Почему именно эти три театра, что их объединяет? А объединяет их место творчества – здание, которое расположено на проспекте Абылай хана в Алматы. В его стенах каждый из театров нёс разумное, доброе, вечное своим зрителям в разные отрезки времени:

  • с 1962 по 1981 год – Казахский театр драмы имени Ауэзова;
  • с 1981 по 1985 год – Театр юного зрителя;
  • в 1985 году ТЮЗ был разделён на русский и казахский театр;
  • в 2000 году в здании на Абылай хана осталась казахская труппа.

Сегодня мы побываем во всех этих театрах, горячо любимых зрителями, маленькими и большими.

Итак, начнём наше театральное путешествие.

Предыстория

Каждый алматинец знает этот район и бывал здесь не раз. Это уютное, наполненное энергией творчества место. Впрочем, сама история площади, на которой расположено здание театра, такова, что по-другому быть и не могло.

Во времена города Верный на месте современного театра находился Покровский собор. Согласно старой карте города, стоял он на площади Сенной, которую огибала с двух сторон улица Старокладбищенская (в советские времена – проспект Коммунистический, а ныне – Абылай хана).

Церковь Покрова / Архив РГО, Ф. 112, Оп. 1, Д. 40, Л. 13. Права на публикацию переданы архивом иеромонаху Иакову (Воронцову)

Построен собор был в 1882 году, в 1887 году был разрушен землетрясением и отстроен заново, а в 1934-м – снесён.

Из протокола №8 от 29.03.1934 г.:

"Учитывая, что Покровская церковь, находясь в центре площади Коминтерна, препятствует дальнейшему благоустройству города и, принимая во внимание самих верующих общины, церковь закрыть и снести.

Удовлетворить ходатайство Алматинского горсовета о закрытии и сносе Покровской церкви.

Секретарь президиума КазЦИК Утыкин.

Пред. горсовета Алиев".

Сенную тогда уже переименовали в площадь Коминтерна. На месте погоста разбили парк. А чуть позже, в 1947 году, в парке поставили памятник Амангельды Иманову. Памятник создали дагестанский скульптор Хасбулат Аскар-Сарыджа и архитектор Толеу Басенов. Этот памятник шести метров высотой – один из первых монументальных памятников в городе Алма-Ата. Фигура отлита из бронзы, а постамент высечен из серого гранита.

Памятник Амангельды Иманову / Фото АПН

Площадь некоторое время пустовала, а в 1957-м было принято решение построить здесь здание для казахского театра драмы. Авторами проекта стали архитекторы Александр Леппик, Николай Рипинский и Владимир Кацев.

Сам казахский театр драмы был организован в конце 1925 года в Кызыл-Орде, которая тогда была столицей Казахской АССР. В Алма-Ату он переехал в 1928 году вместе со столицей. В 1937 году театру было присвоено звание академического, но собственного здания драматический театр не имел.

И на бывшей Сенной площади в 1962 году появилось театральное здание. Казахский театр драмы создал в нём много великолепных спектаклей…

Казахский национальный академический театр драмы имени М. Ауэзова / Фото АПН

Количество зрителей росло, труппа расширялась, и небольшое здание стало мало: оно уже не вмещало всех желающих. Тогда в 1981 году специально для театра казахской драмы было построено новое здание на проспекте Абая. Оно уникально по своим архитектурным деталям – высокий цоколь, оригинальные фасады, торжественная лестница, перед которой величественно возвышается памятник Мухтару Ауэзову.  Через год здание получило статус памятника архитектуры республиканского значения.

Театр Ауэзова / Фото АПН

В центре фойе – огромная люстра из чешского стекла. Говорят, что весит она 9 тонн, высота её – 15 метров, а количество стеклянных деталей – больше тысячи.

На стенах – грандиозные барельефы Геннадия Завизионного и Яна Нимеца. На втором этаже фойе – камерное пространство для встреч и лекций, на третьем расположился музей театра, экспонаты которого отражают все этапы его истории.

Фойе Театра им. Ауэзова / Фото АПН

Выставлены оригинальные театральные афиши, эскизы костюмов и наброски декораций. Среди экспонатов: костюмы, театральный реквизит и оригинальные макеты декораций. В проёмах висят роскошные люстры. Они выполнены из того же стекла и в том же стиле, что и центральная, но размером значительно меньше неё.

Театр Ауэзова / Фото АПН

Главный зал театра рассчитан на 756 зрителей. В зале два яруса балконов, за деревянными выступами которых спрятана вытяжка. Есть ещё и малый зал на 276 мест, но мы туда не попали. Сцена имеет барабанный круг, что позволяет реализовывать постановки разного уровня сложности.

Вид со сцены в Театре им. Ауэзова / Фото АПН

За тяжёлыми шторами спрятан карман сцены, где хранятся декорации и бутафория. Если прогуляться по этому карману, то можно забрести в волшебный лес, увидеть пару зданий (в реальном размере), наткнуться на колесницы и другой реквизит.

Все остальные служебные помещения отведены под гримёрки, цеха, мастерские для оборудования. Под это хозяйство в театре выделены целых три этажа…

Пошивочный цех Театра им. Ауэзова / Фото АПН

Практически все спектакли имеют синхронный перевод на три языка, что делает постановки доступными для всех желающих. Желающих много. А в эпоху ковидных ограничений билеты разбирают задолго до спектаклей.

Сейчас время от времени поднимается вопрос реставрации здания. Архитекторы выставляют на суд общественности всевозможные проекты. Конечно, здание нуждается в ремонте и реставрации, но все работы должны проводиться очень бережно: с 2010 года это памятник местного значения, и потому проекты его реставрации находятся под пристальным вниманием как алматинских городских властей, так и общественности.

Как начинался ТЮЗ

6 сентября 1944 года вышло постановление Совнаркома и ЦККП (б) Казахстана "Об организации в городе Алма-Ата Театра юных зрителей".  Инициатором создания театра и первым его руководителем была Наталия Ильинична Сац. Располагался тогда театр на проспекте Коммунистическом (сейчас Абылай хана) в здании бывшего кинотеатра "Алатау", помещение которого стараниями Натальи Ильиничны было приспособлено для театральных постановок.

Наталья Сац – женщина удивительная. Она внесла большой вклад в развитие детского театра и художественное воспитание детей. Сац – создатель целого направления театрального творчества для детей, основатель шести детских театров, среди которых и наш театр для детей.

В Алма-Ату Наталью Ильиничну привели совсем не радостные события. Осенью 1937 года она была арестована как "член семьи изменника Родины". Народный комиссар внутренней торговли СССР Израиль Вейцер, её муж, был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности и расстрелян. В лагерях ГУЛАГ она провела пять лет, в конце 1942-го её освободили, но в Москве жить не разрешили. Потому Сац отправилась в Алма-Ату, в которой в то время находились в эвакуации многие её коллеги и друзья. И здесь организовала театр для детей – Алма-Атинский театр юного зрителя. Открылся он 7 ноября 1945 года сказкой "Красная Шапочка".

Сначала постановки шли только на русском языке. А 4 июля 1946 года постановкой пьесы "Золотой ключик" Алексея Толстого на казахском языке состоялось официальное открытие Казахского театра для детей и юношества. Постановщиком спектакля была та же Наталья Сац. Она была руководителем Алматинского ТЮЗа  13 лет.

Обе труппы театра долгое время выступали на одной сцене, чередуя репетиции и спектакли. А когда здание театра сгорело при пожаре, ТЮЗ переехал в уже знакомое нам здание Театра казахской драмы на проспекте Коммунистическом.

