Реконструкция аэропорта Алматы потребует переноса исторического памятника. Как прошли слушания?
В Алматы прошли общественные слушания по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) к проекту реконструкции здания пассажирского терминала международного аэропорта. Встреча с общественностью прошла в онлайн-формате, собралось полсотни человек, презентация и обсуждение длились два часа.
Рассказываем, что владельцы воздушной гавани хотят изменить и почему слушания признали нелегитимными.
Новый аэропорт за 85 млрд тенге
В алматинском аэропорту планируют построить новый терминал общей площадью 50 тысяч м2. Заказчик – АО "Международный аэропорт Алматы", которое хочет выделить 85 млрд тенге инвестиций на реализацию проекта. Реконструкция поможет увеличить пассажиропоток до 6 млн человек в год.
Представители генерального проектировщика – ТОО "АстанаИнжПроект" – представили проект на общественных слушаниях. Он разделён на три части:
- Строительство нового терминала.
- Расширение перрона.
- Строительство здания президентской и деловой авиации.
Загвоздка в том, что на территории аэропорта есть исторический памятник – здание "Аэропорт". По проекту его планируют перенести в другое место. Но как это можно сделать, проектировщики не знают. Об этом ниже, а пока подробнее о трёх частях преображения алматинской воздушной гавани.
Строительство нового терминала
Новый международный пассажирский терминал – это трёхэтажное здание площадью 55 тысяч м2.
На благоустраиваемой территории будут размещены:
- новое здание международного терминала;
- центральная инженерная установка;
- новая эстакада, примыкающая к существующей;
- открытая парковка на 348 мест.
Расчётная вместимость аэровокзала – 5231 человек.
На первом этаже будут располагаться:
- зона прилёта со служебными, техническими помещениями;
- зона выдачи и отправки багажа;
- зона ожидания прилетевших пассажиров;
- багажное отделение внутри аэровокзала.
На втором этаже:
- зона вылета со служебными, техническими помещениями;
- пять переходных галерей для связи между зданием международного терминала и самолётом;
- зал ожидания посадки (накопитель) с санузлами, зонами питания и торговли, кабинами для курящих, местами ожидания пассажиров с детьми, комнатами матери и ребёнка;
- эскалатор для трансферных пассажиров, прибывших к терминалу на автобусе с перрона.
Третий этаж предусматривает:
- галерею для прилетевших граждан;
- залы ожидания CIP со вспомогательными помещениями.
Пункт медицинской помощи и санитарно-карантинный пункт расположены в существующем здании аэровокзала, который будет работать интегрировано с новым зданием.
Расширение перрона
Возникла необходимость в расширении существующих и строительстве новых покрытий на перроне, считают проектировщики. Этот технический этап больше касается взлётно-посадочной полосы. Например: установка светосигнального оборудования, заземляющих устройств, системы визуального позиционирования.
Здание президентской и деловой авиации
Самая спорная и вызывающая массу вопросов у общественности третья часть реконструкции – строительство здания президентской и деловой авиации на месте существующего vip-терминала, который входит в список памятников истории и культуры Алматы местного значения.
"Vip-терминал – это историческое здание, которое было построено в 1936 году, потом претерпело несколько реконструкций, перепланировок, капитальных ремонтов в 1957-м, 2000-м, 2010 годах. Облик здания немного менялся. Мы хотим перенести этот объект на новое место, сохраняя объёмно-планировочные решения и габариты здания. В последнее время увеличиваются бизнес-рейсы для vip-персон. Но облик старого здания мы сохраним и перенесём", – заверила на общественных слушаниях главный архитектор проекта Гульнар Есенбекова.
По проекту здание президентской и деловой авиации – это одноэтажное строение из трёх блоков.
Над центральным блоком возвышается бельведер с колоннадой и шпилем. Высота здания – 7,2 метра.
В правом блоке расположены помещения для обслуживания пассажиров бизнес-авиации. В центральном блоке – комнаты для обслуживания пассажиров президентской авиации. Блоки разделены на зоны обслуживания вылетающих и прилетающих пассажиров, а также для провожающих и встречающих персон.
Главный вход расположен в центральной части. Здесь есть залы для деловых встреч, комнаты для отдыха и охраны, офисы и техпомещения.
"Ноль первый" согласовал проект"
Самый главный вопрос, который интересовал участников слушаний, – как перенести историческое здание на новое место.
