Призёр Канн, режиссёр Мохаммад Расулоф: Я принял решение покинуть Иран всего за два часа
Иранский режиссёр Мохаммад Расулоф, сбежавший из Ирана от тюремного приговора в Германию, но сумевший приехать на Каннский кинофестиваль и представить свой фильм "Семя священного инжира", получил в субботу вечером спецприз жюри.
Накануне в эксклюзивном интервью Персидской службе Би-би-си он рассказал о своём кинематографическом опыте, арестах, тюремном заключении и решении покинуть страну.
Режиссёр отметил, что, несмотря на глубокую культурную связь с родиной и предпринимаемые им попытки заниматься творчеством даже в условиях жёстких ограничений, он принял решение покинуть Иран после того, как его приговорили к восьми годам тюрьмы.
Решение уехать
Несмотря на частые аресты и ужесточение ограничений, наложенных властями, связь Мохаммада Расулофа с культурой и повседневной жизнью Ирана поначалу удерживала его в стране, заставляя искать способы продолжать заниматься творчеством, включая создание мультипликационных фильмов у себя дома.
Но в конце концов вынесенный приговор с длительным тюремным сроком заставил его принять непростое решение уехать.
"Для таких, как я, зависимых от творческой работы, тюремное заключение может быть очень изнуряющим", – заметил Расулоф.
На его решение повлияла и необходимость завершить несколько важных проектов, которые он задумал.
13 мая Расулоф опубликовал у себя в инстаграме видео, на котором запечатлен его отъезд от сухопутной границы Ирана, и заявил, что теперь он "житель культурного Ирана". Несмотря на то, что он обдумывал этот шаг и раньше, особенно во время пребывания в тюрьме, на принятие окончательного решения ушло всего два часа.
"Как только суд подтвердил восьмилетний приговор, я понял, что должен действовать, чтобы мои надежды сбылись. Потребовалось всего два часа, чтобы принять решение, бросить все свои электронные устройства и уехать", – вспоминает он.
Путь в Канны
Мохаммад Расулоф рассказал о пересечении границы, последующем пребывании в приграничном городе и о том, как он связался с немецким консульством, которое выдало ему временные проездные документы.
Незадолго до его отъезда из Ирана Каннский кинофестиваль объявил, что последний тайно снятый режиссером фильм "Семя священной смоковницы" (The seed of the sacred fig) примет участие в фестивале.
Несмотря на давление на съёмочную группу в Иране, включая конфискацию паспортов и требования снять фильм с проката, Расулофу удалось посетить фестиваль во Франции. Его участию способствовали немецкие и французские власти, а также значительная поддержка со стороны организаторов.
Он подробно рассказал о логистических и эмоциональных трудностях своего побега.
"Уехать было совсем непросто", – признался Расулоф, рассказав, как его друзья вначале перевезли режиссёра в безопасное место, затем – в приграничный город и наконец пересекли границу.
Расулоф выразил беспокойство по поводу того, сможет ли он продолжать заниматься кинематографом в эмиграции, но отметил, что наличие современных цифровых технологий позволяет ему оставаться на связи с иранскими проблемами.
Он подчеркнул, что иранская культура преодолевает географические границы и связывает иранцев по всему миру.
"Я считаю, что культурная связь между иранцами выходит за рамки политических границ. Нас связывает не политический режим, а культура, в которой мы выросли".
Величайшая награда
Расулоф призвал молодых иранских кинематографистов не сдаваться, несмотря на давление со стороны правительства. Он считает, что попытки властей задушить независимое кино в конечном итоге окажутся безуспешными.
Режиссёр отметил работу нового поколения иранских кинематографистов, подчеркнув их стойкость и самоотверженность.
"Многие молодые кинематографисты усердно и тщательно работают над своими проектами. Это непросто, но главное – помнить, что кино – это не государственный продукт. Мы должны продолжать нашу работу", – призвал он.
Расулоф рассказал, что более 50 стран приобрели права на прокат его последнего фильма ещё до его официального релиза. Хотя он высоко ценит такой международный интерес, режиссёр подчеркнул, что главной для него остаётся иранская аудитория.
"Самая большая награда для меня – это то, что мой фильм дойдёт до народа Ирана".