Причём с каждым разом злоумышленники придумывают более изощрённые способы обмана. Государственные ведомства и различные службы регулярно публикуют предупреждения, однако это не уменьшает статистику. Доверчивые казахстанцы продолжают вестись на удочку мошенников.

В своём новом послании народу Казахстана от 2 сентября этого года "Справедливый Казахстан: закон и порядок, экономический рост, общественный оптимизм" особое внимание президент обратил на противодействие мошенничеству. Обеспечение закона и порядка глава государства отметил в качестве одной из важных задач.

"Всем уполномоченным органам требуется принять решительные меры противодействия мошенничеству и сопутствующим правонарушениям, от которых страдают добропорядочные граждане", − сказал президент. Он также сообщил, что сейчас разрабатывается проект нового закона "О профилактике правонарушений". 

Как чаще всего обманывают казахстанцев

Статистика говорит об увеличении числа жертв интернет-мошенников. По данным Первого кредитного бюро Казахстана, только за первую половину 2024 года в стране выявлено 9936 фактов интернет-мошенничества. Это на 4,1% больше аналогичного периода прошлого года.

Среди наиболее популярных способов обман при покупке на маркетплейсах, интернет-площадках, в социальных сетях и мессенджерах. Ну и, конечно, мошенничество с фишинговой целью – заполучить конфиденциальные данные жертвы. Кроме того, создаются фейковые сайты и аккаунты банков и других организаций, сотрудников госорганов.

Обман на маркетплейсах и в соцсетях

Нередко случается такое, что при попытке сделать покупку через Instagram-аккаунт, позиционирующий себя как онлайн-магазин, клиенты попросту не получают обещанный товар. Продавец перестаёт выходить на связь сразу после получения денег. Как правило, страница может выглядеть довольно убедительно. Но при этом лучше заранее перестраховаться, поискать отзывы о потенциальных продавцах. Иногда обманутые покупатели создают в соцсетях целые сообщества, где предупреждают других, чтобы не попадались на удочку того или иного магазина.

Выступая на пресс-конференции в Службе центральных коммуникаций, начальник Центра по борьбе с киберпреступностью департамента криминальной полиции МВД РК Жандос Сүйінбай упоминал такие способы мошенничества и отмечал, что часто людей привлекают заниженные цены на подобный товар. Но при этом мошенники всегда просят предоплату либо полную оплату. Спикер рекомендовал использовать только проверенные сайты объявлений и маркетплейсы, обсуждать возможность оплаты по факту получения товара, для проверки наличия той или иной вещи созвониться с продавцом по видеосвязи.

Фишинг

Ещё одним из хитрых способов обмана является фишинг, когда мошенники с помощью уловок получают доступ к личным данным пользователя. Это могут быть как пароли от социальных сетей, так и коды от банковских карт и другое. И если с помощью одних сведений злоумышленники взламывают аккаунты и рассылают сообщения от имени своей жертвы, то с помощью других – даже распоряжаются средствами и оформляют кредиты. 

Мошенники просят деньги от имени своих жертв

Об одном из таких случаев рассказала казахстанка, которая получила однажды подозрительное сообщение, однако на тот момент ничего не заподозрила.

"Я получила ссылку от знакомой с просьбой проголосовать за её племянницу и без задних мыслей зашла. Они потребовали номер. Я ввела свой номер. И как-то даже после этого не заходила в Telegram. А потом мне написали мои знакомые: "Что случилось? Почему ты просишь деньги, ты мне в Telegram написала". Я говорю: "Как так?" Попыталась зайти в приложение, не получилось, три дня не могла войти. Потом знакомая, от которой мне изначально пришла ссылка на голосование, сообщила, что ничего мне не отправляла. Я написала у себя в Instagram, что от моего имени мошенники просят деньги. Потом с моего Telegram-аккаунта тоже стали распространять ссылки на голосование. Мне с трудом удалось зайти в свой Telegram, я ввела код и удалила этот аккаунт. Не стала оставлять, потому что, говорят, смысла нет, они опять могут взломать", – поделилась жертва интернет-мошенников Айгерим.

Не доверять подозрительным звонкам!

Первое кредитное бюро предупреждает: в последнее время участились случаи телефонного мошенничества. 

"Злоумышленники могут представляться сотрудниками Первого кредитного бюро, работниками сотовых операторов или банков и утверждать, что на вас пытаются оформить кредит, продлить срок действия вашего номера и так далее. Могут требовать установить на ваш телефон шпионские программы и предоставить им коды из СМС. Просим быть бдительными и не доверять подобным обращениям!" – сказано в обращении.

Национальный банк Казахстана также недавно выступил с предупреждением о похожих схемах мошенничества.

"Во избежание мошеннических действий со стороны третьих лиц Национальный банк рекомендует при поступлении телефонных звонков от якобы работников госорганов и Национального банка прервать разговор. Сообщаем, что работники Нацбанка не осуществляют аудио- и видеозвонки, не обслуживают счета физических лиц, не занимаются страхованием денежных средств, а также не проводят денежные расчёты с населением", – отмечают в финрегуляторе.

Добровольный отказ от кредитов – теперь это возможно

Благодаря новому сервису теперь казахстанцы могут застраховать себя от подобных ситуаций: добровольно отказаться от оформления кредитов на неопределённый срок. Как сообщает пресс-служба АО "НИТ", сделать это можно через портал eGov.kz в разделе "Таможня и налоги", выбрав услугу "Добровольный отказ от получения банковских займов, микрокредитов". Подать заявку может только сам гражданин.

Необходимость ужесточить наказание назрела?

Недавно депутаты сената выступили с предложением ужесточить наказание за интернет-мошенничество в Казахстане. 5 сентября сенатор Асем Рахметова озвучила текст депутатского запроса на имя премьер-министра. Она констатировала, что за 8 месяцев текущего года зарегистрировано 11 765 таких правонарушений, что на 152 больше, чем в прошлом году. 

"Особое внимание нужно обратить на граждан от 40 до 49 лет, потому что они в числе самых уязвимых", – подчеркивает депутат. 

В своём обращении сенатор предложила меры по борьбе с интернет-мошенничеством. В их числе: активное привлечение блогеров и инфлюенсеров к информированию населения, создание горячих линий для консультаций, регулирование использования дипфейков и искусственного интеллекта. Ещё одно из предложений – ужесточить наказание за интернет-мошенничество.