"Понаехавшие" или часть общества? Мифы вокруг мигрантов и борьба за доступ к медицине
На 1 ноября 2025 года с разрешения местных исполнительных органов в республике официально осуществляют трудовую деятельность 14 820 иностранных граждан. По видам экономической деятельности наибольшее количество из них заняты в сферах строительства, сельского, лесного и рыбного хозяйства, горнодобывающей и обрабатывающей промышленности, а также на разработке карьеров. Разрешения выдаются по следующим категориям: руководители и их заместители, специалисты и квалифицированные рабочие. Также привлекаются трудовые мигранты на сезонные работы.
В Казахстане 1857 работодателей используют труд мигрантов. При этом на них работают свыше 335,4 тысячи казахстанцев, что составляет 96% от общей численности работников.
Основной миграционный обмен страны происходит с государствами СНГ. Доля прибывших из стран СНГ составила 82,2%. Согласно данным Международной организации по миграции за апрель – июнь 2025 года, во втором квартале зарегистрировано 4,37 млн въездов в Казахстан – на 42% больше, чем в первом. В основном в Казахстан приезжали из Узбекистана (36%), России (23%) и Кыргызстана (22%). При этом 12% мигрантов указали трудоустройство как цель въезда, 4% – образование, а около 85% вовсе не указали цели приезда.
Выезд из Казахстана также вырос: за аналогичный период Погранслужба КНБ РК зафиксировала 4,2 млн выездов (+32%). Большинство направлений – страны СНГ: Узбекистан (35%), Кыргызстан (23%), Россия (22%).
О бедном мигранте подумайте снова
Трудовая миграция приносит значительные экономические выгоды, искореняет дефицит рабочей силы, способствует росту ВВП, но и создаёт социальные и медицинские проблемы, связанные с адаптацией, интеграцией, условиями жизни нелегальных мигрантов. Международная организация по миграции проводила опрос, в котором приняли участие 1845 мигрантов. 34% респондентов признались, что работают без контракта. Отсутствие официального правового статуса влечёт за собой серьёзные проблемы и становится преградой к получению медицинских услуг. Где же лечатся трудовые мигранты, приезжающие в Казахстан?
С учётом массового притока мигрантов в страну необходимо предоставлять им качественное медицинское обслуживание, ведь состояние их здоровья сказывается и на казахстанцах. Особенно важно обеспечить приезжающих всеми услугами для лечения заболеваний, способных привести к эпидемии.
Вокруг миграции создано немало мифов. Самый растиражированный из них связан именно со здоровьем: мигранты завозят в страну опасные болезни, не лечатся и заражают окружающих.
"При получении ВНЖ и оформлении страховки трудовые мигранты получают медицинские услуги, но далеко не все приезжающие работают официально. Также есть особо уязвимые категории мигрантов: мужчины, практикующие секс с мужчинами, трансгендерные люди, секс-работники, люди, живущие с ВИЧ. Зачастую они боятся депортации, хотя ВИЧ или сексуальная ориентация не являются в нашей стране поводами для принудительного выдворения человека на его родину", – отметила заведующая отделом клинического мониторинга Казахского научного центра дерматологии и инфекционных заболеваний Сайранкуль Касымбекова.
Разговор об этом и не только шёл на международной конференции "Национальные и международные подходы к обеспечению доступа к медицинским услугам по ВИЧ для мигрантов".
С февраля 2024 по ноябрь 2025 года при поддержке Фонда Элтона Джона по борьбе со СПИДом в Алматы проходил проект "Здоровье мигрантов 2", ориентированный на представителей ключевых групп. Одна из его главных целей – профилактика ВИЧ и снижение новых случаев болезни и смертей от СПИДа в странах Центральной Азии и в России.
"Мы выявили 85 случаев ВИЧ-инфекции. Люди не знали о своей болезни. Более того, благодаря слаженным действиям членов нашей команды, 144 человека начали или возобновили после прерывания по разным причинам АРТ-терапию, снижающую вирусную нагрузку до неопределяемой", – рассказывает сотрудница общественного фонда Community friends Оксана Ибрагимова.
Спикер отметила, что сотрудникам фонда приходилось оказывать помощь и людям, заболевшим туберкулёзом. Многие мигранты не знают о том, что в Казахстане они могут получить лечение от туберкулёза бесплатно.
Ты кто: парень или девушка?
По мнению Оксаны Ибрагимовой, мигранты из ключевых групп охотно лечились бы и прибегали к услугам врачей, однако они часто чувствуют себя изгоями и предпочитают обращаться в частные клиники или же заниматься самолечением, что абсолютно недопустимо, а при ВИЧ, туберкулёзе или венерических заболеваниях просто невозможно.
"Максимально негативное отношение к трансгендерным людям в Казахстане у полицейских. На днях я находился в гостях у трансгендерной девушки. Раздался звонок в дверь, Эмили открыла и увидела на пороге сотрудников правоохранительных органов. Нас всех без объяснений сразу же забрали в отделение полиции", – рассказывает Самир К.
Несмотря на наличие у Самира официального разрешения на работу, его продержали в полиции до позднего вечера. По словам парня, полицейские задавали ему оскорбительные вопросы, не давали воды и не выпускали в туалет.
"Моей подруге пришлось хуже всех. Полицейские смеялись над Эмили, рассматривали как животное в зоопарке, издевательски интересовались: "Ты вообще кто: парень, девушка? А родители твои знают, что ты такой?" При этом мы не нарушали закона, тихо и спокойно пили на кухне чай. Нам никто не объяснил, почему нас привезли в полицию", – вспоминает Самир.