"Что вы подразумеваете под словом "перенос"? Это строительство нового здания под старый проект? Как его переносить? У нас в стране нет переноса исторических памятников. Я напомню, что это памятник истории города Алматы", – задала вопрос экоактивист и менеджер проектов казахстанского экологического общества "Зелёное спасение" Светлана Спатарь.
"Нами получено архитектурно-планировочное задание на перенос данного сооружения, которое является исторической ценностью. Перенос будет осуществляться по рекомендации "Казреставрация" либо аналогичной компании, имеющей на эти все виды работ разрешения. Нам будут предоставлены рекомендации, как не повредить существующее здание. Сохраняются витражные решения, лепнина – абсолютно всё полностью переносится на новое место", – ответил директор ТОО "АстанаИнжПроект" Никита Богович.
Не получив ответа на главный вопрос, участники стали спрашивать про альтернативный вариант проекта, который должен быть представлен согласно Орхусской конвенции. Ответы проектировщиков показались нам интересными, поэтому мы цитируем эту часть разговора:
Никита Богович (дальше Н.Б.): – Наша компания является адаптантом проекта, который разработан французской компанией. Насколько я знаю, застройщик, TAV construction, в своё время разрабатывал несколько концептов, согласовывали с местными исполнительными органами, презентовали "ноль первому", и вот этот проект был одобрен "ноль первым". Соответственно, его мы и взяли.
Корреспондент Informburo.kz Серикжан Маулетбай (дальше С.М.): – "Проект был одобрен "ноль первым" – это не означает, что нужно нарушать законодательство.
Н.Б.: – У нас нет нарушения законодательства.
С.М.: – А где альтернативный вариант тогда? По Орхусской конвенции вы обязаны предоставлять альтернативный вариант проекта. Где он? Согласно какому закону вы не обязаны предоставлять альтернативный вариант и по какому законодательству слова "ноль первого" считаются законом?
Н.Б.: – Я не говорю, что его слова являются законом, я говорю, что ему был презентован этот проект, и он его согласовал.
С.М.: – Вы ушли от ответа. По какому закону вы не должны предоставлять альтернативный вариант? Дайте ссылки.
Н.Б.: – Конкретный номер закона мы вам вышлем, прикрепим, если надо будет.
Архитектор Жанна Спунер: – "Ноль первый" – это бывший президент Республики Казахстан?
Н.Б.: – Презентация проводилась для действующего президента РК.
200 деревьев вырубят ради проекта
ОВОС к проекту разработал ИП "ИнТех". Представитель компании Эльмира Насырбаева на общественных слушаниях рассказала, какая растительность есть на территории аэропорта Алматы:
- деревьев – 426 штук;
- кустарников – 10;
- дикорастущая поросль – 8 м2;
- живая изгородь – 10 погонных метров;
- газон – 2580 м2;
- пни – 4 шт.
Под вырубку подпадают:
- удовлетворительного состояния – 202 дерева, 7 кустарников и 10 погонных метров живой изгороди;
- под санитарную вырубку – 28 деревьев;
- под санитарную обрезку – одно дерево;
- под пересадку – 111 деревьев, 3 кустарника и газон;
- под сохранение – 84 дерева;
- под снос – дикорастущая поросль;
- под корчевание – 4 пня.
В случае сноса зелёных насаждений будет произведена компенсационная посадка на землях общего пользования в количестве 2300 деревьев и 70 кустарников, посчитали проектировщики.
"Эти деревья растут на территории аэропорта. Большая часть растёт по периметру, у паркинга, с северной стороны. Все они будут сохранены. На территории аэропорта имеются краснокнижные дубы, которые также попадают под сохранение", – рассказала представитель ТОО "ИнТех" Эльмира Насырбаева.
Читайте также: Как в Алматы планы по строительству паркинга превратились в планы по строительству бизнес-центра
После почти двухчасового обсуждения экоактивисты перечислили нормы, которые нарушили заказчики общественных слушаний:
- не был избран председатель слушаний;
- повестка дня не обсуждалась;
- общественные слушания должен открыть представитель местного исполнительного органа, которого на слушаниях не было;
- не предоставлены лесопатологические обследования и схемы переноса памятника истории и культуры.
Организатор общественных слушаний – управление зелёной экономики – поддержал общественников, подтвердив, что нарушена протокольная форма. В итоге слушания признали нелегитимными. Повторные будут назначены уже в 2021 году.