7 июля президент Касым-Жомарт Токаев на совещании по развитию транспортно-транзитного потенциала поручил диверсифицировать маршруты поставки нефти на экспорт. Приоритетным он назвал Транскаспийский маршрут.

"Приоритетным направлением является Транскаспийский маршрут. Поручаю "КазМунайГазу" проработать оптимальный вариант его реализации, в том числе с возможностью привлечения инвесторов Тенгизского проекта. Правительству совместно с "Самрук-Казыной" следует принять меры по увеличению мощностей нефтепроводов Атырау – Кенкияк и Кенкияк – Кумколь", – отметил глава государства.

Невезучая труба

С весны 2022 года на нефтепровод консорциума КТК, который соединяет запад Казахстана с российским портом Нововороссийск, беды сваливаются одна за другой: то причалы ломаются, то взрывоопасный предмет времён Второй мировой обнаружат, то якобы из-за непорядка в бумагах работу нефтепровода пытаются остановить на месяц. Что-то подсказывает, что этими проблемами дело не ограничится. Аналитики ожидают, что у КТК, по которому американские и европейские компании транспортируют через территорию России добытую в Казахстане нефть, неприятностей будет ещё немало. 

Хотя технически придраться к этой трубе действительно сложно. Её строили западные компании, заручившись поддержкой властей России и Казахстана, и строили добросовестно – как говорится, для себя. Инженер Аскар Айсаутов специализируется на строительстве магистральных трубопроводов, и он считает КТК "лучшим нефтепроводным проектом России". 

"КТК – первый международный проект на территории стран СНГ, при строительстве  которого применялись стандарты нефтяной компании Chevron, а также стандарты Американского института нефти API, Американского общества инженеров механиков ASME", – подчеркнул Аскар Айсаутов.

Он считает приостановку работы нефтепровода абсурдной и нелогичной.

Казалось бы, приостановлена работа нефтепровода – и ладно, есть же другие: Атырау – Самара, к примеру, или труба на Китай. Но нет, КТК – нефтепровод особенный. В Казахстане есть три гигантских месторождения, входящих в число крупнейших в мире. Именно за счёт них пополняется на миллиарды долларов казна страны, именно за счёт них Казахстан считается крупным экспортёром нефти. Это наше всё – три жемчужины: Тенгиз, Кашаган и Карачаганак. По данным за 2021 год, 87,4% всей нефти, прокачиваемой в Новороссийск по трубе КТК, – это нефть, добытая в Казахстане на этих трёх месторождениях.

Инфографика Jusan Analytics

По большому счёту все остальные казахстанские месторождения нефти не так и важны. Следовательно, и другие трубопроводы – тоже. У нас есть одна главная артерия – КТК. По ней в страну текут нефтедоллары. И её нам перекрывают.

Почему это важно для каждого казахстанца

Казахстан давно и прочно сидит на нефтяной игле. Мы почти ничего не производим и живём в основном за счёт продажи природных ископаемых – преимущественно нефти с Тенгиза, Кашагана и Карачаганака. Это наглядно демонстрирует список крупнейших налогоплательщиков страны. Первые 18 компаний в этом перечне связаны с добычей полезных ископаемых или производством сигарет. Таков портрет казахстанской экономики.

Данные Комитета госдоходов / Инфографика Finreview.info

Самыми же крупными поставщиками денег для бюджета являются компании "Тенгизшевройл" и "Карачаганак Петролиум Оперейтинг", разрабатывающие, соответственно, Тенгиз и Карачаганак. Разработчик Кашагана тоже в этом списке – на 15-м месте, он носит имя "Норт каспиан оперейтинг компани". 

Эти три компании вносят в госбюджет и в Нацфонд гигантские суммы, на которые мы строим дороги, обучаем детей, платим зарплаты бюджетникам, пособия нуждающимся. Именно благодаря этим трём жемчужинам Казахстан – бесспорный лидер Центральной Азии. А настоящей экономики в нашей стране, увы, нет.

Этих миллиардов мы можем лишиться, если у нас не будет доступа к КТК.

Есть ли выход?

Диверсифицировать маршруты транспортировки нефти надо было, конечно, очень давно. Сделав ставку на одну трубу, Казахстан допустил большую ошибку. Можно ли сейчас это как-то исправить? Да, можно, но очень сложно. Самый разумный вариант – это, как верно заметил президент РК, Транскаспийский маршрут.

Транскаспийский маршрут подразумевает отправку нефти танкерами через Каспий в Баку и оттуда нефтепроводами, идущими в обход России, на внешние рынки. 

"В среднесрочной и долгосрочной перспективе транспортировка казахстанской нефти на Запад может быть реализована через нефтепровод Баку – Тбилиси – Джейхан, – прокомментировали проблему нефтеэкспорта аналитики Jusan Analytics. – Однако этот маршрут также требует капиталоёмких вложений и приобретения нефтеналивных танкеров для транспортировки до порта Баку".

Есть также нефтепровод в сторону Китая. Именно о нём говорил президент, когда упоминал трубопроводы Атырау – Кенкияк и Кенкияк – Кумколь, это участки нефтепровода Казахстан – Китай. Развивать это направление, конечно, нужно, но пропускная способность на этих участках небольшая.

"К сожалению, в сторону Китая мы не можем много нефти направить", – сказал в интервью "31 каналу" генеральный директор Союза нефтесервисных компаний Казахстана Нурлан Жумагулов

Имеется и смутная, эфемерная надежда на то, что когда-нибудь Иран выберется из-под бремени санкций, и тогда можно будет развивать южный маршрут – к Персидскому заливу. Но это, скорее, из области фантастики. Не так много лет осталось жить нефтяной отрасли, чтобы сейчас планировать столь маловероятно реализуемые проекты.

Пока же у нас есть только КТК. Бросив сейчас все силы на Транскаспийский маршрут, нужно также надеяться на то, что приостановка работы нашей главной на данный момент трубы будет не очень долгой. Суд постановил заморозить "Тенгиз – Новороссийск" на месяц, но консорциум КТК изо всех сил борется за то, чтобы отменить это решение – 11 июля будет рассмотрено ходатайство компании о продолжении работы. Пока же (по состоянию на 7 июля) казахстанская нефть всё ещё прокачивается по этой трубе.


Читайте также: