Почему в Казахстане практически приостановлена программа льготного автокредитования
Уже в третий раз программа льготного кредитования замораживается.
После девальвации тенге в 2014 году количество продаж авто в стране снизилось почти в два раза. Поскольку средний возраст автомобилей в Казахстане составлял 12 лет, а 20-летние авто продолжали расти в цене, необходимо было принимать меры.
Количество продаж авто в Казахстане по данным Carsalesbase.com
- 2005 г. – 42 371;
- 2006 г. – 36 267;
- 2007 г. – 41 478;
- 2008 г. – 44 500;
- 2009 г. – 44 975;
- 2010 г. – 25 730;
- 2011 г. – 32 390;
- 2012 г. – 98 231;
- 2013 г. – 165 832;
- 2014 г. – 163 568;
- 2015 г. – 99 677;
- 2016 г. – 44 857;
- 2017 г. – 46 873;
- 2018 г. – 58 276;
- 2019 г. – 72 081;
- 2020 г. – 89 202.
Для стимуляции авторынка в 2015 году правительство запустило программу льготного кредитования. Она была рассчитана на срок до 20 лет в зависимости от источника финансирования, оператором выступил Банк развития Казахстана.
Для финансирования программы Нацбанк увеличил уставной капитал "Казахстанского фонда устойчивости", Банк развития Казахстана заимствовал деньги из КФУ путём выпуска облигаций по 20 млрд в 2019 и 2020 годах на следующих условиях: в тенге по ставке вознаграждения 0,15% годовых, срок обращения – 20 лет.
БРК выделял средства банкам второго уровня на льготное автокредитование на следующих условиях: ставка вознаграждения – не более 1% годовых, срок займа – до 20 лет.
Условия для конечного заёмщика были следующие: номинальная ставка вознаграждения – не более 4% годовых, при этом годовая эффективная ставка не должна превышать 7,5% годовых. Срок кредитования – не более 7 лет, валюта займа – тенге, стоимость одной единицы легкового автотранспорта – не более 15 млн тенге.
С 2015 года из разных источников всего было выделено 72 млрд тенге: 26 млрд тенге – из Нацфонда, 16 млрд – из госбюджета, 40 млрд – из Нацбанка. Уже 60 744 млрд тенге выдано заёмщикам на револьверной основе. Оператором программы выступает Банк развития Казахстана. Последним источником средств стал Нацбанк, который выделял деньги на программу в 2019-2020 годах.
Всего было выдано 28 476 займов на сумму 145,7 млрд тенге. То есть средняя сумма кредита – 5,1 млн тенге.
Так как все выделенные средства освоены, желающим взять авто приходится ждать, пока платежи от погашения действующих кредитов будут направлены на выдачу новых займов. Как правило, ожидание длится свыше полугода.
Выдано средств заёмщикам с учётом "револьверных" финансов:
На 28 января 2021 года
Из средств Национального фонда – 66,3 млрд тенге;
Из средств государственного бюджета – 23,7 млрд тенге;
Из средств Национального банка – 44,9 млрд тенге.
На 26 августа 2021 года
- из средств Национального фонда – 69,1 млрд тенге (+2,7 млрд);
- из средств государственного бюджета – 25,4 млрд тенге (+1,7 млрд);
- из средств Национального банка – 50,1 млрд тенге (+5,6 млрд).
Выдано кредитов с учётом "револьверных" финансов:
На 28 января 2021 года
- из средств Национального фонда – 14 619;
- из средств государственного бюджета – 4 275;
- из средств Национального банка – 7 947.
На 26 августа 2021 года
- из средств Национального фонда выдано – 15 058 (+439);
- из средств государственного бюджета – 4 546 (+271);
- из средств Национального банка – 8 745 (+798).
На длине очереди также сказывается нехватка автомобилей отечественного производства в салонах. Забитая контейнерами с запчастями граница и не самая высокая скорость сборки неблаготворно влияют на насыщение рынка.
Выданные кредиты по программе в разбивке по маркам автомобилей
Hyundai – 60,8 млрд тенге;
KIA – 35,2 млрд тенге;
Lada – 18,6 млрд тенге;
Chevrolet – 9,3 млрд тенге;
Skoda – 6 млрд тенге;
JAC – 3,6 млрд тенге.
На данный момент дефицит авто в салонах Казахстана катастрофический. И это касается не только покупки в кредит, но и приобретения за наличные. Даже если на руках имеется вся необходимая сумма, всё равно придётся ждать в очереди до полугода. Конечно же, дефицит отражается и на росте цен авто на первичном и вторичном рынках.
Чаще всего по программе льготного автокредитования покупают Hyundai – выдано кредитов на 60,8 млрд тенге. На втором месте KIA – 35,2 млрд тенге. Тройку самых реализуемых по льготам авто закрывает Lada с 18,6 млрд тенге.
Примечательно, что в списке проданных в кредит авто имеются седаны, SUV, минивэны и кроссоверы бизнес-класса, такие как Hyundai Santa Fe, KIA K5, Toyota Fortuner, KIA Grandeur, KIA Stinger, KIA Seltos, Peugeot 3008, KIA Carnival.
Самые приобретаемые в кредит по программе модели авто:
Hyundai Tucson – 3 217
Hyundai Elantra – 2 837
KIA Sportage – 1 882
Lada Vesta -–1 740
Lada Granta – 1 654
KIA Rio – 1 633
Ravon Nexia – 1 273
Hyundai Accent – 1 231
Hyundai Creta – 1 126
JAC S3 – 989
В разрезе регионов больше всего авто по программе реализовывались в Алматы, Нур-Султане и Костанайской области.