В августе начнется вырубка березовой рощи близ Караганды. На её месте будет автомагистраль. Несмотря на попытки горожан убедить власти переместить трассу в сторону, чтобы деревья остались целыми, решение осталось неизменным. Informburo.kz узнал, чем администрация региона аргументировала свою позицию и почему роща так важна для карагандинцев.

Из истории

Берёзовая роща под Карагандой появилась в 1986 году. Её посадили для создания зелёной зоны вокруг города. Так власти планировали улучшить экологию промышленного района Пришахтинска, сразу за которым и расположилась лесопосадка. Для этого посадили шесть тысяч сеянцев берёзы. Сейчас площадь рощи составляет 2,6 га, из них только 0,06 га планируется перевести на баланс застройщика – АО ШС "КазАвтоЖол".

"Изначально роща была больше, и она была цельной. Но позже, не могу назвать точный год, там случился пожар. Отдыхающие не погасили костёр. Часть деревьев сгорела, и образовался пролесок, который разделил рощу на две части", – рассказывает Максат Муханов, директор Карагандинского лесного хозяйства.

В официальном ответе Карагандинского хозяйства по охране лесов и животного мира на запрос Informburo.kz сказано, что всего в роще было 11 пожаров, все они произошли до 2009 года. Огонь уничтожил 0,5 га лесопосадки. Высаживать деревья на выжженной территорий не стали.

Сейчас за сохранностью рощи следит один лесник Карагандинского лесничества, кроме того, за ним закреплены еще 255 га территорий лесного фонда. По словам Максата Муханова, те деревья, которые подлежат вырубке, – это самосев. Они выросли за годы, прошедшие после последнего пожара, – всего 140 берёз.

Берёзовая роща – одно из любимых мест отдыха карагандинцев. Горожане приезжают сюда не только на пикники, но и просто прогуляться после рабочего дня, дети здесь катаются на велосипедах, а молодые мамы гуляют с колясками. После строительства дороги деревьев станет меньше, магистраль, проложенная через рощу, сделает её шумной, пыльной и небезопасной. Именно поэтому жители города стали протестовать против вырубки.

Резонанс

По словам директора компании-застройщика – карагандинского филиала АО "КазАвтоЖол" Игоря Гафтона, вырубку березовой рощи начали обсуждать ещё три года назад. С тех пор провели три общественных слушания, на которых активисты и экологи дали добро на строительство магистрали, несмотря на необходимость уничтожения насаждений.

Однако для карагандинцев известие о том, что роща вскоре изменится до неузнаваемости, стало совершенно неожиданным.

"Если слушания и были, то мне о них ничего не известно. Я не знал о том, что рощу планируют вырубить, и я бы не дал согласие на это. В Караганде и вокруг неё очень мало насаждений, в основном голая степь. Каждое дерево должно быть на счету", – говорит эколог Дмитрий Калмыков.

Примечательно, что в самом протоколе общественных слушаний, прошедших в 2015 году, подписи Калмыкова и остальных участников мероприятия нет. Зато все они собраны на регистрационном листе, прикреплённом к основным документам. Правда, на нём нет ни печати, ни даты. 12 июля этого года завершилось обсуждение вопроса о передаче земель из лесного хозяйства под строительство транспортной развязки. О возможности оставить свой отзыв на сайте legalacts.egov.kz карагандинцы узнали утром того же дня. Однако, даже при наличии электронно-цифровой подписи, выразить своё мнение на портале удалось не всем

"Я пыталась написать отзыв на сайте. У меня есть ЭЦП, я заполнила все необходимые формы, но сайт просто не загружался, окно, куда необходимо было написать текст отзыва, просто не открывалось. Такая проблема была не только у меня, но и у нескольких моих друзей. В итоге у нас не получилось оставить замечания на сайте", – рассказывает журналистка Земфира Вахитова.

Карагандинцы не оставляют попыток помешать вырубке. В Instagram уже создана страница, посвящённая роще. Там размещен призыв подписать петицию. На сегодняшний день подписи собирают в общественных объединениях и частных компаниях. Петицию подписали уже около сотни человек.


Карагандинцы пытаются отстоять берёзовую рощу / Фото Informburo.kz

Компромисс

После того как на защиту рощи встали карагандинцы, застройщик принял решение пойти на компромисс: для того чтобы горожане могли и дальше отдыхать в этом месте, дорогу, там где она пересекает рощу, огородят шумоизоляционным забором. А под магистралью пророют пешеходный переход.

"Построить подземный переход мы решили вместе с местными исполнительными органами. Наш головной офис уже в курсе этих планов. Стоимость проекта – 12 миллионов тенге", – сообщил Игорь Гафтон.

Таким образом, считает застройщик, отдых карагандинцев не будет испорчен. Что касается деревьев, то их все равно вырубят. Иначе, по словам специалистов, никак.

"Левее места, где пройдет дорога, высажены сосны. 125 тысяч деревьев в рамках плановой высадки леса в 2012 году. Все они прижились, за ними ухаживали. Поэтому, чтобы не потерять такое количество сосен, приняли решение перенести дорогу на просеку, там, где березы выросли самосевом", – поясняет Максат Муханов.

В ответе Карагандинского хозяйства по охране лесов и животного мира сказано, что при выборе места строительства Пришахтинской развязки рассматривалось несколько вариантов, в том числе и те, при которых лесопосадка окажется вовсе нетронутой. Однако ландшафт местности и продольный профиль дороги не позволяют построить безопасный путепровод. Для строительства дороги на этом участке требовалась бы высокая насыпь, а сама магистраль была бы с уклоном, что сделало бы движение по ней рискованным.

На месте, где в скором будущем начнут строить дорогу, растут сосны. Их решили не вырубать, а пересаживать. По словам Муханова, за пересадку будут отвечать специалисты карагандинского лесного хозяйства. Они же, согласно договору с застройщиком, будут следить за тем, чтобы четыре тысячи саженцев, высаженных в роще в порядке компенсации, прижились и не замёрзли зимой.

Сосны, которые планируют перенести в другое место, посадили в 2011 и 2012 годах. По словам специалистов, деревья старше пяти лет имеют низкие шансы приживаемости. К вырубке уже существующих деревьев приступят в августе.