В 1985 году ТЮЗ был разделён на два самостоятельных коллектива, которые зрители сразу же назвали просто  "русский ТЮЗ" и "казахский ТЮЗ":

  • Государственный академический русский театр для детей и юношества имени Н. Сац (постановки на русском языке);
  • Казахский государственный академический театр для детей и юношества имени Г. Мусрепова (постановки на казахском языке).
Государственный академический русский театр для детей и юношества имени Н. Сац / Фото АПН

В 2000 году Государственный академический русский театр для детей и юношества имени Н. Сац переехал в другое здание. Оно было построено в 1981 году как Дворец культуры Алма-атинского хлопчатобумажного комбината (АХБК). АХБК был огромным производством, на котором работала целая армия специалистов. В то время каждому крупному предприятию полагался свой Дом культуры, чтобы сотрудникам было чем заняться в свободное от работы время. В ДК действовало огромное количество кружков. Тут располагались ансамбль народного танца, оркестр народных инструментов, курсы кройки и шитья, изостудии… С развалом Советского Союза АХБК тоже развалился. Дом культуры какое-то время продержался на кружковой работе, а потом здание передали театру.

Помещение это, конечно, изначально не было театральным, но за 20 с лишним лет труппа театра его приспособила под свои театральные особенности. По своей стилистике оно схоже со зданием театра имени Ауэзова, и это понятно: построены они примерно в одно время, в начале 80-х. Оба здания – яркие представители эпохи модернизма в архитектуре. Здание мощное, "брутальное", его архитектура отличается рациональным подходом к построению самих конструкций и внутренних помещений.

Фойе Государственного академического русского театра для детей и юношества имени Н. Сац / Фото АПН

Во внутренней отделке превалируют натуральные материалы – гранит, мрамор, дерево ценных пород. Из декора – мозаичные горельфы работы Владимира Хлебникова и Юрия Функоринео.  

Причём мозаичное украшение и фасада здания, и его фойе выполнены в едином стиле. Был ещё и фонтан с мозаикой, но во время ремонта несколько лет назад его композицию убрали.  

Огромные хрустальные люстры здесь тоже есть – такова, видимо, архитектурная стилистика 80-х.  Пол здесь мраморный, стены выложены мангистауским ракушечником, а лестницы на второй этаж оформленными оригинальными по форме и рисунку каменными перилами.

Фойе ТЮЗа имени Н. Сац / Фото АПН

Массивная колонна в центре фойе – стилизованное Древо жизни – поддерживает плиту зрительного зала. И это тоже модернизм, главный принцип которого – рациональный подход к решению внутренней планировки.

И хотя это здание театром не строилось, у него есть настоящее театральное богатство: сценический поворотный круг! Есть тут и оркестровая яма, прямо под сценой. Она в рабочем состоянии, хотя ею не пользуются.

Сцена ТЮЗа имени Н. Сац / Фото АПН

Главная гордость театра – "историческая" сцена, зеркало которой – 9 на 16 метров. А у сцены есть большие карманы – просторные помещения с двух сторон от пространства сцены, в которых хранятся декорации различных спектаклей и происходит их монтаж. Это позволяет ускорить процесс выноса декораций во время смены мизансцен.

Закулисье ТЮЗа / Фото АПН

Общее количество посадочных мест в роскошном двухэтажном зале – 900.

Есть здесь и другая сцена – камерная (с местами для 52 зрителей), на которой ставят экспериментальные спектакли. Её переделали из комнаты отдыха для VIP-персон, убрав шкафы, кухню, гардероб.

В закулисье расположены гримерные комнаты, костюмерные, пошивочные мастерские, столярный цех. Тут трудятся десятки человек, которые создают сценические костюмы, делают декорации, обеспечивают бесперебойную работу механизмов, смену и перемещение декораций, освещение, звуковое сопровождение.

Выставочная экспозиция в ТЮЗе имени Н. Сац / Фото АПН

А на пятом этаже здания – большой музей, который отражает все этапы исторического пути театра. Здесь собраны фотографии первых спектаклей, первых его актёров, режиссёров, есть реконструкции костюмов первого спектакля – "Красной Шапочки".

Здесь с большим уважением относятся к истории театра и людям, которые тут работали.

Третий этаж здания, к примеру, назван именем Бориса Преображенского – режиссёра и педагога, который возглавлял театр с 1986 года.

