По следам визита Блинкена: эксперты – о геополитическом контексте и позициях Казахстана
О подтверждении официального визита государственного секретаря США Энтони Блинкена в Астану стало известно 24 февраля. На мероприятии через четыре дня с участием глав внешнеполитических ведомств в формате С5+1 обсуждалось дальнейшее развитие регионального сотрудничества и партнёрства стран Центральной Азии и США. Что показала прошедшая встреча на уровне президента и главы внешнеполитического ведомства Казахстана с представителем американской администрации? Какие сигналы и кому были поданы? Какие заявления Энтони Блинкена стали наиболее важными?
В рамках формата
Как отметил Санат Кушкумбаев, заместитель директора Казахстанского института стратегических исследований при президенте РК, данный визит – первый для Энтони Блинкена в качестве государственного секретаря США в Казахстан и в целом – в страны Центральной Азии. "Понятно, что это не рядовой визит. Позиция госсекретаря входит в топ-3 лидеров американской политики: во внешней он занимает второе место после президента, а в общей иерархии власти – третье после президента и вице-президента. Поэтому Энтони Блинкен был принят на столь высоком уровне – президентом Касым-Жомартом Токаевым и министром иностранных дел Мухтаром Тлеуберди", – разъяснил он.
"Встреча была запланирована в сентябре 2022 года на полях Генассамблеи ООН и проработана заранее. Самому формату С5+1 уже более семи лет, он направлен на улучшение торговых отношений, укрепление стратегического партнёрства (что ещё раз было подчеркнуто в ходе визита) и затрагивает вопросы торговли, инвестиций, транспортных коммуникаций, водообеспечения, энергетики, безопасности. В этом отношении поддержка со стороны США в вопросах регионального сотрудничества, торгово-экономического взаимодействия и углубление связей в сфере энергетики, экологии, климатической повестки, безопасности очень важна", – говорит Санат Кушкумбаев.
Геополитический фон
В рамках двустороннего сотрудничества встреча не стала какой бы то ни было неожиданностью, однако известные геополитические события всё же внесли коррективы в повестку. Они не могли остаться в стороне в ходе диалога, но данный фактор не повлиял на её характер, говорят эксперты.
"Да, встреча вызвала резонанс, в том числе со стороны российских СМИ. Разные эксперты начали воспринимать её как шаг Астаны в сторону Запада – якобы Казахстан начал определяться в своей позиции в "западном лагере", во включении в антироссийский тренд, – рассказывает Ерсултан Жансеитов, эксперт Института мировой экономики и политики при Фонде первого президента РК. – На самом деле этот не так. Казахстан не посылает никаких сигналов, в том числе своим стратегическим партнёрам Китаю и России, продолжая придерживаться своей многовекторной позиции. Визит Блинкена является плановым и не меняет никаких геополитических раскладов в регионе".
Санат Кушкумбаев подчёркивает, что в ходе переговоров не затронуть все глобальные вопросы было невозможно. В повестке были украинские события, и противодействие наркоторговле, экстремизму и терроризму в связи с ситуацией в Афганистане, и санкционная политика в контексте отношений Запада и РФ. "Наша позиция по глобальным международным проблемам известна американской стороне, была ещё раз подтверждена и находит понимание у администрации США", – отметил он.
"Особого влияния геополитического фактора не было. Конечно, фон существует, но он может меняться от встречи к встрече. Понятно, что сейчас существует глобальная турбулентность по линии Запад – Россия, особые противоречия по линии США – Китай, но это не сказывается на той повестке, которая существует в многостороннем формате между странами Центральной Азии и США, – продолжает заместитель директора КИСИ. – Все стороны знают, что ожидать от партнёра, довольно предсказуемы в этом плане, поэтому и повестка была довольно плотная, чётко определённая".
Отдельно следует отметить, говорит эксперт, что несмотря на повторяющиеся заявления со стороны США касательно независимости, суверенитета, территориальной целостности государств региона, они не являются дежурными и очень важны для Казахстан и других стран Центральной Азии.
Санкции и их влияние
На встрече обсуждались и практические насущные вопросы. Министр иностранных дел РК Мухтар Тлеуберди подчеркнул , что ни одна казахстанская компания не попала под вторичные американские санкции из-за сотрудничества или взаимосвязи с российскими организациями, попавшими в санкционные списки. Между тем вопрос непрямого влияния санкционной стратегии США в отношении РФ на Казахстан остаётся актуальным.
"Наша сторона донесла до американских коллег, какое косвенное негативное влияние от санкций Казахстан испытывает. США понимают нашу озабоченность в этом вопросе, какой ущерб это приносит экономике. Должен быть создан механизм компенсации издержек от санкций, в этом плане американская администрация проявила своё понимание и заинтересованность. При принятии будущих ограничений – и американцы это подчеркнули – важно не навредить партнёрам. В этом отношении переговоры были очень успешными", – разъясняет Санат Кушкумбаев.
Ерсултан Жансеитов считает продуктивным и другой результат. "Ранее предполагалось, что Вашингтон начнёт давить на страны Центральной Азии в вопросах сотрудничества с Россией. Однако, как мы видим, вашингтонский истеблишмент полностью понимает нашу ситуацию и торгово-экономические связи с нашими соседями".
"Отказ от ввода вторичных санкций в отношении Казахстана говорит о том, что мы в целом соблюдаем все ограничения и находим понимание со стороны наших партнёров в Вашингтоне", – делает вывод эксперт.
Знаки внимания и дипломатические успехи
Американская сторона позитивно и правильно воспринимает те сигналы, которые подаёт, и те действия, которые Казахстан предпринимает, оценивает итоги встречи Ерсултан Жансеитов.
"Сыграл свою роль и визит президента Токаева осенью 2022 года в США, когда Казахстан демонстрировал себя как открытое государство, которое продолжает следовать своей политике многовекторности и видит Вашингтон одним из своих ключевых партнёров", – говорит он. – Тогда были приглашены многие предприятия для релоцирования в Казахстан, было обещано много преференций, в том числе по налогам и другим условиям. Дипломатические шаги Казахстана дают свои плоды".
Касательно импульсов от встречи эксперт института мировой экономики и политики отмечает другое намерение Штатов и действия, которые Казахстан мог бы предпринять в связи с этим: "Энтони Блинкен заявил, что в ближайшее время возможны новые инвестиции в Казахстан, однако в открытой части встречи это не было конкретизировано. В этой связи может быть рациональным казахстанской стороне самой выступить с предложениями и составить список приоритетных направлений для американских инвестиций, как именно и на каких условиях, какие технологии бы приветствовались для диверсификации и модернизации экономики Казахстана".
"Нашим другим партнёрам нужно понимать, что отношения наших стран очень важны. США является одним из ключевых инвесторов в Казахстан – за 30 лет Вашингтон вложил в экономику РК около 62 млрд долларов. Американские компании приносят с собой не только средства, но и технологии", – поясняет он.
Санат Кушкумбаев рассматривает подобные визиты как сигналы зарубежным инвесторам с точки зрения инвестиционного климата – у нас всё в порядке, мы ответственные, предсказуемые члены международного сообщества.
"На высоком уровне даны соответствующие оценки казахстанским политическим и экономическим реформам. Даже твит, который опубликовал Блинкен до начала мероприятия частично на казахском языке, где поблагодарил Казахстан, президента Токаева за приём, министра Тлеуберди за организацию встречи – демонстрация того, что всё было очень успешно и взаимовыгодно", – акцентирует внимание эксперт. – Американская сторона показала свои ожидания, поддержала те реформы и демократические начинания, которые осуществляются в нашей стране".