лентой, мне казалось это какой-то абсурд. Этого не может быть!
Я и мои коллеги, которые год с лишним проработали с Михаилом, полюбили его всем сердцем. Обо всех вещах Михаил говорил очень просто. Будь это какие-то правительственные постановления или новые нормы в законе, или медицинские термины, Михаил умел всё доносить понятно и говорил нам, что в журналистике нужно всегда говорить простым языком, понятным всем.
Михаил никогда никого не боялся, выбирал самые острые темы для освещения. И при этом он никогда ни с кем не конфликтовал. Он умел понимать и слышать, всегда находить простые и лёгкие решения, сглаживать конфликты. Неважно, какие и где – между сотрудниками или между нашим изданием и внешними структурами, даже когда на нас подавали в суд.
Михаил умел выстраивать очень доверительные отношения с коллегами. У него был бесподобный талант коммуникации. Он был уникальным человеком во всех смыслах. Михаил учил нас особому отношению к жизни. Он имел тонкий юмор, никогда не ругался. С ним всегда можно было поговорить на самые разные темы.
Мария Гареева, выпускающий редактор Informburo.kz
Мы в Informburo.kz регулярно чему-то учились у шефа. Можно долго не рассказывать, но то, как я сегодня вижу новости, работаю с информацией и текстом, – всё сформировалось благодаря Михаилу, благодаря высокой культуре журналистики, которую он поддерживал в редакции. Думаю, мне очень повезло оказаться рядом.
Учились мы не только журналистике. Из ежедневного общения впитываешь уроки о том, как вообще жить, справляться с нежелательными ситуациями. Поделюсь одним из них. Михаил мастерски владел этим навыком, я всё ещё учусь:
"Никогда не спорить с сумасшедшими"
В жизни, а особенно в журналистской работе, встречаются самые разные люди: адекватные и не очень. Михаил вёл конструктивный диалог только с первой категорией. Спор с человеком, который не желает слышать ничего, кроме своей позиции, не приведёт ни к чему хорошему, отнимает много сил и только приближает вас самих к сумасшествию. Переводить всё в ругань тоже нет необходимости. Если вы имеете дело с сумасшедшим, аргументы надо приводить соответствующие.
Однажды в редакцию позвонила сотрудница пресс-службы одного из госорганов с типичным требованием "всё немедленно удалить". Михаил был в офисе и слышал этот разговор. Поняв, что диалога совсем не получается, он шёпотом посоветовал ответить, что всё изложенное в материале одобрено в Акорде. Спор на этом разрешился.
Жанна Рахимжанова, креативный продюсер "Информбюро"
Прошёл год. И весь этот год он будто с нами. Вы не представляете, сколько раз за это время в редакции звучала фраза: "А помните, Михаил говорил". Или "Сразу чувствуется отсутствие Михаила". Мы не раз пересказывали друг другу истории, которые слышали от него: удивительные, смешные, поучительные.
Его нет рядом, но каждый раз, принимая решение по работе, я мысленно задаю себе вопрос: "А одобрил бы он это?". Даже написание этих строк потому даётся нелегко. Михаил бы не одобрил. Он не любил внимания к себе. Был слишком скромным, несмотря на всё величие.
Михаил был честным, справедливым, принципиальным, настоящим командным игроком, для которого каждый имел значение. Этому я всё еще учусь у него. Он пример человека без лишних слов, но с огромным количеством реальных дел.
У каждого из нас в памяти свой Михаил Дорофеев. У всех эти воспоминания светлые, тёплые, но не грустные. Грустить нельзя. Михаил бы не одобрил.
Лимара Салих, ответственный выпускающий редактор "Информбюро" на "31 канале"
Михаил Викторович – уникальный человек. В первую очередь хочу отметить его большое сердце. Он всегда был справедлив, решал спорные вопросы таким образом, что все стороны оставались довольны, умело находил подход к каждому и никогда не был безразличен к чужим проблемам.
Михаила Викторовича сложно называть шефом, потому что для нас он был больше другом.
Он не старался отделиться за дверями собственного кабинета, показывая свое положение. Мы сидели за одним круглым столом в ньюсруме и всегда чувствовали его поддержку и защиту.
У Михаила Викторовича можно было научиться многому. И не только как у профессионала.
Меня лично он научил принимать решения взвешенно, не торопясь, обдуманно. Вместе мы проработали недолго, но до сих пор очень остро ощущаем его отсутствие.
Фурузон Рахматов, директор по маркетингу ТОО "Инфополис"
Михаил умел в любой ситуации оставаться спокойным и решать задачи без лишних эмоций. Это то, чему я пытался научиться у него. Он никогда не ругал сотрудников, при этом уважение к нему было настолько велико, что каждый старался выполнить свою работу как можно лучше, чтобы не подвести.
Несмотря на свою должность и объём работы, он не перекладывал свои задачи на других, а собственноручно составлял презентации, отчёты, участвовал в штормингах, выступал на мероприятиях и так далее.
Он не давил и не отчитывал, давая возможность учиться, развиваться и самому нести ответственность за свои ошибки. Такой подход позволял экспериментировать и брать проекты с высоким риском, многие из которых впоследствии оказали положительное влияние на развитие компании.
Его появление в офисе порождало какое-то чувство спокойствия и уверенности. Уверенности, что всё будет хорошо.