Почему сбережения казахстанцев на старость отстают от инфляции
С начала года доходность активов ЕНПФ составила всего 0,88% при инфляции в 7,3%. Разрыв между уровнем доходности пенсионных активов и инфляцией увеличивается. В чём причины и стоит ли переживать рядовым казахстанцам?
"Причин для переживаний не вижу"
Основатель и директор образовательной платформы по финансовой и инвестиционной грамотности Finmentor.kz Арман Батаев, говоря о негативных последствиях падения доходности, отмечает, что это глобальный процесс, который переживают многие инвестфонды.
По словам экономиста, отчасти это связано с конфликтом между Россией и Украиной, но основная причина в том, что Федеральная резервная система (ФРС) США повышает процентную ставку. ФРС на прошлой неделе повысила ставку на 0,5%, а до этого – на 0,25%, США намерены и дальше повышать ставки.
Читайте также: Начало рецессии в Америке: как это отразится на Казахстане?
"В долгосрочной перспективе ситуация с доходностью, конечно же, изменится. У ЕНПФ очень долгосрочный горизонт планирования. Обычно среднестатистический человек до выхода на пенсию работает около 40 лет. Поэтому это очень "длинные" деньги, которые фонд может размещать на долгий срок. В краткосрочной перспективе могут быть падения доходности, но в долгосрочной перспективе доходность должна вырасти. Поэтому больших причин для переживаний я не вижу. Тем более если человек в этом году или на следующий год выходит на пенсию, то за этот год ему возместят разницу с учётом инфляции. Но если выходит на пенсию через 20-30 лет, то ему возместят через 20-30 лет, но опять-таки разницу за этот год", – пояснил Арман Батаев.
"Доходность ЕНПФ не может быть высокой по природе"
Экономист Арман Байганов сравнивает деятельность ЕНПФ с работой банка, который вкладывается в ценные бумаги, проводя переоценку и терпя убытки, если в экономике возникают проблемы. Чтобы рисков для инвестпортфеля было меньше, нужно вкладывать в компании разных и обязательно развитых стран, а не только в ценные бумаги отечественных предприятий.
Экономист говорит, что в основном фонд вкладывает в ценные бумаги казахстанских квазигосударственных компаний, где меньше рисков. Плюс пенсионные деньги уходят на содержание аппарата самого фонда. Он приводит в пример пенсионные фонды Японии или Норвегии, которые вкладывают средства вкладчиков в компании других развитых стран.
"Когда только в одну страну вкладываешь, то существует страновой риск. Например, как в России возникли проблемы в связи с санкциями, так и здесь весь инвестпортфель подвергается риску", – поясняет Арман Байганов.
При этом экономист считает, что неправильно сравнивать доходность ЕНПФ по итогам четырёх месяцев. Надо оценивать ситуацию к концу года.
"Доходность фонда не может быть высокой по природе, потому что средства в основном инвестируются в казахстанские государственные и квазигосударственные облигации и ценные бумаги. То есть госкомпании через фонд получают дешёвые деньги, и фонд помогает бюджетным госкомпаниям. Если мы хотим более или менее высокую доходность получать, нужно как минимум половину средств инвестировать в зарубежные ценные бумаги или, возможно, более рискованно – в акции на фондовом рынке. Но важно вкладывать в такие крупные компании, которые защищены от девальвации и имеют стабильную доходность в долларах на протяжении многих лет", – советует Арман Байганов.
"Не нужно обещать населению то, чего не можем сделать"
Разрыв между доходностью и инфляцией говорит о том, что инфляция уничтожает покупательскую способность пенсионеров в будущем, говорит эксперт Института мировой экономики и политики (ИМЭП) Магбат Спанов. Он считает, что оценивать доходность ЕНПФ, как и работу правительства, нужно не менее чем через полгода или год. А сейчас и ситуация нестабильная.
Второй важный момент, на который обращает внимание Спанов, – это отрицательный платёжный баланс. Несмотря на рост цен на энергоносители (основные экспортные товары Казахстана) и положительный торговый баланс, платёжный баланс последние три года (2019, 2020, 2021 годы) показывал отрицательное значение. Такую же ситуацию экономист прогнозирует и в этом году. Всё это указывает на неэффективность функционирующей экономической системы страны.
"Политические и экономические реформы в стране должны идти одновременно, как два колеса одной арбы. Они должны идти в одном русле, соотноситься и помогать друг другу. Начались политические реформы, много говорится об экономических реформах, но реально ничего не делается. Непонятно, какая экономическая модель функционирует в стране. Сначала мы говорим о рыночной экономике, потом – о социально ориентированной. Поймите, что это всё совершенно разные методологические подходы. Шаги, которые предпринимаются, противоречат друг другу", – считает экономист.
По его мнению, если такой разрыв будет продолжатся и денег в ЕНПФ будет меньше, чем необходимо, то это может привести к нарастанию социальных конфликтов в обществе.
"Наверное, не до такой степени, конечно, как это было в январе, но в итоге может радикализировать общество. Поэтому не нужно обещать населению то, чего не можем сделать. К сожалению, до сих пор не могут подготовить нормальную антикризисную программу, которую уже обещают презентовать в июне-июле. Хотя, на мой взгляд, она должна была уже реализовываться с начала февраля. Сейчас наблюдается подход, который зачастую не подкрепляется реальными финансовыми ресурсами", – резюмирует Магбат Спанов.
Оптимистичные прогнозы Нацбанка
12 мая на заседании правительства глава Нацбанка Галымжан Пирматов сообщил, что пенсионные активы ЕНПФ сейчас составляют 12,9 трлн тенге:
- объём инвестиционного дохода с начала года составил около 136,5 млрд тенге;
- пенсионных взносов – 524 млрд тенге;
- пенсионных выплат – 89,6 млрд тенге.
Доходность пенсионных активов за последние 12 месяцев составила 8%.
Галымжан Пирматов уверяет, что Нацбанк в режиме реального времени отслеживает развитие ситуации, оценивая степень влияния санкций на финансовую систему Казахстана, и продолжит принимать меры для обеспечения ценовой и финансовой стабильности.