Приключения "иностранца" с карточкой "Онай"
Идея проверить удобство для гостей Алматы безальтернативной системы оплаты проезда в общественном транспорте пришла спонтанно. Возле гостиницы "Казахстан" ко мне обратилась с просьбой разъяснить, как проехать до катка "Медеу", явно прибывшая из-за рубежа пожилая пара. Поскольку дело это уже привычное (рядом живу), то ответить на их вопрос труда не составило: "Первый вариант – на такси. Но это достаточно дорого. Второй – намного дешевле: сесть на остановке напротив отеля в автобус №12 и доехать до конца". Про введённую же систему "Онай" вспомнил только минут через 10. Тут же и мысль мелькнула о возможности под видом иностранца зайти в гостиницу и поинтересоваться на ресепшене по поводу особенностей передвижения по городу.
В отеле
Надо сказать, что в отеле вопросам "зарубежного гостя" не особо удивились, сразу же подчеркнув, что в Алматы оплата наличными возможна только в метро, тогда как для поездки на автобусах и троллейбусах необходимо покупать специальную проездную карту.
– Вам надо пройти либо к газетным киоскам, либо спуститься в ближайший подземный переход, который слева от гостиницы находится. У нас, извините, такой карточки нет, – пояснил дежуривший на приёме гостей молодой человек.
В газетном киоске
Нет, так нет. Иду к ближайшему газетному киоску, что находится через дорогу от отеля "Казахстан":
– Здравствуйте, мне нужна карточка для проезда на автобусе.
– Какая карточка? "Онай", что ли?
– Да, кажется, так, – на всякий случай делаю паузу и гляжу на огромный билборд с популярным певцом Нурланом Абдуллиным, рекламирующим новую систему оплаты проезда в городском транспорте.
– "Онай", "Онай" – она у нас так называется! К сожалению, у нас их нет. Вам лучше в переход спуститься или на большую остановку по проспекту Абая пройти. Это чуть-чуть выше от нас.
Коммерческие цены
Хорошо, спускаюсь в подземный переход. Здесь продают самсу и ремонтируют обувь, чуть дальше предлагают сделать копии с документов и торгуют всякой всячиной: от напитков и сигарет до каких-то сувениров и электроники, произведённых где-то в мастерских соседнего Китая. Найти же точку продажи карточек "Онай" сразу не удаётся. Лишь после того, как начал внимательно приглядываться, обнаружил на стекле одного из бутиков небольшую картонку с надписью "Онай". Захожу. За прилавком девушка лет 20.
– Здравствуйте, мне нужна карточка "Онай". Есть у вас?
– Да, есть.
– Сколько стоит?
– Всего 450 тенге, – предварительно оглядев меня чуть ли не с ног до головы, заметила продавец.
– Почему 450? Мне сказали, что она дешевле.
– У нас 450 тенге. Как мне сказали, так и продаю. В других местах вообще по 500 продают! Не хотите, не берите, – с некоторой долей агрессии заявила девушка. – Можете пройтись по переходу и убедиться!
В зависимости от языка
Почему бы и не убедиться? Прошёл к другому бутику, третьему, четвёртому. Действительно так называемая рыночная цена карточки "Онай" колеблется от 450 до 500 тенге. При этом стоимость её автоматически вырастает в зависимости от того, на каком языке задан вопрос. Спросите на английском или немецком, могут и 1000 тенге назвать, на русском с акцентом – в пределах 450-500. Последние цифры встречаются и в газетных киосках, где уже никакого значения не имеет, на каком языке задаётся вопрос. Другое дело, что в большинстве из них карточки "Онай" попросту отсутствуют в продаже.
Внимательная бабулька
Тем не менее, карточку за 400 тенге в районе гостиницы "Казахстан" найти таки удалось. Но отнюдь не у важных от своей значимости контролёров, отделавшихся от "иностранца" фразой "у нас нет", а в киоске периодической печати, который, кстати, абсолютно никакого отношения к городским властям не имеет. Работающая в киоске бабулька, внимательно выслушав мой набор русских, немецких и английских слов, тут же протянула вожделенную карточку "Онай", обратив моё внимание, что необходимо пополнить баланс карты, поскольку "там денег только на одну поездку". Более того, подробно рассказала, где баланс этот лучше всего пополнить.