Вместе с Самиром и трансгендерной девушкой под раздачу попал и волонтёр Community friends Рашид. Он принёс Эмили презервативы и лубриканты. Тщетно парень пытался донести до сотрудников правоохранительных органов, что его визит исключительно рабочий.
"Я сам трудовой мигрант, но живу и работаю в Алматы официально. Мои коллеги приехали в полицию и привезли трудовой договор, после чего меня отпустили. Я законопослушный гражданин, и мне по-человечески обидно такое предвзятое отношение со стороны людей в погонах, которые обязаны не допускать произвола и беззакония", – отметил Рашид.
Мечтаю работать в медицинском центре
Мигрантам недобросовестные работодатели нередко предлагают оклад ниже, чем казахстанцам, или же они получают отказ при официальном устройстве на работу.
"У меня высшее образование, я фармацевт. Как только в аптеках узнают, что я из Таджикистана, моментально отказываются меня принимать на работу. Не знаю почему. Я могу делать капельницы и уколы, хороший массажист. Мечтаю устроиться в солидный медицинский центр, но пока ничего не получается", – признаётся Амир С.
Второй по популярности миф о мигрантах касается захвата ими рабочих мест. Однако поводов для беспокойства у казахстанцев быть не должно. В целях защиты внутреннего рынка труда Министерством труда и социальной защиты населения РК ежегодно устанавливается и распределяется квота на привлечение в республику иностранных специалистов. В 2025 году общая квота была установлена в размере 0,2% по отношению к численности рабочей силы в республике, или 14,8 тысячи единиц. С марта 2025-го в связи с заявками местных исполнительных органов министр труда подписала приказ об увеличении квоты до 16,5 тысячи человек.
С августа уходящего года, в связи с расширением перечня профессий для осуществления трудовой деятельности сезонных иностранных работников, приказом министра общую квоту вновь повысили на 0,25% по отношению к численности рабочей силы в республике, она составила 19,4 тысячи.
"Говоря о миграции, нельзя обойти стороной и тему казахстанских мигрантов. Ведь наши граждане тоже едут в другие страны на работу и учёбу, в гости и на постоянное место жительства. Поэтому мы регулярно проводим консультации не только для иностранных мигрантов, но и для казахстанцев. Например, не все знают, что мигрантов с ВИЧ, приезжающих в Россию на работу, депортируют из страны", – сообщил руководитель Community friends Артём Лебедев.
Врачебные ошибки обходятся очень дорого
При подготовке документов, необходимых для легального нахождения в чужой стране либо для оформления ВНЖ или разрешения на работу, любая оплошность может привести к роковым последствиям.
"Недавно к нам обратился за помощью гражданин Узбекистана. У него ВИЧ, он состоит на учёте, принимает терапию. В Алматы живёт его дочка, и он хотел подать документы на вид на жительство. Сдал анализы, и врач в справке перепутала графы и указала, что он якобы болен сифилисом. В миграционной службе ему тут же оформили отказ. Но вторично подать документы разрешается по закону лишь через год", – привела пример консультант по юридическим вопросам фонда "Равный равному +" Анна Козлова.
Когда Анна пришла с мужчиной в клинику, вместо извинений врач вышла в коридор и возмущенно заявила: "У него вообще СПИД. Зачем нам такие в стране?" Чуть позже главный врач частной клиники принесла мужчине извинения, он решил не подавать в суд и ждать ещё год.
В рамках проекта "Здоровье мигрантов 2" мигранты, узнавшие о статусе в Казахстане, получают удалённую постановку на учёт, им помогают получать препараты для антиретровирусной терапии с родины, оказывают помощь в поиске дружественных лабораторий для бесплатного тестирования и анализов на вирусную нагрузку.
"Здоровье мигрантов и здоровье общества взаимосвязаны. С 2004 года в Алматы Глобальный фонд предоставляет терапию для мигрантов с ВИЧ. В настоящее время терапией бесплатно обеспечены 223 иностранца. Но для получения терапии обязательно нужно встать на учёт", – сказала национальный координатор по ВИЧ Татьяна Давлетгалиева.
Понаехали тут… мы все
В завершение конференции координатор по академическим связям в Региональной экспертной группе по здоровью мигрантов Даниил Кашницкий предложил участникам и гостям встречи принять участие в игре, которая гарантированно разрушит мифы о мигрантах и заставит людей посмотреть на проблему под другим углом.
Он предложил поднять руку тем, кто родился в Алматы либо Алматинской области, и не опускать её до тех пор, пока утверждения, произносимые им, остаются для человека верными. На следующих этапах Даниил спрашивал: "У кого родители родом из Алматы и области? Дедушки и бабушки? Прабабушки и прадедушки?" На четвёртом туре лишь у одного из 35 участников рука продолжала тянуться вверх. Получается, что практически все присутствовавшие являются наследниками мигрантов.
"В XXI веке недопустимо делить людей на своих и понаехавших. Вне зависимости от места рождения у человека должен быть доступ к медицинским услугам, ведь здоровье – наш общий капитал", – подчеркнул Даниил Кашницкий.
Участники конференции убеждены в том, что в ближайшие годы Казахстан сохранит курс на открытость и продолжит оставаться страной, привлекательной для мигрантов. А грамотное и стратегическое управление потоками иностранной рабочей силы повысит экономический рост и социальную стабильность.
Казахстан может получить статус регионального центра притяжения специалистов разных профилей. Правда, при условии восприятия миграции как эффективного и прогрессивного инструмента развития экономики будущего.