Казахский государственный академический театр для детей и юношества имени Габита Мусрепова

Казахский государственный академический театр для детей и юношества имени Габита Мусрепова / Фото АПН

Главное направление деятельности театра – нравственное воспитание подрастающего поколения. Наверное, все алматинцы в юном возрасте бывали в этом театре и помнят его особую атмосферу, его театральный дух. Деятельность театра многократно отмечена наградами на престижных театральных фестивалях.

В 1992 году театру было присвоено имя выдающегося казахского писателя и драматурга Габита Мусрепова. А в 1996 году он стал академическим – так было оценён вклад ТЮЗа в развитие многонационального искусства Республики Казахстан.

Выставочная экспозиция в ТЮЗе имени Габита Мусрепова / Фото АПН

Здание построено в эпоху борьбы с "архитектурными излишествами". Излишеств тут совершенно не наблюдается – простое трёхэтажное здание, которое тем не менее выглядит внушительно, стоит на стилобате, покрытом красным гранитом. Из декоративных украшений обращает на себя внимание тематическое декоративное панно на тему казахского эпоса, авторы – художники Е. Сидоркин, О. Богомолов.

Фасад Казахского государственного академического театра для детей и юношества имени Габита Мусрепова / Фото АПН

В 2002 году на площади перед зданием театра был установлен памятник Габиту Мусрепову – бронзовый бюст на постаменте из розового гранита. Архитектором монумента стал В. Кацев, памятник был выполнен скульптором К. Сатыбалдиным. Памятник был установлен к 100-летию со дня рождения известного казахского писателя, переводчика, критика, драматурга, общественного деятеля.

Фойе ТЮЗа имени Габита Мусрепова / Фото АПН

Здание является памятником архитектуры, внесено в реестр памятников ещё в 1987 году. А 10 ноября 2010 года, когда был утверждён новый государственный список памятников истории и культуры местного значения города Алматы, зданию театра был сохранён статус памятника местного значения.

Выставочная экспозиция в ТЮЗе имени Габита Мусрепова / Фото АПН

Театр очень уютный: в холле зимний сад, а на втором этаже фойе – огромный музей. Тут можно бродить часами, разглядывая старые афиши, фото и костюмы.

Вид со сцены Казахского государственного академического театра для детей и юношества имени Габита Мусрепова / Фото АПН

Зрительный зал в небольшом, казалось бы, здании огромен – 800 мест. Есть здесь и малая сцена, которая совсем не выглядит маленькой. Именно тут проходят показы экспериментальных постановок театра. У этой площадки есть даже собственный вестибюль и своя гардеробная.

Малый зал в ТЮЗе имени Габита Мусрепова / Фото АПН

Сейчас, во время карантинных ограничений, рассадка зрителей осуществляется через кресло, и сразу же образовался дефицит билетов – их раскупили на месяц вперёд, люди соскучились по театру.

Пошивочный цех ТЮЗа имени Габита Мусрепова / Фото АПН

Закулисье здесь тоже уютное, домашнее. Мы были в театре в выходной день, в здании было тихо и темно, и только из пошивочного цеха раздавалось стрекотанье швейных машин – мастерицы-рукодельницы готовили костюмы к очередной премьере…

В этом году театру исполняется 75 лет. За свою многолетнюю историю театр достиг больших успехов, создал базу для развития творчества. Сейчас это один из ведущих театральных коллективов республики, он вносит большой вклад в становление художественной и духовной культуры молодёжи, воспитывает у подрастающего поколения эстетический вкус и формирует правильную жизненную позицию, играет большую роль в развитии казахского театрального искусства.

На сцене ТЮЗа имени Габита Мусрепова / Фото АПН

Три источника

Три театра, три судьбы, три творческих направления. Уже много-много лет они несут в нашу жизнь радость, развлекают, заставляют думать, плакать, смеяться, помогают прожить свою жизнь, наблюдая за актёрами, играющими жизнь чужую.

А ещё эти театры – наша история, наше достояние. И наше будущее.


Автор – Асыл Аязбаева, фото Каната Оспанова, АПН