– Только автомат тот не совсем нормальный. Надо несколько раз по экрану нажимать, чтоб всё правильно было. Вы лучше попросите кого-нибудь из молодых помочь вам, – добавила она.
Лучше наличными
Кстати, будь я на самом деле туристом из Великобритании, Германии или, скажем, из Бразилии, то без посторонней помощи точно не смог бы разобраться ни в информации, расположенной на проездной карте, ни в последовательности действий по пополнению баланса, предлагаемых терминалом. Всё исключительно на казахском и русском языках. Поэтому, продолжив эксперимент, попросил подошедшую к терминалу девушку помочь мне разобраться в этих хитросплетениях системы "Онай". Надо сказать, что она была весьма удивлена, увидев в моих руках проездную карту.
– Извините, а вы на сколько дней к нам приехали? – спросила она.
– Я хочу здесь пять дней быть. Потом уеду.
– А зачем вы тогда "Онай" купили? Можно и наличными заплатить.
– Так можно?
– Конечно! Подходите к водителю, тихо говорите, докуда едете, отдаёте ему лучше всего 100 тенге и всё! А если контролёры появятся, скажите им, что сегодня уже улетаете. Точно никаких проблем не будет!
Обыденное дело
Уже сев в подошедший к остановке троллейбус, обратил внимание, что оплата наличными деньгами по-прежнему достаточно распространена среди пассажиров. При этом чаще всего этим приёмом пользуются люди, которым уже где-то под 60.
– Мне до стадиона, – отдав водителю 50 тенге, сказала пожилая женщина и спокойно села на свободное место. Соответственно, водитель троллейбуса, как и все пассажиры, наблюдавшие за этой сценой, восприняли ситуацию абсолютно обыденно. Как столь же обыденно всеми окружающими воспринималось и полное отсутствие информации об остановочных пунктах. Ни какого-либо табло, ни голосовых объявлений. В данном случае не то что гостю из-за рубежа, даже жителям из других областей страны сориентироваться сложно будет. Чего не скажешь об алматинском метрополитене, где вся информация имеется, в том числе и на английском языке.
Специфический сувенир
Но возвратимся к приключениям с системой "Онай". Несколько раз воспользовавшись в течение трёх часов услугами общественного транспорта Алматы, я решил от карточки избавиться. Если кто думает, что это просто, то глубоко ошибается. Подойдя к газетному киоску на Центральном стадионе и узнав, что карточки "Онай" там "иногда продаются по 450 тенге", я предложил киоскёрше выкупить у меня уже ставшую ненужной проездную карту.
– Не буду я у вас ничего покупать! Что я с ней делать буду?! – возмутилась она.
– Почему? Я сегодня уезжаю. И мне сказали…
– Не знаю, что вам там сказали, но если хотите сдать карточку, то звоните по телефону, который указан на её обратной стороне, и езжайте туда, куда вам скажут. А ещё лучше, оставьте её себе как сувенир о нашей стране! – не терпящим возражения голосом отрезала киоскёрша.
Вспоминая Германию
По словам акима Алматы Бауыржана Байбека, с 1 марта этого года вновь будут введены проездные билеты. Правда, для так называемых льготников. Спрашивается, как долго остальные пассажиры, включая гостей города, будут лишены альтернативы и пользоваться только карточками "Онай"? Нельзя забывать, что в 2017 году Алматы принимает игры 28-й Всемирной зимней Универсиады и, надо полагать, далеко не все гости южной столицы Казахстана будут разъезжать на такси или располагать индивидуальными транспортными средствами. Неужели и им будет предложено оставить себе карточки "Онай" в качестве памятного сувенира? Кстати, в любимой господином Байбеком Германии таких проблем как-то не возникает. Например, в Берлине и жители города, и гости столицы имеют возможность как оплатить за проезд на всех видах общественного наличными деньгами, так и купить специальные билеты, действующие в течение двух часов, одних суток, недели и месяца. И ни у кого каких-либо претензий и подозрений не появляется.